Транспорт в логистике

1. Основы транспортной логистики — определения, сущность и цели

Современный рынок транспортных услуг изобилует большим количеством предложений. В условиях созданной конкуренции транспортные логистические компании стараются предложить наиболее выгодные условия сотрудничество для клиентов.

Но как же человеку, который не знаком с организацией работы транспортных компаний, выбрать надежного исполнителя? Кто способен обеспечить максимальную продуктивность при минимуме издержек? Давайте попробуем разобраться. О том, что такое логистика, мы уже писали в предыдущей статье.

Для начала следует немного ближе ознакомиться с основными терминами. Что такое транспортная логистика?

Своими словами такое понятие можно объяснить как механизм управления перевозкой грузов. Транспортировка готовой продукции или необходимых компонентов для обеспечения производственного процесса является составляющим фактором коммерческого успеха.

Транспортная логистика — это система по организации доставки груза с минимальными временными затратами и оптимизацией расходов на доставку.

Транспортная логистика бывает внутренней и внешней. Первая обеспечивает внутрипроизводственные перевозки, а вторая — снабжение предприятий и сбыт готовой продукции.

Например

Бизнесмен Андрей организовал небольшую производственную компанию по изготовлению изделий из пластмассы. На первоначальном этапе продавать продукцию в одном городе удавалось при использовании одной служебной машины.

Однако с увеличением производства и появлением партнеров в других городах возникла необходимость привлечь к использованию большее количество автомобилей. В этом ему очень помогла транспортная логистическая компания.

Основная цель логистики заключается в максимальном использовании потенциала грузоподъемности подвижного состава и организации регулярных поставок без складов.

Транспортная логистика тесно связана со складской логистикой, о которой шла речь в одной из предыдущих статей.

Грузовая логистика подразумевает реализацию нескольких различных этапов:

  • подбор наиболее подходящего транспортного средства;
  • подсчет необходимых расходов;
  • подготовку документации;
  • погрузку транспортируемого груза;
  • процесс транспортировки;
  • разгрузку на конечном пункте.

В случае необходимости доставки продукции за границу транспортная логистика должна дополнительно учитывать таможенные услуги. При этом проводится таможенная очистка. Оформление груза в этом случае осуществляется по особому принципу.

2. Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы

Очень большой проблемой развития транспортной логистики в нашей стране является отсутствие грамотных бизнес-проектов, в которых четко прописаны функции каждого из подразделений компании.

Невозможность четкого разграничения обязанностей приводит к тому, что один сотрудник выполняет различные виды работ, не будучи профессионалом в данной отрасли. Этот момент следует учитывать еще на этапе обучения данному виду логистики.

Транспортная логистика в России развивается не слишком стремительно.

Существует целый ряд причин, влияющих на это:

  • нестабильная экономическая ситуация;
  • невысокий уровень развития производства тары и упаковки;
  • плохое состояние дорожного покрытия;
  • невысокий уровень производственно-технической базы.

Итак, друзья, несмотря на определенные трудности развития транспортной логистики на данном этапе, есть все необходимое, чтобы такое направление активно развивалось в ближайшем будущем, и оно реально развивается!

В пример можно привести друзей и партнеров сайта ХитёрБобёр.ru — транспортную компанию GLP, которая осуществляет перевозки по Москве и Московской области. Также у компании есть аккаунт в Инстаграме. Ее руководитель Яна Гулинчук не только профессионально ведет свой бизнес, но и всесторонне развивается.

Мой друг и совладелец сайта ХитёрБобёр.ru Виталий познакомился с мужем Яны одном из обучающих мероприятий Бизнес-молодости. С тех пор мы общаемся и дружим и готовы поручиться за качество услуг этой транспортной компании.

3. Какие задачи решает транспортная логистика — 5 основных задач

Основные задачи транспортной логистики заключаются в создании транспортных цепей, по которым в дальнейшем будет осуществляться транспортировка грузов.

Также следует отметить важность анализа конечных пунктов, построения оптимального пути доставки и выбора транспортного средства. Во время перевозки должен быть обеспечен максимальный контроль за сохранностью груза.

Задача 1. Анализ конечных пунктов

На данном этапе производится прокладка предварительного маршрута в зависимости от расстояния между пунктами. При этом учитываются особенности выбранного отрезка пути, на основе чего производится выбор наиболее подходящего транспортного средства.

В определенных ситуациях может возникнуть необходимость прибегнуть к использованию разного вида транспорта на отдельных участках.

Задача 2. Анализ свойств груза

После детального анализа технических и эксплуатационных характеристик транспортируемого груза производится выбор подходящего транспорта, а также создается удобный маршрут.

При условии, если выполняется перевозка опасных веществ, то такой маршрут должен быть проложен вдалеке от густонаселенных пунктов и стратегически важных объектов. Дополнительно при выполнении такого рейса может потребоваться специальное разрешение.

Задача 3. Выбор подходящего транспорта

Сущность транспортной логистики заключается в обеспечении своевременной доставки груза. Без выбора наиболее подходящего транспорта разрешить такую задачу не предоставляется возможным.

Перевозка может выполняться различными типами транспортных средств.

Основные плюсы и минусы перевозки груза различными видами транспорта приведены ниже в таблице:

Критерии сравнения Автомобильный транспорт Ж/д транспорт Морской транспорт Воздушный транспорт
1 Скорость доставки Средняя (±) Средняя (±) Низкая (-) Высокая (+)
2 Грузоподъемный потенциал Max низкий (-) Высокий (+) Max высокий (+) Высокий (+)
3 Тарифы Низкие (+) Низкие (+) Высокие (-) Max высокие (-)
4 Мобильность Высокая (+) Низкая (-) Низкая (-) Высокая (+)
5 Сохранность груза при перевозке Средняя (±) Высокая (+) Высокая (+) Max высокая (+)

Задача 4. Построение оптимального маршрута

Логистика транспортных систем включает в себя построение оптимального маршрута доставки груза, по которому транспортировка будет выполняться в сжатые сроки. При этом обязательно учитывается необходимая скорость доставки, оговоренная с заказчиком на предварительном этапе сотрудничества.

Также берутся во внимание специфика транспортируемого груза и географическое положение всех точек маршрута.

Перед достижением положительного результата может быть создано несколько различных вариантов пути доставки. После отсеивания малоперспективных маршрутов остается оптимальный вариант, который включает минимальные показатели времени и расходов.

В зависимости от климатических и других внешних факторов по ходу работы в маршрут могут вноситься некоторые корректировки.

Задача 5. Контроль груза при транспортировки

Для выполнения установленных временных рамок следует тщательно отслеживать передвижение груза и при необходимости вносить некоторые правки в маршрут.

Поломка транспорта, задержка при проведении погрузочно-разгрузочных работ — всё это может привести к нарушению сроков поставки. Следить за передвижением транспорта можно при использовании современных навигационных устройств.

Водитель транспортной компании «Фрегат» при выполнении рейса пробил заднее колесо. Устранение неполадки выбило его из первоначально составленного графика передвижения.

Водитель сообщил об этой проблеме штатному логисту компании, который в кратчайшие сроки скорректировал маршрут. В конечном итоге сроки доставки не были нарушены и заказчик остался очень доволен, согласившись на дальнейшее сотрудничество.

4. Как правильно выбрать транспортную компанию по перевозке груза — советы от эксперта для новичков

Разобравшись с тем, что такое транспортная логистика, можно переходить к разрешению конкретных задач — выбору компании, которая сможет обеспечить быструю и качественную перевозку грузов.

Очень важно учитывать:

  1. Опыт работы компании. Возраст компании, занимающейся транспортировками грузов, является показателем её устойчивости и свидетельствует об отлаженности механизма работы.
  2. Технологии работы. Компании с большим практическим опытом работы уже успела наладить определенные технологии, позволяющие добиваться положительного результата. Тесное взаимодействие с подрядчиками на различных этапах поставки позволяет разрешать любые возникающие вопросы.
  3. Персонал компании. Все штатные сотрудники должны быть одним целым и иметь достаточный практический опыт. Это является залогом профессионализма любой фирмы.
  4. Специализация логистической фирмы. Небольшие логистические компании в большинстве случаях оказываются лишь посредниками. Проверенные фирмы, которые специализируются на доставках сборных грузов, не могут быть маленькими по определению. Такой поставщик услуг может быть достоин внимания.
  5. Особенности перевозки продукции, которую производит ваша компания. При выборе целесообразнее отдавать предпочтение тому исполнителю, который длительное время занимается перевозками похожей продукции.

Всем вышеперечисленным критериям по нашему мнению отвечает транспортная компания GLP, которая оказывает услуги грузоперевозок по Москве и Московской области. У компании также есть аккаунт в Инстаграме.

Команда сайта ХитёрБобёр.ru лично знакомо с руководством компании. Так что, друзья, если Вам нужно перевести груз, смело обращайтесь к ребятам из GLP, за их качество работы наш портал ХитёрБобёр.ru ручается на 100%.

Длительное представительство компании на рынке услуг является гарантией того, что фирма качественно разрешает поставленные задачи и выдерживает конкуренцию с другими компаниями.

Целесообразнее всего прибегать к услугам перевозчика, который осуществляет свою деятельность более пяти лет. Проще всего отыскать такую информацию на тематических форумах.

Весь персонал логистической компании должен оперативно реагировать на возникающие трудности и различные конфликтные ситуации. Квалификация и практический опыт штатных сотрудников не должны вызывать никаких сомнений.

При доставке груза произошла небольшая задержка по причине проведения таможенных процедур. Надежный поставщик услуг в такой ситуации предоставит заказчику компенсацию.

Маршрутизация транспортных потоков

Маршрутизация транспортных потоков – это совокупность процедур по выбору характеристик пути следования транспортных средств, при которых будут выполняться логистические правила доставки грузов.

Задача маршрутизации становится особенно актуальной при многовариантности распределения грузовых потоков. Ее постановка необходима, в первую очередь, при использовании автомобильного транспорта ввиду того, что сеть автомобильных дорог достаточно широка и позволяет достигать пункта назначения разными путями в зависимости от условий движения. В значительно меньшей степени задача актуальна для воздушного или морского транспорта, поскольку в мире существует система сформировавшихся устойчивых линий (так называемых торговых путей, или транспортных коридоров), которыми пользуются в практике грузоперевозок чаще всего. И совсем в малой степени она имеет значение для речного, железнодорожного и трубопроводного транспорта, где выбор маршрута ограничен наличием и протяженностью путей сообщения на данной территории.

При организации доставки грузов необходимо предварительно определиться с выбором в решении следующих ключевых вопросов:

  • • маршрут движения;
  • • вид транспорта и транспортные средства;
  • • перевозчик;
  • • технология транспортировки.

Маршрут (от франц. marche – ход, движение вперед, route – дорога, путь) – путь следования транспортных средств.

Маршрутам присущи следующие характеристики: узловые точки (начальная, конечная, промежуточные), направление (сообщение) движения, траектория, дальность, сложность (рискованность), устойчивость, гибкость.

В узловых точках транспортные потоки формируются, преобразовываются и погашаются. К узловым точкам относят:

  • • склады, терминалы;
  • • остановки, станции, порты и т.д.;
  • • грузовые территории (дворы, площадки, пункты);
  • • места промысла, добычи, переработки, накопления и распределения, производства, торговли и т.д.

Например, формирование потоков может происходить на складах отправки (склад готовой продукции производственного предприятия), преобразование – на терминалах перевалки с локального (автомобильного) транспорта на магистральный (железнодорожный, водный или воздушный), погашение – на складе назначения (склад приемки торговой сети).

Направление (сообщение) движения – это перемещение относительно определенных ориентиров (сторон света, географических, административных, инфраструктурных объектов и т.д.). Например, перевозки по маршрутам Азия – Европа, Санкт-Петербург – Москва и т.д.

Траектория – это линия или фигура, которую описывает транспортное средство при движении (прямая, дуга, ломаная, многоугольник, эллипс и др.). Например, движение по прямой логистически более оправдано, чем по криволинейной траектории, поэтому в рамках внутриконтинентальных массовых перевозок там, где возможно, преимущественно используется железнодорожный, а не речной транспорт, так как возводимые железные дороги спрямлены, а созданные природой естественные водные пути (реки) обладают большой степенью кривизны. Кроме того, скорость движения железнодорожного транспорта значительно выше, чем у речного.

Дальность – это длина пути следования транспортного средства. Принято выделять: короткие (до 100 км или в пределах населенных пунктов, районов и между ними), средние (от 100 до 1000 км или в пределах областей, краев, республик, округов и между ними) и дальние (свыше 1000 км или в пределах стран и между ними) расстояния.

Сложность (рискованность) – это совокупность условий движения, к которым относятся:

  • • рельеф местности;
  • • климат;
  • • состояние инфраструктуры;
  • • необходимость смены вида транспорта;
  • • таможенные, пограничные, административные режимы;
  • • экономическая, техногенная, природно-экологическая, политическая, военная, криминальная обстановка и т.д.

Пример

Действие мер технического регулирования – жесткие ограничения движения по весенним дорогам – продемонстрировал приказ Росавтодора от 24 января 2012 г., запретивший в течение месяца в период с 1 апреля по 25 июня (установление конкретных сроков возложено на региональные власти) передвигаться по ряду участков федеральных и региональных трасс автомобилям с нагрузкой более 5–6 т на ось (при двухосной тележке). При таких ограничениях, предупреждали автопроизводители, могут остановиться поставки новых автомобилей в дилерские центры: на федеральную трассу не смогут выехать даже пустые автовозы, поскольку имеют нагрузку в 5 т на ось. За превышение надо платить компенсацию.

С учетом компенсации перевозки во многих случаях становятся экономически нецелесообразными, написала в письме на имя вице-премьера Игоря Шувалова Ассоциация европейского бизнеса.

Аналогичное обращение к Шувалову отправила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), сообщил гендиректор «Совтрансавто грин лоджистикс» Анатолий Иванов. «Наша компания осуществляет перевозки легковых автомобилей и работает с заводами Санкт-Петербурга и Калуги, где производство идет непрерывно и автовозы грузятся круглосуточно. Задержка с вывозом готовой продукции недопустима, так как ведет к остановке конвейеров», – объяснил он.

Ограничения способны негативно повлиять на работу завода Volkswagen Group Rus в Калуге, так как складских площадей может не хватить, предупредила представитель группы Наталия Севостьянова. Volkswagen Group Rus прибег к разработке альтернативного плана для каждого региона России и просил дилеров увеличить в этот период количество автомобилей в наличии. «Хендэ мотор СНГ» тоже постаралась создать большие склады автомобилей в регионах, куда во время запрета перевозок автомобили нельзя будет поставлять по железной дороге, сообщил представитель компании.

По подсчетам компании Toyota Motor, выплата компенсации увеличит стоимость перевозок в среднем в 5–6 раз – например, рейс из Петербурга в Москву подорожает примерно с 50 000 до 300 000 руб. Это приведет к росту цен на машины. Поставки автомобилей в дальние регионы России могут вообще прерваться на срок до двух месяцев, так как ограничения вводятся последовательно на разных участках ключевых трасс. Весной наблюдается повышенный спрос на автомобили, поэтому весенние ограничения могут негативно сказаться на результатах продаж по итогам года, резюмирует представитель компании.

Автопроизводители просили правительство установить нагрузку на приемлемом уровне – участники рынка говорят о 8 т на ось. А АСМАП в письме к Шувалову предложила разрешить осуществлять перевозки ночью, как это происходит с негабаритными грузами во время летней жары, или снизить размер компенсации до экономически обоснованной.

Официальное мнение Росавтодора основывалось на том, что вводимые ограничения учитывают международную практику, состояние дорог (60% дорожной сети – ниже нормативного уровня) и потребности населения. На товары повседневного спроса – продукты, лекарства, удобрения – ограничения не распространялись.

Действительно, ограничения в других странах есть, но они там экономически просчитаны, возражали бизнесмены. Например, в Канаде, похожей по климатическим условиям на Россию, весной нагрузка на ось на федеральных трассах не лимитируется, а там, где лимитируется, устанавливается в 90% предельной нагрузки в обычных условиях, утверждал сотрудник автоторговой компании. Для России это было бы 9 т на ось. На панъевропейские транспортные коридоры и другие важные для международных перевозок дороги Европы сезонное ограничение по нагрузке на ось тоже не распространяется, отметил гендиректор транспортно-логистической компании AsstrA Forwarding Олег Германович.

Жесткость ограничений в России обоснована необходимостью серьезного ремонта дорог, настаивал в дискуссии чиновник Росавтодора. Отправители коммерческих грузов могут весной платить компенсацию или оптимизировать перевозки. Например, машины можно было бы возить по железной дороге или перегонять своим ходом, рассуждал сотрудник Минтранса России.

Железную дорогу сложно рассматривать в качестве полноценной альтернативы автотранспорту из-за недостатка вагонов и роста тарифов, посчитал Германович. И почему вопрос с дорожным полотном пытаются решить только за счет перевозчиков, а не благодаря повышению стандартов строительства федеральных дорог, – он не понимает. Ответ чиновника Росавтодора прозвучал категорично: больше платить должны те, кто перевозит больше грузов.

Устойчивость – это наличие налаженных в организационно-экономическом, социально-политическом, нормативно-правовом, коммерческом, технико-технологическом смысле способов движения. Например, наличие современных востребованных международных железнодорожных, воздушных, морских, автомобильных и трубопроводных линий, соединяющих между собой страны и континенты и обеспечивающих огромный мировой пассажиро- и товарооборот, а также местных, локальных, городских, пригородных и междугородных линий (автотранспорт различной грузоподъемности, малая авиация, речные маршруты, каботаж, метрополитен, электротранспорт, автобус, такси и т.д.).

Гибкость – это возможность выбора из нескольких вариантов маршрутов, возможность смены направления, траектории движения. Например, доставка грузов из Китая в Европу может осуществляться по различным маршрутам с использованием различных видов транспорта.

Основные виды маршрутов, применяемые на любых видах транспорта, представлены в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Виды маршрутов

Признак классификации

Вид маршрута

Характеристика маршрута

Конфигурация

Линейный (прямой)

Одна начальная и одна конечная не совпадающие между собой точки. Движение осуществляется от пункта отправления до пункта назначения

Веерный (совокупность линейных)

Одна или несколько начальных и одна или несколько конечных не совпадающих между собой точек. Движение осуществляется от одного пункта отправления до нескольких пунктов назначения или от нескольких пунктов отправления до одного пункта назначения

Цикличность

Радиальный

Начальная и конечная точка совпадают. Движение от пункта отправления до пункта назначения и обратно осуществляется по одному и тому же пути

Кольцевой

Начальная и конечная точка совпадают. Движение осуществляется по замкнутому контуру, проходя через промежуточные точки, с возвратом в исходную точку

Маятниковый

Многократная циркуляция между двумя конечными пунктами. Движение туда и обратно осуществляется по одному и тому же или разным путям

Использование пробега

С полностью груженым пробегом

Движение с грузом на цикличных маршрутах на всем протяжении от точки отправления до точки назначения со всеми промежуточными точками (коэффициент пробега равен 100%)

С частично груженым пробегом

Часть обратного или ряда промежуточных пробегов на цикличных маршрутах осуществляется без груза (коэффициент использования пробега находится в диапазоне от 50 до 100%)

С холостым пробегом

Обратный или ряд промежуточных пробегов на цикличных маршрутах целиком осуществляется без груза (коэффициент использования пробега находится в диапазоне от 0 до 50%)

Цель движения

Развозной

Движение с грузом от одного поставщика нескольким потребителям (например, развоз своим транспортом хлеба с пекарни до сети продовольственных магазинов)

Сборный

Движение с грузом от нескольких поставщиков одному потребителю (например, материально-техническое снабжение своим транспортом крупного промышленного предприятия от разных поставщиков)

Сборно-развозной

Движение с грузом от нескольких поставщиков нескольким потребителям (например, работа судна-контейнеровоза между различными портами, где последовательно происходит выгрузка контейнеров одних грузовладельцев и погрузка других)

Определенность

Запланированный

Основные параметры (узловые точки, направление, траектория, дальность, условия движения) заранее определены

Незапланированный

Основные параметры заранее нс определены

Изменяемый

Основные параметры могут корректироваться

Выбор маршрута движения транспортных потоков в цепях поставок сопряжен с выбором вида транспорта и транспортных средств. Альтернативы выбора определяет наличие взаимозаменяемых видов транспорта, что позволяет недостатки одного вида компенсировать достоинствами других.

Сравнение отдельных видов транспорта проводится в разрезе нескольких критериев, включая (табл. 9.3):

  • • грузоподъемность – максимальная нетто-масса груза, перевозимая на данном транспортном средстве;
  • • пропускную способность – количество единиц транспорта, проходящих в единицу времени через транспортную систему;
  • • провозную способность – количество единиц груза, проходящих в единицу времени через транспортную систему;
  • • скорость движения – средняя техническая скорость, т.е. расстояние, проходимое транспортным средством в единицу времени;
  • • расстояния – экономически эффективные дальности рейсов;
  • • регулярность – постоянство перевозок на протяжении периода времени;
  • • капиталовложения – единовременные затраты на внедрение технологий и освоение перевозок на начальном этапе;
  • • тарифы (стоимость перевозки) – текущие затраты на транспортировку;
  • • качество доставки – 100-процентная надежность по времени прибытия в пункт назначения при сохранности груза;
  • • маневренность – возможность оперативно менять параметры движения при необходимости;
  • • универсальность – способность перевозить различные виды грузов;
  • • время подготовительно-заключительных операций – время, необходимое для начала и завершения процесса транспортировки;
  • • наличие подъездных путей – транспортная связь между местом отгрузки/назначения и магистралью;
  • • сезонность, климат – возможность функционировать круглый год, в любую погоду.

На основе сравнительного анализа достоинств и недостатков отдельных видов транспорта определяются сферы их целесообразного применения (табл. 9.4).

Тенденции регионализации и интернационализации бизнеса приводят к усложнению цепей поставок, расширению географии перевозок и увеличению дальности маршрутов. Сообразно этому в организации транспортировки совершается переход от простых прямых перевозок к смешанным, возникает необходимость перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, например, с морского или железнодорожного на автомобильный.

Современную логику доставки грузов иллюстрирует рис. 9.3, на котором понятием вспомогательной транспортной линии обобщается совокупность операций, предназначенных для связи складов отгрузки и назначения с магистральными видами транспорта. Данная схема отражает практику использования нескольких последовательно вовле-

Таблица 9.3

Аналитическое сравнение видов транспорта

Показатель

Вид транспорта

автомобильный

железнодорожный

морской

речной

авиационный

трубопроводный

Грузоподъемность

Низкая

Огромная

Большая

Средняя

Низкая

Огромная

Пропускная и провозная способность

Низкая

Большая

Большая

Средняя

Низкая

Огромная

Скорость

Средняя

Высокая

Низкая

Низкая

Очень высокая

Постоянная

Расстояния

Короткие

Дальние

Дальние

Средние

Дальние

Дальние

Регулярность

Высокая

Очень высокая

Средняя

Низкая

Средняя

Очень высокая

Капиталовложения

Низкие

Огромные

Высокие

Средние

Высокие

Огромные

Тарифы

Высокие

Высокие

Низкие

Низкие

Очень высокие

Очень низкие

Качество доставки

Высокое

Среднее

Низкое

Низкое

Высокое

Высокое

Маневренность

Очень высокая

Низкая

Средняя

Средняя

Средняя

Отсутствует

Универсальность

Высокая

Очень высокая

Высокая

Высокая

Низкая

Очень низкая

Время подготовительно- заключительных операций

Очень короткое

Долгое

Долгое

Среднее

Долгое

Очень долгое

Наличие подъездных путей

Всегда

Редко

Очень редко

Часто

Очень редко

Очень редко

Сезонность, климат

Высокая

Высокая

Низкая

Низкая

Низкая

Высокая

Таблица 9.4

Назначение видов транспорта

Вид транспорта

Назначение

Железнодорожный

Массовые перевозки различных видов грузов на средние и дальние расстояния

Автомобильный

Развоз небольших партий грузов на короткие и средние расстояния

Морской

Массовые межконтинентальные перевозки различных видов грузов

Речной

Недорогая доставка больших партий разнообразных грузов. Часто используется ввиду отсутствия магистралей других видов транспорта

Самолетный

Скоростная доставка небольших партий ценных грузов

Вертолетный

Перевозки в труднодоступные районы небольших партий грузов

Трубопроводный

Массовые перевозки жидких и газообразных грузов на различные расстояния

ченных в процесс транспортировки видов транспорта, связующим звеном которых предстает терминал – комплекс устройств, расположенных в конечном или промежуточном пункте транспортной сети и обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта.

Рис. 9.3. Принципиальная схема доставки грузов

Пример

Железнодорожная монополия «Российские железные дороги» (РЖД) разрабатывает Концепцию создания терминально-логистических центров на территории РФ. Проект документа предполагает строительство в ближайшие годы 18 терминалов для обработки и хранения грузов суммарной мощностью 210 млн т в год. Самыми крупными будут склады на подходах к морским портам (так называемые сухие порты); «Приморский» – на Дальнем Востоке, «Таманский» – в Краснодарском крае и «Балтийский» – в Ленинградской области. Их общая мощность – 55,9 млн т грузов в год. Инвестиции в строительство сухих портов, по подсчетам РЖД, составят 124,8 млрд руб.

Небольшие терминалы (мощностью 10,2–8,9 млн т в год), согласно Концепции, появятся в Брянске, Воронеже, Нижнем Новгороде и других городах.

Общие инвестиции в строительство терминалов, по оценкам РЖД, – 560,8 млрд руб. Это в два с лишним раза дороже затрат на аналогичные проекты частных компаний, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов: если частники планируют тратить около 1 млрд руб. на 10 т мощности, то у РЖД получилось 2,5 млрд руб. Расчет инвестиций в проекте Концепции пока не окончательный, говорит на это представитель РЖД. Монополия уже ведет переговоры с Внешэкономбанком о финансировании строительства терминалов, сообщил представитель банка: переговоры с РЖД находятся в начальной стадии, но потенциально проект интересен банку.

К проектам строительства своих терминалов РЖД также надеется привлечь инвесторов. Они войдут в капитал проектных компаний, которые будут строить терминалы, а потом будут сдавать склады в аренду железнодорожным операторам, говорится в материалах РЖД. Со списком потенциальных партнеров РЖД еще не определилась, уточняет представитель монополии.

Безбородов считает, что РЖД будет непросто найти инвесторов: компании, которые нуждаются в таких терминалах, строят их сами. В Ленинградской области работают терминалы Национальной контейнерной компании (НКК) и Global Ports. FESCO и группа «Сумма» планируют построить такие терминалы в Московской области. Представители FESCO, Global Ports, «Суммы» от комментариев отказались. Их коллега из НКК сказал, что компании потенциально интересно участие в проектах РЖД. С увеличением грузооборота у стивидоров возникла острая необходимость в «сухих портах» – они разгружают порты и увеличивают их пропускную способность, напоминает топ-менеджер крупного портового оператора. Но будут ли востребованы такие склады в Воронеже или Нижнем, спрашивает он.

Точные сроки строительства складов в Концепции не указаны, но в документе говорится, что терминалы должны обеспечить перевозку грузов, в частности, для строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 г. Значит, построить терминалы нужно в ближайшие год–два, говорит Безбородов.

Выбор видов транспорта сопровождается выбором перевозчика, для чего существует ряд отработанных методик: экспертные оценки, сравнительный анализ, выбор по рекомендациям и т.п. В основу всех методов положен анализ соответствия потенциальных перевозчиков значимым для грузовладельца критериям оценки с применением следующего алгоритма. По результатам исследования рынка перевозчиков отбираются субъекты, наиболее соответствующие требованиям заказчика по совокупности предварительно ранжированных по степени значимости критериев (табл. 9.5) с применением балльной шкалы оценок, например, от 1 до 10. Окончательный выбор делается в пользу перевозчика с максимальной агрегированной оценкой:

где – агрегированная оценка г-го перевозчика () по совокупности критериев у (); – коэффициент значимости j-го критерия (); – оценка i-го перевозчика по j-му критерию.

Таблица 9.5

Оценка и выбор перевозчика

Критерий выбора

Коэффициент значимости

Степень соответствия перевозчика критерию выбора, баллы

Перевозчик 1

Перевозчик 2

Перевозчик i

Перевозчик п

1. Надежность времени доставки

2. Затраты (тарифы) на перевозку

3. Общее время доставки

4. Услуги грузопереработки и комплектации

5. Сохранность груза

Экспедирование

Мониторинг доставки

Гибкость маршрутов

Готовность перевозчика к изменению сервиса

т. Пакетный сервис

Агрегированная оценка

Выбор технологии транспортировки – заключительный этап маршрутизации транспортных потоков – предполагает обоснование комплекса операций транспортировки и обслуживания транспортных потоков на маршруте следования (см. параграф 9.3).

Комплексным решением в маршрутизации транспортных потоков является формирование так называемых транспортных коридоров.

В логистике транспортный коридор служит для обеспечения связности и непрерывности транспортного потока, а также его беспрепятственного прохождения на определенном направлении, поэтому он играет важную роль в формировании канала товародвижения и построения цепей поставок. Транспортные коридоры являются подсистемой транспортной логистической системы в составе региональной (мезологистической), национальной (макрологистической), глобальной (мегалогистической) систем.

Транспортные коридоры представляют собой совокупность магистральных транспортных коммуникаций (как имеющихся, так и вновь создаваемых) с соответствующей инфраструктурой, связывающих крупные транспортные узлы, в которых используются различные виды транспорта, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров как в национальном, так и в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации. По времени действия транспортные коридоры могут быть:

  • • разовыми – предназначены для однократного прохождения транспортного потока, например, воздушные коридоры для материально-технического снабжения регионов в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • • временными – функционируют в течение определенного периода времени, например, сезонные, обеспечивающие снабжение крупных промышленных, строительных объектов;
  • • постоянными – устойчиво существующие транспортные связи между регионами, обоснованные с экономической, социальной, политической точек зрения.

Кроме того, транспортные коридоры различаются:

  • а) по масштабам охвата территорий – национальные, международные и т.д. Так, по определению Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, международный транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и с тационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок;
  • б) виду основного используемого транспорта – автомобильные, железнодорожные, морские.

Пример

Станция Новый Порт всегда работает в особом режиме, обслуживая ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и ОАО «Петролеспорт». Поэтому при увеличении вагонооборота в адрес любого из двух городских портов для данной станции возникают трудности двойные: морской порт Санкт-Петербург – самый крупный из российских на Балтике, станция же старая, ей свыше 130 лет.

Руководство станции думает над тем, как разрешить ситуацию. Один из путей – введение твердых ниток контейнерных поездов, или блок-трейнов.

Недавно открыли контейнерный маршрут до Кондопога, где производится треть газетной бумаги в стране. Сформировали два состава из большегрузных специализированных фитинговых платформ под контейнеры грузоподъемностью 45 т. Рулоны с бумагой будут прибывать в адрес «Петролеспорта» для перегрузки на судно не только в полной сохранности, но и быстро.

Этот проект – четвертый в череде логистических новинок. Уже запущены маршруты до Предпортовой в сотрудничестве с фирмой «Модуль», в Шушары – с фирмой «Восход».

Нитка до «сухого порта» в Янино (Ленобласть) заканчивается на станции Заневский Пост. Проект, реализованный совместно с фирмой «Н-Транс», готовился долго, он уникален. После длительных переговоров на уровне руководства Октябрьской железной дороги и Дирекции по управлению движением данный поезд был запущен на коротком плече. Терминал принадлежит компании «Петролеспорт», от сотрудничества с которой Октябрьская дорога ждет многого.

Самое главное в проекте блок-трейна Заневский Пост – Новый Порт – это экология и обход пробок в черте мегаполиса. Автотрейлеры прибывают на «сухой терминал» Янино, где контейнеры на экспорт перегружаются с автомобилей на фитинговые платформы с последующим отправлением поездов на станцию Новый Порт. С импортными контейнерами происходит «обратная» логистическая схема: они разгружаются с иностранных судов и едут на фитинговых платформах на станцию Заневский Пост.

Функционирование транспортных коридоров обеспечивается:

  • • формированием нормативно-правовых условий, разработкой и принятием национальных и международных правовых актов, например, относительно грузовых сопроводительных документов, обеспечивающих равноправное использование терминальных мощностей и других инфраструктурных объектов;
  • • внедрением современных таможенных технологий, способствующих ускорению процедуры перевозки грузов и пассажиров;
  • • развитием транспортной инфраструктуры, созданием условий для удовлетворения потребностей пользователей путем предоставления сервиса международного уровня.

В целом с учетом сложности задачи маршрутизации, сопряженной с выбором, в решении ее применяются методы экономико-математического моделирования, среди которых наиболее разработанными являются методы линейного программирования. В частности, широкое распространение на практике получила так называемая транспортная задача или задача коммивояжера.

  • Виноградова E., Товкайло М. Дилеры на приколе // Ведомости. 2012. 28 марта.
  • Транспортировка в логистике: учеб. пособие / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, И. А. Пластуняк, Н. Г. Плетнева. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2005. С. 11.
  • Челпанова М., Письменная Е. Полтриллиона на склады // Ведомости. 2012. 16 апреля.
  • Королева Е. А. Транспортные коридоры как фактор глобализации экономики. СПб.: Изд-во СПбГУВК, 2000. С. 12.
  • Рюриков И. Мультимодальная цепочка // Октябрьская магистраль. 2011. 19 августа.

Лекция 5. Организационные основы транспортной составляющей международного бизнеса

При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров.

Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других — устанавливаются самими перевозчиками.

К международным транспортным операциям относят также и перевозки пассажиров в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется прямой смешанной.

Характеристика отдельных видов транспорта, используемого при международных перевозках:

Железнодорожный транспорт.

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции — на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Водный транспорт

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Автомобильный транспорт

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики — рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы — специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Воздушный транспорт

Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и не громоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Выбор вида транспорта

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов. В таблице дается краткая сравнительная характеристика различных видов транспорта с точки зрения этих факторов. Так, если отправителя интересует скорость, то основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель — минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом.

Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Контейнеризация — это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый контрейлер — это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер — это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, «рельсы-судно» — это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, «воздух — шоссе» — это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.

Правовое регулирование по видам транспорта.

Перевозочные средства, транспортные сети и терминальные комплексы, используемые в международных перевозках грузов и пассажиров, отличаются большой капиталоемкостью объектов и во многих случаях низкой фондоотдачей (капиталоотдачей). Ввиду этого транспортный бизнес относится к разряду наиболее рискованных для частного капитала.

Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных транспортных предприятий в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных (унифицированных) условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название «транспортные конвенции». В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран.

В большинстве международных транспортных конвенций имеются положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров в соответствующих международных сообщениях. Согласно договору, одна сторона — транспортная организация (перевозчик) — принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона — грузовладелец (пассажир) — обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Остальные условия договора перевозки дополняют, конкретизируют и расшифровывают указанные выше обязательства.

Транспортные конвенции определяют основные реквизиты, а в ряде случаев и форму транспортных документов, которые должны применяться в международных перевозках.

Наиболее распространены два типа транспортных документов: накладная (для железнодорожных, воздушных и автомобильных сообщений) и коносамент (для морских и речных сообщений).

Основные положения, определяющие организацию и условия перевозок грузов и пассажиров в международных сообщениях, содержатся в транспортных конвенциях и международных соглашениях. Вопросы правового регулирования перевозок являются также содержанием многих двухсторонних соглашений, заключенных на межгосударственном уровне или между транспортными представителями двух стран. Наконец, эти вопросы зачастую регламентированы внутренним транспортным законодательством отдельных стран. Но и отсутствие международного регулирования перевозок грузов и пассажиров не препятствует перевозчикам и грузовладельцам (пассажирам) вступать в отношения по поводу международной перевозки.

Геополитическое положение России между двумя динамично развивающими мировыми центрами деловой активности — Европой и Азией — предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении евроазиатских связей. Территория Российской Федерации расположена на пересечении кратчайших торговых путей между странами Европы, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, на направлении которых формируются основные международные транспортные потоки. Однако мощный транзитный потенциал России используется пока слабо. Вместе с тем, правительства ряда государств, объединившись в международные альянсы при поддержке ЕС и международных организаций, стали инициировать ряд крупных международных транспортных проектов, предусматривающих транспортировку грузов евразийской торговли в обход территории России. Реализация таких проектов может отрицательно сказаться не только на экономике нашей страны, но и ее национальной безопасности. В борьбе за конкуренцию на рынке международных транспортных услуг Россия имеет хорошие стартовые позиции и преимущества географического положения на Евроазиатском континенте. Международные транспортные маршруты пересекают нашу страну по кратчайшим расстояниям, с минимальным числом пересечений государственных границ и проходят по территории с единым правовым пространством, что обеспечивает кратчайшие сроки доставки грузов. Кроме этого Россия на направлениях основных международных грузопотоков располагает развитой сетью железнодорожных и водных путей, имеющих резерв провозной способности, и развивающейся сетью автомобильных дорог, что позволит избежать необходимости крупных инвестиций в обустройство международных коридоров. Таким образом, одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы и реализация мощного транзитного потенциала страны для обеспечения евроазиатских связей. Развитие этого сектора российской экономики может стать существенным вкладом в увеличение ВВП России, что будет обусловлено, в таком случае, ростом объемов транспортной работы и мультипликативным эффектом в других отраслях экономики. Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком были определены в 1994 г., на состоявшейся на о. Крит второй Общеевропейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти паневропейских транспортных коридоров, три из которых (N1, N2 и N 9) проходят по территории Российской Федерации. На третьей Общеевропейской конференции по транспорту в Хельсинки (1997 г.) были приняты решения о продлении существующего коридора N 2 до Нижнего Новгорода и об обеспечении расширяющихся евроазиатских транспортных связей. Однако, система паневропейских коридоров не полностью отвечает геополитическим и экономическим интересам России. В частности, в нынешнем варианте, они не обеспечивают транспортных подходов к ряду регионов — крупных участников внешнеэкономической деятельности, а также экономические связи с одним из мировых центров деловой активности — Азиатско-Тихоокеанским регионом, не позволяют активно использовать транспортные коммуникации России для обеспечения международных трансконтинентальных связей. Для более полного использования преимуществ географического положения страны, обеспечения возрастающих объемов внешнеторговой деятельности, укрепления роли России в мировой хозяйственной системе необходимо формирование и планомерное развитие российских международных транспортных коридоров, как важных элементов создаваемой международной евроазиатской транспортной инфраструктуры.

Еще одна важная проблема — взаимодействие различных видов транспорта при перевозке грузов в смешанном сообщении. Эффективная организация смешанных перевозок во многом сдерживается несовершенством механизма формирования сквозных тарифов, который постоянно обсуждается на тарифных съездах и конференциях и требует дальнейшей научной и практической проработки.

Повышению конкурентоспособности российского экспорта и российских перевозчиков на международных рынках будет также способствовать тесное сотрудничество транспортников с Координационным советом отечественных товаропроизводителей, а через него — с ассоциациями и союзами экспортеров товаров.

Основными целями формирования и развития рассматриваемой отрасли в России являются создание благоприятных условий для привлечения на национальные транспортные коммуникации международных транзитных потоков и улучшения транспортного обеспечения. А также для более полного и эффективного удовлетворения потребностей экономики регионов и страны в услугах транспорта, расширения внешнеторговых связей, повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и транспортных предприятий на мировых товарных рынках.

К основным задачам формирования и развития России как Евроазиатского транспортно-торгового центра относятся:

— расширение и углубление международного сотрудничества с Европейскими и другими странами по осуществлению международных перевозок на основе гармонизации отечественной нормативно-правовой базы с международными Конвенциями и Соглашениями;

— согласованное развитие транспортно-торговой инфраструктуры с целью интеграции евроазиатских логистических систем для беспрепятственного передвижения через территорию регионов, любым способом, пассажиров и грузов, товаров и информации;

— рационализации взаимодействия между различными видами транспорта в интермодальной транспортной цепи, основанной на логистических принципах и совершенствовании информационного обеспечения;

— оптимизация транспортного процесса с целью повышения качества перевозок и снижения транспортных издержек в конечной стоимости товаров;

— создание условий для снижения тарифов на перевозки пассажиров во внутреннем сообщении посредством повышения загрузки отечественной транспортной сети и лучшего использования имеющихся резервов;

— организация на территории каждого города — развязки мультимодального логистического терминала для переработки международных, общероссийских и региональных товаропотоков;

— модернизация авиатранспортного узла на базе аэропортов;

— повышение мобильности населения и улучшение транспортной доступности регионов России в целом и международных торговых центров;

— повышение привлекательности инвестиционных проектов развития транспортно-торговой инфраструктуры;

— содействие развитию международного туризма и культурных связей;

— формирование федеральных окружных таможенных центров на базе мультимодальных логистических терминалов;

— приведение сети дорог к состоянию, отвечающему требованиям, предъявляемым к международным магистралям и обеспечивающему удобные транспортные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья;

— создание условий, способствующих повышению уровня сервисного обслуживания и информационного обеспечения участников дорожного движения путем обустройства дорог объектами дорожного сервиса и оснащения современными средствами связи;

— повышение эффективности международных перевозок и увеличение валютных поступлений в бюджет страны, регионов и городов за счет более эффективного использования транспортной инфраструктуры и объектов дорожного сервиса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *