Территории опережающего развития

Содержание

Федеральный закон

Создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе и на экспорт предложил президент РФ в послании Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года.

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года вводит ещё один специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ограниченной территории наряду с особыми экономическими зонами, зонами территориального развития, «Сколково» и ЗАТО в России.

Выделение внутри страны территорий с необходимой для старта производства инфраструктурой и льготами — широко распространенная международная практика привлечения крупных предприятий. Создание таких территорий внутри страны также называют «китайским путём».

Льготы для резидентов ТОР

  • Налог на добычу полезных ископаемых: 0% в течение четырёх лет, с постепенным повышением до 100%.
  • Налог на прибыль: не более 5% в течение первых пяти лет, не менее 10% в течение следующих 5 лет.
  • Налог на имущество, налог на землю: может быть предусмотрено освобождение.
  • Социальные взносы: 7,6% в течение 10 лет.
  • Использование режима свободной таможенной территории.
  • Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.
  • Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала.
  • Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР.
  • Особый порядок пользования землей.
  • Льготные ставки по арендной плате.
  • Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора.
  • Предоставление особых государственных услуг.

Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы Российской Федерации; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.

Создание ТОР

На создание территорий опережающего развития зарезервировано 3 млрд рублей.

Дальний Восток

В 2015 году правительство РФ одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. Ещё шесть ТОР планировалось к созданию: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловская» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.

В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания и «Горный воздух» для развития туризма на острове; а также о территории «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда».

Ряд проектов в ТОР реализуются при участии Фонда развития Дальнего Востока.

В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая.

В Суйфыньхэ создаётся свободная экономическая зона (трансграничная ТОР), где будет беспошлинное перемещение товаров, свободное перемещение людей. Она будет включать 233 гектара с российской стороны, и 180 га с китайской; проект оценивается в 1.5 млрд долларов.

Курильские острова

В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объемом финансирования 68,9 млрд руб. Главным ее итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов. Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.

Основная цель создания ТОР — «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».

Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб., из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения. В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы. В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.

В ТОР «Курилы» войдут проекты по строительству горно-перерабатывающих комбинатов на острове Уруп. Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир. Проект ТОР позволит создать более 1 тыс. рабочих мест.

Калининградская область

В 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил внести изменения в законодательство по распространению льготного режима и на Калининградскую область. В разработанном Минэкономразвития законопроекте предполагается преобразовать существующую там Особую экономическую зону в Территорию опережающего развития.

Моногорода

Первыми из моногородов получили статус ТОР Юрга и Анжеро-Судженск в Кемеровской области. Власти региона и городов намерены привлечь инвесторов тепличного комплекса, деревообрабатывающего завода, транспортно-логистического центра и бумажного комбината в Юрге, и производство стеклопластиковых труб, плазмы крови, резиновых и пластмассовых изделий, а также завод по переработке кварцитов и производству листового стекла в Анжеро-Судженске.

В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Краснотурьинск» в (Свердловской области), в Тольятти (Самарской области). Также в 2016 году обсуждалось создание ТОР в Алтайском крае, в частности, в городах Алейск, Заринск и Новоалтайск, а также в шахтёрском городе Гуково (Ростовская область).

В 2017 году статус ТОР как моногород получил Димитровград (Ульяновская область) и ЗАТО Саров (Нижегородская область). В сентябре 2017 статус ТОСЭР получил город Сарапул (Удмуртская республика). В декабре 2017 статус территории социально-экономического развития получил моногород Невинномысск (Ставропольский край). Может получить Новокузнецк

В 2019 году город Галич стал первым из двух моногородов Костромской области, получившим статус ТОРа .

В феврале 2019 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении статуса ТОСЭР городу Костомукша (Республика Карелия).

Смоленская область

6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж».

Ярославская область

28 сентября 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Тутаев»

Белгородская область

16 марта 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Губкин».

Самарская область

В 2016 году статус ТОР получил Тольятти

В 2019 году статус ТОР получил Чапаевск

Ивановская область

17 февраля 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Наволоки».

14 декабря 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Южа».

Реакция граждан и критика

Закон подвергся жесткой критике ультраправых за упрощение доступа граждан КНР к аренде земель, природным ресурсам и льготной экономической деятельности в ТОР. Против участия японского, южнокорейского и любого прочего бизнеса никаких возражений не выдвигалось.

По мнению Бориса Миронова, принятие 29 декабря 2014 г. закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» N 473-ФЗ может значительно повлиять на ситуацию на Дальнем Востоке. Это связано с тем, что принятие закона сопровождалось внесением изменений в Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный и Лесной кодексы. В совокупности эти изменения открывают широкие перспективы для ведения хозяйственной деятельности в РФ для иностранных компаний, использующих иностранную рабочую силу. А наиболее вероятным местом проявления такой активности являются слабозаселённые территории Дальнего востока, граничащие с КНР.

Так, статья 28 позволяет иностранным компаниям проводить принудительное изъятие земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества по ходатайству иностранной компании. При этом сумма компенсации за отчуждаемое определяется самой компанией.

Статья 18 закона 473-ФЗ обязывает работодателя соблюдать Трудовой кодекс РФ. Однако в последний было внесено изменение. Это изменение (статья 8 519-ФЗ) относится к главе 55 статье 351 Трудового кодекса:

  1. получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;
  2. разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности…

В январе 2016 года предприниматель Олег Тиньков раскритиковал федеральных и региональных чиновников Камчатского края за сложности с выделением земли и инфраструктурой для планируемой им гостиницы: «…разговоры эти про территории опережающего развития, про Дальний Восток, про гектары бесплатно — болтовня».

Освоение китайскими предпринимателями территорий Забайкальского края вызвало беспокойство и протесты местных жителей. Негативное отношение вызвало и загрязнение токсичными ядохимикатами участка в Иркутской области китайскими предпринимателями, повлекшее к уничтожению плодородного слоя почвы. По мнению, озвученному Н. Михалковым, проникание большого числа иностранных граждан на территорию РФ может оказать серьезную помощь оккупации территорий РФ со стороны КНР.

Примечания

  1. Подписан закон о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. Президент России. Проверено 26 марта 2016.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 EY — Производственная и инновационная инфраструктура России — Особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития. www.ey.com. Проверено 21 января 2016.
  3. 1 2 3 Территории опережающего развития. РИА Новости. Проверено 16 января 2016.
  4. 1 2 3 Сергей Мухортов: «Я не понимал, насколько это непросто – совмещать бизнес и политику».. Проверено 24 февраля 2016.
  5. 1 2 Правительство рассмотрит законопроект о создании ТОР в Калининграде. РБК. Проверено 27 февраля 2016.
  6. В России появятся 14 новых территорий опережающего развития. www.kommersant.ru (15 февраля 2019). Проверено 17 февраля 2019.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Территория опережающего развития. Закон о территориях опережающего развития. FB.ru. Проверено 21 января 2016.
  8. Территории опережающего развития зачем и кому они нужны Законru. Закон.ru. Проверено 16 января 2016.
  9. 1 2 Путин все же подписал закон «Об отторжении российских территорий» | Дао выраженное словами. www.daokedao.ru. Проверено 21 января 2016.
  10. Татьяна Едовина. Под «Звезду» подводят ТОР // Коммерсантъ.
  11. Медведев подписал постановления о создании двух ТОРов на Сахалине. РИА Новости. Проверено 18 марта 2016.
  12. До 2018 года в ТОР «Южная» построят крупные тепличные комплексы. Российская газета. Проверено 18 марта 2016.
  13. Судостроительный комплекс «Звезда» вошел в ТОР «Большой Камень» // Коммерсантъ.
  14. Китай перенесет свои предприятия на российский Дальний Восток — Meduza. Meduza. Проверено 6 апреля 2016.
  15. Трансграничная ТОР может быть создана в районе Пограничный — Суйфэньхэ. www.vestiprim.ru. Пограничный район (Приморский край): ГТРК «Владивосток» — Вести (Приморье) (8 февраля 2018 11:32). Проверено 11 февраля 2018.
  16. Власти создадут ТОР «Курилы». RT. Проверено 3 июня 2016.
  17. Юрга получит статус территории опережающего социально-экономического развития. Кемеровская область (1 октября 2015). Проверено 24 февраля 2016.
  18. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Краснотурьинск» (Свердловская область). government.ru. Проверено 20 сентября 2016.
  19. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2016 года № 974 «О создании территории опережающего социально-экономического развития „Тольятти“»
  20. «Мы выросли больше, чем планировали»: руководитель «Алтайтары» рассказал о перспективах российского бизнеса и планах завода. altapress.ru. Проверено 9 февраля 2016.
  21. Как привлечь инвесторов в алтайские моногорода. Российская газета. Проверено 4 июня 2016.
  22. АЛТАЙСКИЙ ГУБЕРНАТОР РАССКАЗАЛ О «ЗАКРЫТОМ ДИАЛОГЕ» С ПРЕЗИДЕНТОМ (29.02.2016).
  23. Город Гуково Ростовской области станет территорией опережающего развития / Новости / Русский век.
  24. Новокузнецк пустили в ТОСЭР // Коммерсантъ (Новосибирск). — 2017-01-24. — Вып. 12.
  25. Медведев подписал постановление о создании ТОР в городе Галич Костромской области
  26. Территория опережающего социально-экономического развития «Тутаев». admtmr.ru. Проверено 12 февраля 2019.
  27. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 274 “О создании территории опережающего социально-экономического развития Губкин. Проверено 14 августа 2018.
  28. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Наволоки». pravo.gov.ru. Проверено 20 февраля 2019.
  29. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1522 “О создании территории опережающего социально-экономического развития Южа. www.garant.ru. Проверено 20 февраля 2019.
  30. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ». Проверено 21 января 2016.
  31. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
  32. Запись передачи Нейромир-ТВ на YouTube Сдача Российской властью, РОССИИ — Китаю. Борис Миронов 29.07.2015
  33. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации“»
  34. Тиньков отказался строить отель на Камчатке за 250 млн руб.. РБК. Проверено 21 января 2016.
  35. Ирина Трофимова, Анна Кулигина Китайский тупик — передача Забайкальского телеканала о передаче в аренду 2 млн гектар в Тарбагатайском районе (Бурятия)
  36. Артамонова, Ирина Горелые ядохимикаты оставили после себя китайцы под Иркутском, «Вести-Иркутск». Vesti Irkutsk. Иркутская область: Вести-Иркутск (21 августа 2015г). Проверено 29 мая 2016.
  37. Михалков, Никита Россиянам настойчиво внушают чувство вины; передача «Бесогон TV». Москва: Телекомпания «Россия 24», официальный канал ВГТРК на Youtube (11.06.2016). Проверено 16 октября 2016.

14 территорий опережающего развития

В соответствии с Федеральный законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» территорий опережающего развития – это территория, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

При этом резиденты должны осуществить определенный объем капитальных вложений в развитие этой территории. Утвержденные социально-экономические условия действуют только в рамках определенных видов экономической деятельности. Это зависит от самой ТОР.

Чем-то она похожа на особую экономическую зону, но в отличие от неё ТОР не просто предоставляет благоприятные условия для предпринимательства, а еще строит и даёт доступ к необходимой инфраструктуре. ОЭЗ это не предусматривает. Создавайте сами. Так же в случае ОЭЗ деятельность её субъектов обычно осуществляется за пределами города. Территорией будет управлять уполномоченная управляющая компания – акционерное общество, утверждаемое Правительством. Она осуществляет строительство объектов инфраструктуры, следит за реестром резидентов и отбирает их по своим правилам. Территория опережающего развития создаётся на 70 лет. Срок её существования может быть продлён Правительством.

15 видов деятельности организаций территории опережающего развития»Катайск»

В качестве примера рассмотрим одну из утвержденных ТОР – «Катайск». Условия этой территории действуют для организаций в 15 видах деятельности. Каждое юридическое лицо в течение первого года работы обязано осуществить минимальный объем капитальных вложений не менее 2,5 млн руб. по одному или нескольким видом деятельности из списка. При этом им должно быть создано не менее 10 постоянных рабочих мест. По плану «Катайск» к 2027 году позволит создать 800 рабочих мест и привлечь инвестиций на 490 млн руб. таким образом экономика города будет диверсифицирована, а зависимость от градообразующего предприятия ЗАО «Катайский насосный завод» – снижена.

Что же получают резиденты? В целом, включая «Катайск» они имеют возможность на льготных условиях получить в аренду участок земли, воспользоваться объектом инфраструктуры. Упрощается таможенная процедура вплоть до уровня ОЭЗ.

Преференциальные территории — ТОР на Дальнем Востоке — организованные промышленные зоны, подготовленные земельные участки с подведенной инженерной инфраструктурой и с налоговыми льготами

Фото Название ТОСЭР (район, город) Регион Дата создания Приоритетные виды деятельности, количество Рабочие места, человек* Капитальные вложения, млн. руб. без НДС* Рабочие места, человек** Капитальные вложения, млн. руб. без НДС**
1 Хабаровск Хабаровский край 25.06.2015 53 нет 0,5 нет нет
2 Комсомольск Хабаровский край 25.06.2015 53 нет 0,5 нет нет
3 Надеждинская Приморский край 25.06.2015 53 нет 0,5 нет нет
4 Чукотка (ранее ТОР «Беринговский») Чукотский автономный округ 21.08.2015 48 нет 0,5 нет нет
5 Михайловский Приморский край 21.08.2015 43 нет 0,5 нет нет
6 Индустриальный парк Кангалассы Республика Саха (Якутия) 21.08.2015 51 нет 0,5 нет нет
7 Белогорск Амурская область 21.08.2015 43 нет 0,5 нет нет
8 Приамурская Амурская область 21.08.2015 55 нет 0,5 нет нет
9 Камчатка Приморский край 28.08.2015 50 нет 0,5 нет нет
10 Свободный порт Владивосток Включает 5 регионов (22 муниципальных образований) 12.10.2015 Все, кроме запрещенных нет нет нет 5 в течение трех лет
11 Большой камень Приморский край 28.01.2016 51 нет 0,5 нет нет
12 Южная Якутия Республика Саха (Якутия) 28.12.2016 33 нет 0,5 нет нет
13 Южная Сахалинская область 17.03.2016 23 нет 0,5 нет нет
14 Горный Воздух Сахалинская область 17.03.2016 16 нет 0,5 нет нет
15 Амуро-Хинганская Еврейская автономная область 27.08.2016 13 нет 0,5 нет нет
16 Нефтехимический Приморский край 07.03.2017 33 нет 0,5 нет нет
17 Николаевск Хабаровский край 19.04.2017 7 нет 0,5 нет нет
18 Свободный Амурская область 03.06.2017 20 нет 0,5 нет нет
19 Курилы Сахалинская область 23.08.2017 6 нет 0,5 нет нет

Преференциальные территории — ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) и иных МО, включая организованные промышленные зоны — подготовленные земельные участки с подведенной инженерной инфраструктурой и с налоговыми льготами (в РТ — с безконкурсной процедурой получения земельного участка в аренду или собственность — для инвесторов с размером инвестиций согласно НПА***) Все ТОСЭР России (РФ)

Фото Название ТОСЭР (район, город) Регион Дата создания Приоритетные виды деятельности, количество Рабочие места, человек* Капитальные вложения, млн. руб. без НДС* Рабочие места, человек** Капитальные вложения, млн. руб. без НДС**
1 Набережные Челны Республика Татарстан 28.01.2016 24 30 50 20 5
2 Гуково Ростовская область 28.01.2016 17 нет нет 20 5
3 Усолье-Сибирское Иркутская область 26.02.2016 21 нет нет 20 5
4 Юрга Кемеровская область 07.07.2016 27 нет нет 20 5
5 Краснокаменск Забайкальский край 16.07.2016 22 нет см. по оквэд 20 5
6 Надвоицы Республика Карелия 19.09.2016 19 — количество увеличено от 03.12.2018 нет нет 10 — показатель уменьшен от 03.12.2018 2,5 — сумма уменьшена от 03.12.2018
7 Анжеро-Судженск Кемеровская область 19.09.2016 21 нет нет 20 5
8 Краснотурьинск Свердловская область 19.09.2016 37 нет нет 20 5
9 Тольятти Самарская область 28.09.2016 33 нет 20 20 5
10 Белебей Башкирия 29.12.2016 26 нет нет 20 5
11 Кумертау Башкирия 29.12.2016 22 нет нет 20 5
12 Емва Республика Коми 06.03.2017 27 нет нет 20 5
13 Кировск Мурманская область 06.03.2017 10 нет нет 20 5
14 Дорогобуж Смоленская область 06.03.2017 22 нет 20 20 5
15 Бакал Челябинская область 06.03.2017 16 нет нет 20 5
16 Каспийск Республика Дагестан 23.03.2017 20 — количество увеличено от 30.11.2018 нет нет 20 5
17 Чусовой Пермский край 23.03.2017 22 нет нет 20 5
18 Саров (ЗАТО+льготы Таможенной процедуры) Нижегородская область 20.04.2017 20 нет 5 нет нет
19 Димитровград Ульяновская область 19.07.2017 25 нет 10 20 5
20 Абаза Республика Хакасия 24.07.2017 14 нет нет 20 5
21 Новотроицк Оренбургская область 24.07.2017 19 нет 20 20 5
22 Селенгинск Республика Бурятия 29.07.2017 26 нет 20 20 5
23 Череповец Вологодская область 07.08.2017 30 нет 20 20 5
24 Петровск Саратовская область 27.09.2017 15 нет нет 10 2,5
25 Рузаевка Республика Мордовия 27.09.2017 25 нет нет 10 2,5
26 Тутаев Ярославская область 28.09.2017 13 нет 10 10 2,5
27 Сарапул Удмуртская Республика 29.09.2017 35 нет нет 10 2,5
28 Вятские Поляны Кировская область 12.10.2017 24 нет нет 10 2,5
29 Лесной Рязанская область 13.11.2017 27 нет 5 10 2,5
30 Верхний Уфалей Челябенская область 13.11.2017 18 нет см. по оквэд 10 2,5
31 Сосенский Калужская область 13.11.2017 16 нет нет 10 2,5
32 Зеленодольск Республика Татарстан 22.12.2017 18 20 10 10 2,5
33 Нижнекамск Республика Татарстан 22.12.2017 16 20 15 10 2,5
34 Чистополь Республика Татарстан 22.12.2017 24 нет нет 10 2,5
35 Кондопога Республика Карелия 22.12.2017 6 нет нет 10 2,5
36 Котовск Тамбовская область 22.12.2017 26 нет 15 10 2,5
37 Невинномысск Ставропольский край 22.12.2017 23 нет нет 20 5
38 Железногорск (ЗАТО+льготы Таможенной процедуры) Красноярский край 06.02.2018 12 нет 1 нет нет
39 Озерск (ЗАТО+льготы Таможенной процедуры) Челябинская область 06.02.2018 25 нет 5 нет нет
40 Снежинск (ЗАТО+льготы Таможенной процедуры) Челябинская область 06.02.2018 19 нет 5 нет нет
41 Наволоки Ивановская область 17.02.2018 14 нет нет 10 2,5
42 Павловск Воронежская область 16.03.2018 9 нет нет 10 2,5
43 Канаш Чувашская Республика 16.03.2018 13 нет нет 10 2,5
44 Гаврилов-Ям Ярославская область 16.03.2018 27 нет нет 10 2,5
45 Зверево Ростовская область 16.03.2018 18 нет нет 10 2,5
46 Варгаши Курганская область 16.03.2018 18 нет нет 10 2,5
47 Донецк Ростовская область 16.03.2018 30 нет нет 10 2,5
48 Новоалтайск Алтайский край 16.03.2018 18 см. по оквэд см. по оквэд 10 2,5
49 Саянск Иркутская область 16.03.2018 12 нет нет 10 2,5
50 Новокузнецк Кемеровская область 16.03.2018 19 нет нет 10 2,5
51 Заринск Алтайский край 16.03.2018 12 см. по оквэд см. по оквэд 10 2,5
52 Губкин Белгородская область 16.03.2018 24 нет нет 10 2,5
53 Линево Новосибирская область 16.03.2018 18 нет нет 10 2,5
54 Далматово Курганская область 16.03.2018 18 нет нет 10 2,5
55 Ефремов Тульская область 16.03.2018 20 30 см. по оквэд 10 2,5
56 Сердобск Пензенская область 16.03.2018 19 нет нет 10 2,5
57 Онега Архангельская область 16.03.2018 15 нет нет 10 2,5
58 Черемхово Иркутская область 16.03.2018 15 нет нет 10 2,5
59 Пикалево Ленинградская область 16.03.2018 18 нет см. по оквэд 10 2,5
60 Угловка Новгородская область 16.03.2018 15 нет нет 10 2,5
61 Ростов Ярославская область 30.06.2018 32 нет нет 10 2,5
62

Заречный
(ЗАТО+льготы Таможенной процедуры)

Пензенская область 05.07.2018 14 нет 5 нет нет
63 Камешково Владимирская область 06.09.2018 20 нет нет 10 10
64 Прокопьевск Кемеровская область 05.12.2018 24 нет нет 10 2,5
65 Южа Ивановская область 14.12.2018 20 нет нет 10 2,5
66 Дагестанские огни Республика Дагестан 15.12.2018 19 нет нет 10 2,5
67 Галич Костромская область 25.01.2018 23 нет нет 10 2,5
68

Новоуральск

(ЗАТО+льготы Таможенной процедуры)

Свердловская область 12.02.2019 17 нет 15 за 3 года нет нет
69 Северск (ЗАТО+льготы Таможенной процедуры) Томская область 12.02.2019 16 нет 10 за 3 года нет нет
70 Менделеевск Республика Татарстан 12.02.2019 16 нет нет 10 2,5
71 Лесной(ЗАТО+льготы Таможенной процедуры) Свердловская область 12.02.2019 7 нет 15 за 3 года нет нет
72 Ясный Оренбургская область 12.02.2019 15 нет см. по оквэд 10 2,5
73 Катайск Курганская область 12.02.2019 15 нет нет 10 2,5
74 Нефтекамск Республика Башкортостан 12.02.2019 27 нет нет 10 2,5
75 Белорецк Республика Башкортостан 12.02.2019 19 нет нет 10 2,5
76 Костомукша Республика Карелия 12.02.2019 15 нет нет 10 2,5
77 Благовещенск Республика Башкортостан 12.02.2019 12 нет нет 10 2,5
78 Чапаевск Самарская область 12.02.2019 26 нет нет 10 2,5
79 Глазов Республика Удмуртия 12.02.2019 16 нет нет 10 2,5
80 Решетиха Нижегородская область 12.02.2019 22 нет нет 10 2,5
81 Володарск Нижегородская область 12.02.2019 20 нет нет 10 2,5

ТОСЭР на карте:

Особые экономические зоны или Свободные экономические зоны (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ)

Фото Название ОЭЗ (район, город) Регион Вид Дата создания Дата прекращения

Промышленно-производственный тип (ППТ)

1 Липецк Липецкая область ППТ 21.12.2005
2 Алабуга Республика Татарстан ППТ 21.12.2005
3 Тольятти Самарская область ППТ 12.08.2010
4 Титановая долина Свердловская область ППТ 16.12.2010
5 Моглино Псковская область ППТ 19.07.2012
6 Калуга Калужская область ППТ 28.12.2012
7 Лотос Астраханская область ППТ 18.11.2014
8 Ступино квадрат Московская область ППТ 08.08.2015
9 Узловая Тульская область ППТ 14.04.2016
10 Свияжск Республика Татарстан ППТ+ПТ Планируется

Технико-внедренческий тип (ТВТ)

11 Зеленоград Москва ТВТ 21.12.2005
12 Дубна Московская область ТВТ 21.12.2005
13 Санкт-Петербург Санкт-Петербург ТВТ 21.12.2005
14 Томск Томская область ТВТ 21.12.2005
15 Иннополис Республика Татарстан ТВТ 01.11.2012
16 Исток-Фрязино Московская область ТВТ 31.12.2015

Туристско-рекреационный тип (ТРТ)

17 Бирюзовая катунь Алтайский край ТРТ 03.02.2007
18 Ворота Байкала Иркутская область ТРТ 03.02.2007
19 Байкальская гавань Республика Бурятия ТРТ 03.02.2007
20 Курорты Северного Кавказа Карачаево-Черкесская Республика ТРТ 14.10.2010
21 Ведучи Чеченская Республика ТРТ 03.10.2013
22 Завидово Тверская область ТРТ 20.04.2015
23 Долина Алтая Республика Алтай ТРТ 03.02.2007- 28.09.2016 Передан региону

Портовый тип (ПТ)

24 Ульяновск Ульяновская область ПТ 30.12.2009

Общий тип

25 Республика Крым и города Севастополя Республика Крым 29.11.2014
26 Калининградская область Калининградская область 1994; 10.01.2006

Региональный уровень ОЭЗ и СЭЗ

Название ОЭЗ (район, город) Регион Вид Дата создания Дата закрытия
27 Данков Липецкая область РУ ППТ 11.11.2008
28 Чаплыгинская Липецкая область РУ ППТ 30.12.2009

Закрытые и несостоявшиеся ОЭЗ и СЭЗ

Название ОЭЗ (район, город) Регион Вид Дата создания Дата закрытия
1 Зеленоградский р-н Калининградская область ТРТ 03.02.2007 18.12.2012
2 Гранд Спа Юца Ставропольский край ТРТ 03.02.2007 28.09.2016
3 Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинский р-н, Апшеровский р-н Краснодарский край ТРТ 03.02.2007 24.09.2010
4 Алтайская долина Алтайский край ТРТ 03.02.2007 28.09.2016 (Преобразован)
5 Советская гавань Хабаровский край ПТ 31.12.2009 28.09.2016
6 Остров Русский Приморский край ТРТ 31.03.2010 28.09.2016
7 Мурманск Мурманская область ПТ 12.10.2010 28.09.2016
8 Майкопский район Республика Адыгея ТРТ 14.10.2010 28.09.2016
9 Алагирский и Ирафский районы Республика Северная Осетия Алания ТРТ 14.10.2010 28.09.2016
10 Владивосток Приморский ППТ 18.08.2014 06.12.2017

Мы имеем опыт получения налоговых льгот и преференций для наших клиентов (13 проектов резидентов ТОСЭР и ОЭЗ), обладаем компетенциями в инвестиционном планировании и сопровождении проектов развития территорий (10 проектов создания промышленных, индустриальных парков, агропарков, включая сопровождение резидентов этих парков) и можем взять на себя значительную часть работ по подготовке документации, включая разработку любой документации для ТОСЭР, ОЭЗ, кластеров и т.п. (стратегия, концепция развития, КИП, ПСД, ТЭО и т.п.) по требованиям федеральных и региональных органов государственной власти для любого региона РФ или сопровождение Вашей заявки или Вашего проекта — ознакомьтесь с описанием нашего проектного опыта
Обращайтесь к нам!

* Показатели за весь период действия соглашения с резидентом ТОСЭР о реализации проекта

** В том числе отчетные показатели за первые 12 месяцев реализации проекта с момента получения статуса резидента ТОСЭР

*** Закреплены соответствующим Постановлением Правительства РФ о создании конкретной ТОСЭР в РТ и в том числе показатели за весь период действия соглашения с резидентом ТОСЭР о реализации проекта

Создание ТОСЭР позволит разместить в городе новые производства, работа которых будет гарантировать стабильность социально-экономического развития города, а резидентам получить льготные условия ведения предпринимательской деятельности с учетом применения:

  • пониженных ставок по страховым взносам – 7,6%, (для нерезидентов 30%),
  • льгот по налогам на прибыль (в течение первых пяти лет не более 5%, в течение последующих пяти лет — не более 12%),
  • земельному налогу (0%),
  • налогу на имущество (0%).

Обратите внимание!
С резидентом ТОСЭР подписывается соглашение о соблюдении (в поквартальной разбивке) в течении 10 лет следующих показателей:
1. Объем капитальных вложений с начала реализации инвестиционного проекта (нарастающим итогом), тыс.рублей, без учета НДС
2. Среднесписочная численность, в том числе создание новых рабочих мест с начала реализации инвестиционного проекта, единиц
Типовая форма соглашения

В течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития:

  • минимальный объем капитальных вложений резидента территории опережающего развития, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, реализуемого указанным резидентом в отношении соответствующих видов экономической деятельности, составляет 2,5 млн. рублей;
  • минимальное количество новых постоянных рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта резидентом территории опережающего развития в отношении соответствующих видов экономической деятельности, составляет 10 единиц.

Более подробно о преференциях резидентов ТОСЭР, ОЭЗ, промышленных парков и сравнении: что выгоднее для производства?

Присуждение государственной поддержки проекта резиденту ТОСЭР осуществляется в виде предоставления предприятию льгот (пониженных по сравнению с общеустановленными в НК РФ ставок по следующим налогам):

  • по налогу на прибыль — 5% в первые 5 лет с года получения прибыли по РСБУ, 10% — в последующие годы существования ТОСЭР;
  • по налогу на имущество — 0%;
  • по налогу на землю — 0%;
  • по обязательным отчислениям в фонды обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования — 7,6% при условии получения статуса резидента ТОСЭР в первые 3 года его существования (01.2018 — 12.2020 года).

Мы можем разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ТОСЭР по требованиям органа государственной власти региона. Сотрудники имеют опыт сопровождения и защиты таких проектов.
Обращайтесь к нам!

В результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта;

Реализация инвестиционного проекта не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы в количестве, превышающем 25 процентов общей численности работников;

Также обратите внимание на наши рецепты создания оптимальной территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), в том числе предложения по включению в заявки по ТОСЭР недостающих ОКВЭД — для улучшения инвестиционной привлекательности муниципального образования: района, города. Как создать успешную, перспективную, сбалансированную ТОСЭР?
За советами по развитию бизнеса и привлечению государственного ресурса в свой проект — обращайтесь к нам!

В результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), а также производство товаров и (или) оказание услуг по следующим видам экономической деятельности:

  • добыча сырой нефти и природного газа;
  • предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа;
  • деятельность трубопроводного транспорта;
  • производство нефтепродуктов;
  • торговля оптовая и розничная;
  • лесозаготовки;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • виды экономической деятельности, в которых занято 20 или более процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода, а также основной вид экономической деятельности градообразующей организации моногорода.

При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, а именно затраты на новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений).

При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ТОСЭР (ОЭЗ) — обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соответствующий опыт.
При необходимости организовать персональную консультацию для Вас или обучающий семинар для Ваших сотрудников «Как стать резидентом ТОСЭР?» или «Как разработать БП своими силами?» — тоже обращайтесь, научим, есть опыт
При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников «Как стать резидентом ТОСЭР?» или «Как разработать бизнес план своими силами?» — также обращайтесь к нам, научим, есть опыт

При этом не учитываются:

а) полученное (приобретенное) резидентом территории опережающего развития, реализующим инвестиционный проект, имущество, затраты на которое ранее включались в объем капитальных вложений другими резидентами территории опережающего развития;

б) затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения юридического лица в реестр, а также иные затраты на реализацию инвестиционного проекта, понесенные до указанной даты.

Фактический объем капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации инвестиционного проекта, определяется на основании цен товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (НДС).

Минэкономразвития РФ не ограничивает, как именно резидент должен выделить новый проект:

  • раздельным учетом операций и имущества на балансе существующей фирмы,
  • или открытием для проекта нового юр.лица,

Зачастую муниципалитет ТОСЭР рекомендует второй вариант (открытие новых ЮЛ), поскольку:

  • возрастут показатели количества созданных новых СМСП,
  • упростится самому предприятию процедура раздельного учета (нагрузка на бухгалтерский аппарат вряд ли будет больше или меньше)
  • упростится задача ИФНС по контролю за раздельным учетом при реализации новых проектов (новые отдельные юр.лица контролировать проще, чем проверять раздельность учета существующих и выигрывать в суде споры по отнесению расходов, имущества и доходов к проектной или текущей деятельности предприятия).

ВАЖНО! Производство резиденту ТОСЭР можно размещать на всей территории моногорода, подходящей по категории и виду разрешенного использования земель, охранным и санитарно-защитным зонам и близости коммуникаций

Дислокация бизнеса на ТОСЭР:

  • юридическое лицо должно быть зарегистрировано на территории города, которому присваивается статус ТОСЭР;
  • юридическое лицо не может находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
  • у предпринимателя должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, страховым взносам в фонды обязательного страхования (ОМС, ПФР, ФСС);
  • у потенциального резидента не может быть филиалов или представительств за пределами ТОР;
  • осуществлять свою деятельность предприятие должно исключительно на Территории опережающего развития, то есть в границах города.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Поделиться новостью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *