Рынок сувенирной продукции

Какие корпоративные подарки в тренде

Значение корпоративных подарков трудно переоценить, неважно предназначены они для сотрудников или для партнеров. Задача HR-отдела придумать такой презент, который будет выделяться из многих других, отождествляться с именем компании даже спустя долгое время. Поговорим о тенденциях, которые наблюдаются в этой сфере. Собеседник HR-tv.ru — арт-директор REMAR Group (ООО «РЕМАР») Алёна Печникова.

— Какие функции выполняют корпоративные подарки?

— Корпоративный подарок — это всегда способ напомнить о себе, то есть полноценный рекламный инструмент. Если речь идет о подарках внутри компании это, прежде всего, напоминание о лояльности работодателя, его внимании к сотрудникам, неравнодушии.

В зависимости от подарка, можно произвести впечатление один раз, создать вау-эффект только в момент дарения: цветы, фрукты, продуктовые корзины, или же сделать ставку на «долгоиграющие» сувениры.

Читайте также: Ходячая реклама: какие подарки дарят в компаниях сотрудникам

Это могут быть вещи от банальной брендированной канцелярской продукции до предметов интерьера, ювелирных украшений, часов, концептуальных подарочных наборов и т.д. Список ограничивается только фантазией и, конечно, бюджетом.

— Какие виды корпоративных подарков предпочитают в российских компаниях?

— Зависит от сферы деятельности организации, чаще всего это полиграфия — ежедневники и календари. На новый год по-старинке дарят сладости и бутылку игристого. В общем, набор весьма стандартный. Избежать ситуации, что ваши брендированные ручки и календари-трио улетят в помойку, можно, если заказать разработку концепции фирменной сувенирной продукции у специализированных агентств. Это позволит более грамотно и эффективно расходовать рекламный бюджет.

— Как оформить корпоративный подарок, чтобы и символика компании присутствовала и сотрудник с удовольствием (и на пользу компании) пользовался подарком?

— Обращайте внимание на качество подарка. Если вещь, действительно, стоящая, то человеку будет приятно ей пользоваться. Только не стоит размещать логотип на всю площадь – лучше сделать оформление в фирменных цветах, а фирменный блок разместить в незаметном месте. Вряд ли серьезный человек будет рассекать по городу в белой бейсболке с огромным логотипом организации на лбу.

— Приведите примеры дорогих и бюджетных подарков сотрудникам?

Хорошие бюджетные подарки — это термокружки, флеш-карты, портативные аккумуляторы, зонты, варежки, недорогие гаджеты, интересные продукты, сладости и алкоголь. В Санкт-Петербурге очень актуальны дождевики — дождевик легко брендировать, и он точно не останется неудел.

Смотрите также: Эффективный и счастливый сотрудник – недостижимый идеал или реальность?

Если средства позволяют, то лучше подойти к изготовлению сувенирной продукции индивидуально. И подготовить подарок, исходя из увлечений конкретного человека — рыбалка, путешествия, экстремальный спорт. А как все это исполнить с элементами фирменного стиля компании — это уже задача менеджера по производству и креативного дизайнера.

Рынок сувенирной продукции показывает устойчивый рост

Подводные камни

Показатели России куда скромнее, ведь рынок корпоративных подарков и сувениров более-менее оформился и структурировался лишь к началу 2000-х и многое у него еще впереди. Тем более что кризисный спад 2014–2015 годов отраслью уже успешно преодолен. Если в 2015 году объем отечественного рынка сувенирной и представительской продукции эксперты оценивали в 20,5 млрд рублей, то уже за 2016 год он достиг почти 25 млрд рублей. И в дальнейшем потенциал роста прогнозируется на уровне 15–20% (а для отдельных компаний и 40%) годовых.

Несмотря на радужные перспективы, в сувенирном бизнесе есть свои сложности. В первую очередь они связаны с трудностью прогнозирования спроса. В одночасье вчерашний хит продаж может утратить актуальность, а «выстрелить» – неожиданная новинка. Учитывая, что в основном поставки идут из стран Юго-Восточной Азии, а занимают они 3–4 месяца, оперативно выполнить заказ в этом случае не получится.

Поэтому серьезные компании, работающие на этом рынке, имеют штат своих сотрудников на местах, скажем, в Китае. Там они отслеживают качество продукции, текущие тренды, а также пытаются просчитать, какой продукт мог бы заинтересовать россиян. Впрочем, и такая работа на опережение не всегда приносит ожидаемые плоды. Соотечественники, как правило, воспринимают необычные новинки с некоторым недоверием. Скажем, экосувениры из материалов вторичной переработки, известные в Европе уже десять лет, только-только начинают завоевывать отечественную аудиторию.

И еще один фактор риска – курс рубля. Ведь порядка 75% готовой и «полуфабрикатной» сувенирной продукции приходится на импорт.

Почему это так, хорошо показывает пример авторучек. Их импорт составляет порядка 2 млрд в год, а общий объем выпускаемых в стране ручек не превышает 5–10% от продаваемых на рынке. Дело в пишущем узле стержня, качественное производство которых требует немалых инвестиций, а получение отдачи от них требует длительного времени. И наш бизнес этой темой пока не заинтересовался. Вот и получается, что даже отечественные производители работают на импортных узлах. В дешевом ценовом сегменте – на китайских, а в дорогом – на европейских.

Бизнес в разрезе

Крупных компаний, предлагающих наиболее полный ассортимент (от бюджетного варианта до дизайнерского эксклюзива) азиатского, европейского и отечественного происхождения, на российском рынке деловых сувениров не так уж много – около десяти. Наценка на их продукцию в среднем составляет 30%, а на редкие экземпляры даже 100%.

Но с конечным потребителем они дела не имеют. Этим занимаются агентства, закупающие у них продукцию, наносящие логотипы или адаптирующие ее другим способом, в соответствии с пожеланиями заказчика, а затем реализующие, получая свои 30%. Таких компаний уже более 300. Да и клиентская база у них значительно шире: рекламные и PR структуры, туристические организации, торговые сети и пр. Кстати, доля сувенирной продукции в общем объеме российского рекламного рынка не так уж мала – порядка 6–8%.

Однако рынок сувенирной продукции не ограничивается промо или бизнес сегментом. Он может быть любым. Ведь у подарка нет утвержденных параметров, материалов изготовления или технических характеристик. Его суть одна – это важный атрибут современных коммуникаций разных уровней: от международных бизнес контактов до личных отношений. Так что фантазировать участники рынка здесь могут фактически безгранично, предлагая креативные решения.

Корпоративный сувенир имеет свой «срок годности» – три года, потом он морально устаревает. Сейчас некогда популярная продукция вызывает даже улыбку. Водонепроницаемое радио для душа, шашки с рюмками вместо фишек или бейсболки со светящимися козырьками далеко в прошлом. На первое место сейчас выдвигаются многофункциональные гаджеты. К примеру, бутылка для воды с функцией спикера и зарядного устройства. А также великое множество устройств, относящихся к группе «digital».

Этот год проходит под знаком ЧМ‑2018 по футболу, поэтому актуальна и соответствующая продукция: сумки в форме мяча, футболки с номерами и именами любимых спортсменов и прочий набор болельщика. И по-прежнему в тренде «долгожители» сувенирного рынка – кружки, ручки, календари и блокноты. Они успешно конкурируют с молодым поколением гаджетов.

Все в одном

Современный деловой человек мобилен, занимается спортом и много времени проводит в поездках. Подчас ему бывает сложно в пути подзарядить свой гаджет. А ведь мобильник может «сесть» в самый неподходящий момент. Например, во время важных переговоров. Тогда просто незаменимыми в дороге становятся многофункциональные девайсы – помощники, которые к тому же и очень компактны.

Казалось бы, какие опции могут быть у обыкновенной бутылки для воды вместимостью 350 мл? Оказывается, она еще может быть аудиосистемой, зарядным устройством и лампой. Весит гаджет всего 500 г, но задач решает много. Встроенная лампа работает в нескольких режимах. Так, при езде на велосипеде можно включить мигающий красный свет, или же использовать бутылку в качестве лампы с белым светом. А USB-порт подзарядит мобильные устройства.

Для тех, кто занимается зимними видами спорта, увлекается охотой и рыбалкой подойдет другой гаджет. В холодное время года он согреет ваши руки, в темноте – осветит путь, а также обеспечит длительную работу мобильных устройств. Как-никак три в одном: внешний аккумулятор, светодиодный фонарик и грелка для рук. Есть и другой «многофункционал», который можно использовать как картридер, съемный жесткий диск и Wi-Fi роутер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *