Россия сельское хозяйство

Развитие сельского хозяйства

Подробности Просмотров: 10605

При развитии сельскохозяйственнгого производства действуют те же общие экономические законы, что и в других отраслях народного хозяйства. Но они обусловленны некоторыми специфичесскими особенностями. Главной отличительной особенностью развития сельского хозяйства является то, что в качестве основного средства производства выступает земля. По сравнению с другими средствами производства земля не изнашивается, а при правильном использовании улучшает свои качественные параметры.

Развитие сельского хозяйства в России

Давайте рассмотрим динамику развитие сельского хозяйства в России. Проследим рост сельского хозяйства и объемов производства сельскохозяйственной продукции в рамках аграрных преобразований. С 1991 по 1995 гг. мы имели сокращение сельскохозяйственного производства на уровне 7-8%. В 1996-2000 гг. эта негативная тенденция сохранилась, хотя темпы падения составляли в пределах 1-1,5%, и только начиная с 2000 г. по настоящее время мы имеем положительную динамику в производстве сельскохозяйственной продукции, за исключением 2010 г., когда из-за климатических условий – эта динамика нарушилась.

Россия обладает 9% сельскохозяйственными угодьями мира. Это главное средство производства в отрасли. В настоящее время использование земельно-ресурсного потенциала в России, особенно пашни, находится в кризисном состоянии: происходит процесс выведения пашни из оборота. В настоящее время выведено из оборота и не используется от 30 до 40 млн га пашни.

Пути развития сельского хозяйства

Раньше считалось, что путь развития сельского хозяйства это сокращение средств производства используемых в этой отрасли и перераспределение их в пользу промышленности и военно-промышленного комплекса, а потом и в сфере услуг. В настоящее время становится ясно, что для развитие сельского хозяйства в России необходимо совершенствование сельского хозяйства с учётом следующих факторов:

  1. Во-первых, растет значение сельского хозяйства в решении глобальных проблем: продовольственной (в связи с ростом численности населения), энергетической (в силу нарастающего дефицита ископаемых энергоносителей и возможностью их замены биотопливом), экологической (в связи с переходом от интенсивных к природосберегающим технологиям).
  2. Во-вторых, усиливается спрос растущего городского населения на сельские рекреационные услуги, в том числе на агротуризм.
  3. В-третьих, путь развитие сельского хозяйства в рамках семейных производственных единиц, становится условием сохранения культурного многообразия человечества. Все это придает аграрной отрасли приоритетное значение, особенно в странах с большим сельскохозяйственным потенциалом.

Перспективы развития сельского хозяйства

Россия, в силу огромных площадей, пригодных для сельского хозяйства, имеет все перспективы к развитию сельского хозяйства. На сегодняшний день цель работы по развитию с.х. отрасли, это повышение конкурентоспособнсти на мировых рынках агропродовольственного сектора.

В последние годы действующее правительство РФ попыталось учесть и переосмыслить ошибки, допущенные в первые годы переходного периода. Сейчас сельское хозяйство в нашей стране развивается в рамках Национального проекта «Развитие АПК».

Приоритетными направлениями развития этого проекта является:

  • · ускоренное развитие животноводства;
  • · стимулирование развития малых форм хозяйствования;
  • · обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Главная цель проекта — форсированное развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока для постепенного замещения импортной мясной и молочной продукции. Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности. Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала АПК.

Проблемы развития сельского хозяйства

К началу ХХI столетия обозначились следующие проблемы развития сельского хозяйства

  • · из сельскохозяйственного оборота было выведено около 30 млн. га земель;
  • · вынос питательных веществ из почвы значительно превосходил их внесение с удобрениями;
  • · приход в упадок мелиоративных систем;
  • · разрастание площади закисленных почв;
  • · техническая деградация аграрного сектора;

В настоящее время правительство осознало важность развития сельского хозяйства и проводит достаточно большую работу направленную на решение проблем в сельском хозяйстве.

История развития сельского хозяйства

В дореволюционной истории России зерновое хозяйство было преобладающей отраслью сельского хозяйства. Посевы зерновых составляли 88,6 % всех посевов. Валовое производство за 1910—1912 достигало в среднем около 4 миллиардов рублей при всей продукции полеводства в 5 миллиардов рублей. Зерно было основной экспортной статьёй России. Так, в 1913 удельный вес зерновой продукции составлял 47 % от всего экспорта и 57 % от экспорта сельхозпродукции. На экспорт шло более половины всего товарного зерна (1876—1888 — 42,8 %, 1911—1913- 51 %). В 1909—1913 зерновой экспорт достиг максимальных размеров — 11,9 млн т всех зерновых, из которых 4,2 млн т пшеницы и 3,7 млн.т ячменя. 25 % экспорта давала Кубань. На мировом рынке зерновой экспорт из России составлял до 28,1 % всего мирового экспорта. При общей посевной площади в примерно 80 млн га (105 млн га в 1913 году) урожайность зерновых, однако, была одной из самых низких в мире. Основным товарным производителем зерна (свыше 70 %) были помещики и зажиточные крестьяне, доля основной массы крестьянства (15-16 млн индивидуальных крестьянских хозяйств) в товарной продукции была около 28 % при уровне товарности около 15 % (47 % у помещиков и 34 % у зажиточных крестьян). Энергетические мощности сельского хозяйства составляли 23,9 млн л. с. (1 л. с. = 0,736 квт), из них механические только 0,2 млн л. с. (менее 1 %). Энерговооружённость крестьянских хозяйств не превышала 0,5 л. с. (на 1 работника), энергообеспеченность — 20 л. с. (на 100 га посевов). Почти все сельскохозяйственные работы производились вручную или при помощи живой тяги. В 1910 в распоряжении крестьянских хозяйств было 7,8 млн сох и косуль, 2,2 млн деревянных и 4,2 млн железных плугов, 17,7 млн деревянных борон. Минеральных удобрений (преимущественно импортных) приходилось не более 1,5 кг на гектар посева (в помещичьих и кулацких хозяйствах). Сельское хозяйство велось экстенсивными методами; продуктивность земледелия и животноводства была низкой (ср. урожай зерновых в 1909-13 — около 7,4 ц/га, среднегодовой удой молока от коровы — около 1000 кг). Отсталость сельского хозяйства, его полная зависимость от природных условий служили причиной частых неурожаев, массовой гибели скота; в неурожайные годы голод охватывал миллионы крестьянских хозяйств.

Сельское хозяйство страны было подорвано Первой мировой и гражданской войнами. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917, работоспособное мужское население в деревне уменьшилось по сравнению с 1914 на 47,4 %; поголовье лошадей — главной тягловой силы — с 17,9 млн до 12,8 млн. Сократились поголовье скота, посевные площади, снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. В стране начался продовольственный кризис.

Развитие сельское хозяйство СССР

Рассмотрим как развивалось сельское хозяйство в СССР. В 1923 году посевы зерновых составляли 63,9 млн га. В 1927 году общая посевная площадь составила 112,4 млн га. Средняя урожайность зерновых культур за 1924—1928 годы составила 7,5 ц/га.

В декабре 1927 года на XV съезде ВКП (б) был провозглашён курс на коллективизацию сельского хозяйства. К 1938 году было коллективизировано 93 % крестьянских хозяйств и 99,1 % посевной площади. Энергетические мощности сельского хозяйства увеличились за 1928—40 с 21,3 млн л. с. до 47,5 млн; в расчёте на 1 работника — с 0,4 до 1,5 л. с., на 100 га посевов — с 19 до 32 л. с. Внедрение сельскохозяйственной техники, увеличение числа квалифицированных кадров обеспечили существенный рост производства основных сельскохозяйственных продуктов. В 1940 валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с 1913 на 41 %; повысились урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность сельскохозяйственных животных. Основными производящими единицами сельского хозяйства стали колхозы и совхозы.

Особенности развития сельского хозяйства

В сельском хозяйстве в качестве средств производства выступают живые организмы, какими являются животные и растения. Последние развиваются на основе биологических законов. Следовательно, экономический процесс воспроизводства здесь тесно переплетается с естественным процессом развития живых организмов. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам. Конечные результаты порой во многом зависят не от количества и качества применяемых ресурсов, а от конкретных условий, в которых осуществляется производство. Территориальное размещение сельскохозяйственного производства связано с большим объемом перевозок как произведенной продукции (зерна, картофеля, сахарной свеклы, молока, мяса и др.), так и техники и материальных ресурсов (топлива, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений).

Одной из важных особенностей развития сельского хозяйства является то, что созданная здесь продукция принимает участие в дальнейшем процессе производства. В сельском хозяйстве в качестве средств производства используются семена и посадочный материал (зерно, картофель и др.), корма, а также значительная часть поголовья на восстановление и расширение стада животных. Все это требует дополнительных материальных ресурсов для строительства помещений и объектов производственного назначения (скотные дворы, склады для кормов, хранилища для семян и посадочного материала и др.).

О нас

Продажа земель сельскохозяйственного назначения в Псковской и Новгородской областях — это основное направление компании АН Лучшие Земли. Нашими клиентами являются не только корпоративные клиенты и фирмы, но и частные инвесторы, желающие вложить свои деньги в землю или заняться сельским хозяйством. Клиенты нашей компании — это инвесторы не только Санкт-Петербурга, Пскова и Новгорода, но и всего Северо-Запада.

Мы на рынке земли с 2011 года и занимаемся землями для бизнеса и строительства дач, ставя интересы наших клиентов на первое место. Постоянная работа с местной администрацией районов — это показатель доверия к нам. Мы готовы помочь Вам в покупке земельного участка и оградить Вас от «особых условий» договора, которые написаны под звездочкой и едва заметным шрифтом, т.к. почти все земельные участки у нас в собственности (или напрямую от владельца) и мы не занимаемся перепродажей «левых» участков, как другие фирмы или агентства недвижимости, у нас нет комиссионных с продажи земли, у нас нет скрытых условий, у нас нет обременений и залогов. Мы гарантируем, что покупка земли сельхозназначения у нас, будет для Вас проста и надежна! Так же мы окажем Юридическую помощь в оформлении и подаче документов в ФРС.

Основные преимущества, при покупки земли с нашей компаний:

  • Компания «АН Лучшие Земли» работает на рынке земли с 2011 года.
  • Мы предлагаем сельскохозяйственные земли на берегу для продажи во многих районах Псковской и Новгородской областей.
  • Наша компания работает с администрацией Псковской и Новгородской области, ФРС, земельным комитетом, что огромный плюс в сделках по операциям с земельными участками.
  • Продажа земли сельскохозяйственного назначения и оформление сделки осуществляется в течении трех дней (плюс оформление в ФРС)
  • Огромный выбор объектов, для нужд любого клиента, площади участков от 5 Га до 1000 Га.
  • Участки с береговой полосой от 100 до 500 метров
  • Практически все объекты, представленные к продаже, находятся у нас в собственности, что является огромным плюсом в отношении цены, так как нет дополнительных комиссий и агентских сборов.
  • Гарантия юридической чистоты сделки и консультации наших юристов.
  • Обращение к нам — это экономия Вашего времени и сил при покупки земли.
  • Приобретении земли у нас — гарантия получения скидки.

Сотрудничество с нашей компанией — это не только огромный выбор объектов и приятные цены на покупку участка, но и юридическая чистота сделок, что дает ВАМ возможность правильно инвестировать ВАШИ деньги и развивать ВАШ бизнес.

Полезные ссылки:

Какие виды бизнеса можно организовать на земле

Сельскохозяйственные земли

Для чего нужны сельхоз земли

> Структура, цели и задачи сельского хозяйства

Виды деятельности сельского хозяйства в Приволжском районе

Сельское хозяйство района представлено 182 предприятиями. Из них 168 крестьянско-фермерских хозяйств, а далее (КФХ). Всего в сельском хозяйстве района (включая личные подсобные хозяйства) занято 48% от численности занятых в экономике.

До 70% в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства занимает продукция растениеводства, которое ориентировано на производство овощей, бахчевых, риса, кормов. Животноводство специализировано на производстве мяса и молока.

Современное развитие сельского хозяйства не возможно без развития сети современных перерабатывающих производств.

Основными направлениями развития Агропромышленного комплекса, а далее (АПК) района являются:

ЖИВОТНОВОДСТВО

Общее число поголовья крупно рогатого скота (КРС) по всем категориям хозяйств за 2008 год составило 12747 голов. Овец и коз на отчетный период составило 9265 голов. Основной рост поголовья КРС наблюдается в крестьянско-фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах, в КФХ — 1155 голов и в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) — 9369 голов.

МЯСНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО

Производство мяса в хозяйствах всех категорий района в 2008 году увеличилось и составило 2436 тн, в сельхозпредприятиях — 785 тн.МОЛОЧНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО

В 2008 году производство молока по всем категориям хозяйств района составило 6299 тн, в сельхозпредприятиях произведено — 480 тн. молока. Производством молока занимаются колхоз «Волга» и колхоз «им. ХХ Партсъезда».

ПТИЦЕВОДСТВО

За 2008 год производство яйца по двум птицефабрикам составило 80062 тыс.шт. В 2007 году п/ф «Бэровская» наметила реконструкцию птичника с приобретением оборудования для клеточного содержания кур несушек, что существенно снизит затраты на производство яйца, увеличит производство яйца, для этого необходимо 15 млн. руб.

ООО «Птицефабрика Астраханская-2» в 2007 году в рамках целевой программы планирует приобрести оборудование немецкой фирмы «Биг Дайчмент»

4-х птичников, с количеством посадочных мест 268000 голов.

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Общая площадь посевов в 2008 году составила — 2332га

в т.ч. по с/х предприятиям — 1333га по КФХ — 141га

по ЛПХ — 858га

Общая площадь посевов в 2008 году составляет -2332га

В 2009 году планируется увеличить площадь посева до 2342,5га:

В т.ч. по с/х предприятиям

В 2008 году — 1333га, в 2009 году — 1299,5 га

По КФХ В 2008 году 141га, в 2009 году-185га

ЛПХ В 2008 году- 858га, в 2009 году — 858га

ЗЕРНОВЫЕ

В 2008 году зерновые были посеяны на площади 549 га. Ячмень был посеян в хозяйствах района на площади -273 га.

Площадь уборки составила 127га. Намолот — 134,4тн. Урожайность 10,7 ц/га.

Рис был посеян в двух хозяйствах района в колхозе «Волга» и колхозе «Кр. Звезда» на площади 276га. Площадь уборки составила 258га. Намолот — 618,2 тн. Урожайность -24 ц га.

Из зерновых в 2009 году в сельхозпредприятиях района планируется посеять ячмень на площади — 340га, рис на площади -100га.

ОВОЩИ

В 2008 году площадь посева овощных культур составила — 715га В т.ч. по с/х предприятиям -23га КФХ -48га ЛПХ — 601га Валовый сбор составил по району -17483,1га В т.ч. по с/х предприятиям — 437,9 тн КФХ — 3745 тн ЛПХ — 13300,2 тн Урожайность по району -244 ц/га В т.ч по сх предприятиям — 190,4 ц/га КФХ — 411,5 ц/га ЛПХ — 221,3 ц/га

В 2009 году планируется увеличить площадь овощных — 735,5га В т.ч. по с/х предприятиям- 42,5га КФХ — 92га ЛПХ — 601га Из хозяйств планируется выращивание овощей в 2010 году колхоз «Кр.Чулпановец» на площади — 21га.

Администрацией Приволжского района создана система мероприятий по стабилизации и устойчивому развитию сельского хозяйства на территории Приволжского района Таблица 1

N п/п

2015 г.

2025 г.

Увеличение посевной площади по инерционному сценарию развития сельского хозяйства на 11.1% по сравнению с показателем отчетного года, по стабилизационному — на 12.2% и оптимистическому — на 64.8%. Структура посевных площадей зерновых, кормовых и технических культур

Увеличение посевной площади по инерционному сценарию развития сельского хозяйства на 11.6%, стабилизационному — на 13.1% и оптимистическому — в 2.1 раза по сравнению с показателем отчетного года. Структура посевных площадей изменяется преимущественно в пользу зерновых и кормовых культур

Проведение мероприятий, направленных на восстановление почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий

Проведение мероприятий, направленных на восстановление почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий

Модернизация и развитие мелиоративных систем. Защита от эрозии и засоления

Модернизация и развитие мелиоративных систем. Защита от эрозии и засоления

Развитие семеноводства зерновых технических, овощебахчевых и кормовых культур

Внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий возделывания сельскохозяйственных культур, генной инженерии

Переход на биологический метод борьбы с вредителями, сорняками, болезнями растений

Переход на адаптивный путь развития земледелия: минимальная обработка почвы, лесомелиорация, биологические средства защиты растений, рост потребления органических удобрений

Рост валового производства продукции растениеводства (в % к отчетному году по оптимистическому варианту): зерна — в 4.4 раза, овощей — 32.8, бахчевых — 76.3, картофеля — 50.9, технических культур по отдельным видам — в 6 — 8 раз.

Рост валового производства продукции растениеводства (в % к отчетному году по оптимистическому варианту): зерна — в 8.1 раза, овощей — 51.8, бахчевых — в 2.1, картофеля — 59.3, технических культур по отдельным видам — в 8-10 раз.

Увеличение поголовья (в % к отчетному году): крупного рогатого скота — на 52.7, свиней — в 2.2 раза, овец и коз — 38.3, птицы — 27.1

Увеличение поголовья (в % к отчетному году): крупного рогатого скота — на 87.6, свиней — в 2.9 раза, овец и коз — 56.5, птицы — 54.4

Совершенствование племенной работы в животноводстве. Улучшение породного состава крупного рогатого скота за счет калмыцкой породы, наиболее эффективной в условиях Астраханской области.

Совершенствование племенной работы в животноводстве. Улучшение породного состава крупного рогатого скота за счет калмыцкой породы.

Внедрение передовых перспективных технологий содержания сельскохозяйственных животных.

Внедрение передовых перспективных технологий содержания сельскохозяйственных животных.

Рост валового производства продукции животноводства (в % к отчетному году): мяса — в 1.5 раза, молока — 67.8, шерсти — в 2.1, яиц — 30.5

Рост валового производства продукции животноводства (в % к отчетному году): мяса — в 3.3 раза, молока — в 2, шерсти — в 2.8, яиц — 39.9

Организация центров ремонта, проката, аренды сельскохозяйственной техники.

Организация центров ремонта, проката, аренды сельскохозяйственной техники. Развитие сети консультационных служб с предоставлением соответствующих услуг сельскохозяйственным производителям.

Развитие сети консультационных служб с предоставлением соответствующих услуг сельскохозяйственным производителям.

Внедрение информационных технологий в растениеводство и животноводство с целью автоматизированного управления процессами т. н. точного сельскохозяйственного производства (глубина обработки почвы, нормы высева семян, объем и состав внесения удобрений, рацион кормления животных и т.д.)

Внедрение информационных технологий в растениеводство и животноводство для управления процессами так называемого точного сельскохозяйственного производства.

Система мероприятий по развитию горизонтальной и вертикальной форм интеграции в аграрном секторе экономики. Создание агрохолдингов — вертикально интегрированных компаний с производственной цепочкой: земля — производство — реализация продукции.

Формирование системы государственного регулирования посредством создания федеральных и местных рынков сбыта с целью стабилизации уровня цен и организации более или менее устойчивого рынка.

Мероприятия по совершенствованию профессиональной подготовки сельскохозяйственных производите

лей и организации труда

Подготовка кадров для села (механизаторов, фермеров) с налаживанием системы центров их обучения и консультации Мероприятия по переориентации современного сильно натурализированного сельскохозяйственного производства на высокотоварное фермерское (крестьянское).

Система мероприятий по формированию слоя эффективных земельных собственников, способных производить качественную и конкурентоспособную продукцию на базе крупных и специализированных предприятий

Отсутствие в Конституции РФ упоминания аграрного законодательства свидетельствует о его сложном, составном, комплексном характере, опирающемся на гражданские, административные, финансовые, экологические и иные требования, установление которых относится как к ведению РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ, так и к собственному ведению субъектов РФ.

Только в период реформ в Российской Федерации были приняты Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1490-I «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии», Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель», Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве», Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

В начале аграрных реформ сыграли (утратившие ныне силу) свою роль Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 6 марта 1992 г. N 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации», от 4 сентября 1992 г. N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Многочисленны законы по аграрным вопросам в субъектах РФ и нормативные правовые акты в муниципальных образованиях.

Аграрные отношения нередко регулируются в законах, относящихся к различным отраслям законодательства. В Налоговом кодексе РФ есть глава «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», в части второй ГК РФ в гл. 30 — § 5 «Контрактация» и в части четвертой ГК РФ — гл. 72 «Право на селекционное достижение», в КоАП РФ — гл. 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель», в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — ст. 42 «Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения» и ст. 49 «Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве». Можно упомянуть также Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

В принципе, аграрные отношения могли бы быть подчинены действию общих законодательных правил, направленных на развитие рынка, конкуренции, антимонополизма, многообразия и соперничества различных равноправных форм собственности и хозяйствования, обеспечение единого экономического пространства, свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В юридической науке порой задается небезосновательный вопрос: достаточно ли сельскохозяйственной специфики для существования и дальнейшего развития аграрного законодательства?

Специфика сельскохозяйственного производства, однако, находит свое отражение и оправдание в особенностях российского законодательства, в его отраслях, в Своде законов, в официально утвержденных классификаторах и т.д. Преобразования в аграрной сфере, поэтому и вместе с тем, оказались отделены и отдалены от преобразований в иных сферах экономики, общественной жизни не только организационно, но и юридически.

Причинами самостоятельности аграрной экономики принято считать ее низкую конкурентоспособность, инерционность, сезонный и многоотраслевой характер производства, инвестиционную непривлекательность, уровень ручного, физического труда (за уменьшение которого организовывались в продолжение полувека соревнования между регионами), системную безработицу, неразвитость инфраструктуры, влияние природно-климатических условий.

В настоящее время для реализации приоритетного национального сельскохозяйственного проекта предстоит обеспечивать качество и чистоту пищевых продуктов, рациональное использование природных ресурсов, оказание адресной государственной поддержки сельским товаропроизводителям, борьбу со злоупотреблениями и коррупцией в области расходования выделенных на проект средств.

Задачами аграрного законодательства на современном этапе наряду с общими целями регулирования важнейших общественных отношений видятся обеспечение продовольственной безопасности (независимости) страны (считается, что превышение импорта продуктов в размере более одной трети вызывает угрозу государственности), государственная поддержка и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на внешнем рынке, в ФАО, в ВТО (как это принято в других развитых странах), устойчивое развитие сельских территорий, устранение глубоких различий и даже противоречий между городом (две трети населения) и деревней при сохранении положительных традиций, в частности, стремления к справедливому и трудовому образу жизни.

Вхождение и возвращение РФ в международные организации предполагает предварительный тщательный анализ необходимых изменений и дополнений российского аграрного и иного законодательства с тем, чтобы впоследствии обеспечивать неуклонное исполнение взятых на себя страной обязательств. Естественно, эта инвентаризация норм должна осуществляться на базе головного, может быть, как принято говорить, рамочного федерального аграрного закона.

В упомянутом новом Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» (далее — Закон) предусматривается установление правовых основ реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий.

Легализация государственной аграрной политики получила отражение и продолжение в Законе в виде формулирования основных ее целей, принципов, направлений, мер реализации, перечень которых, в частности, включает восемь пунктов и завершается «другими мерами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

В реализации государственной аграрной политики участвуют, прежде всего, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и на добровольной основе союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей, в число участников которых входят производители и их объединения, производящие на территории РФ более чем две трети общего объема производства отдельных видов сельхозпродукции и оказывающие соответствующие услуги.

Осуществлено закрепление и развитие в Законе, наряду с актами Правительства РФ, основных функций федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, ответственного за реализацию государственной программы развития сельского хозяйства, осуществляющего координацию соответствующих действий субъектов РФ и поддержку уровня цен на рынке сельскохозяйственной продукции. Напомним, что Минсельхоз России был одним из первых поставивших и решивших в 2005 г. вопрос о ликвидации созданного в ходе административной реформы и подведомственного ему федерального сельскохозяйственного агентства.

В обсуждаемом Законе содержатся значимые для права определения «сельскохозяйственный производитель», «сельскохозяйственное производство», «устойчивое развитие сельских территорий» и др., заслуживающие дальнейшего научного осмысления и исследований, в том числе диссертационных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *