Процедура закупок на предприятии

Управление закупками

  • Закупки – это приобретение для организации товаров и услуг от поставщика
  • Отдел закупок по требованию компании или организации приобретает сырье, запчасти, услуги и т.д.
    • Закупки – это приобретение для организации товаров и услуг от поставщика
    • Отдел закупок по требованию компании или организации приобретает сырье, запчасти, услуги и т.д.
    • Управление закупками – одна из самых важных сфер деятельности Предприятия. Именно поэтому необходимо тщательное управление закупками как в рознице так и на оптовых предприятиях.
    • Закупки – это основная сфера деятельности в области управления материально-техническим обеспечением
    • Управление закупками на предприятии осуществляется отделом, отвечающим за закупочную деятельность
    • Закупки являются самой важной деятельностью в любой организации
    • Закупки – это первое, что влияет на стоимость продукта
    • От управления закупками зависит прибыль компании
    • Управление закупками охватывает также такие области как аутсорсинг и инсорсинг
    • Управление закупками – это управление закупочным процессом и всех связанных с ним аспектов. В производственных предприятиях закупки составляют около 70% от оборота, а в сервисных компаниях – 40% от оборота.

    По данным исследования 1% сэкономленный в процессе закупок может повысить доход всей Компании на 2-3%!!!

    Отдел логистики и планирования закупок гарантирует, что все товары, расходные материалы и инвентарь, необходимые для деятельности компании, заказаны и находятся в наличии. Он также отвечает за контроль над стоимостью заказанных товаров, контролирует уровень запасов и создает прочные отношения с поставщиками.

    Цели и задачи отдела закупок

    • Приобретать необходимый материал по минимально возможной цене в соответствие с политикой компании
    • Снижать расходы отдела закупок
    • Заниматься поиском новых и достойных поставщиков
    • Развивать прочные отношения с текущими поставщиками
    • Заниматься обучением и развитием работников отдела
    • Вести четкий и актуальный учет всех сделок
    • Участвовать в разработке новых продуктов и материалов
    • Участвовать в усовершенствованиях продукта
    • Принимать целесообразные решения «ПОКУПАТЬ ИЛИ ПРОИЗВОДИТЬ»
    • Избегать дефицита товара
    • Разрабатывать нормы и методики

    Так же стоит отметить что цели и задачи отдела закупок для каждого предприятия свои, но мы постарались собрать наиболее распространенные.

    Принципы Управления Закупками (7 R)

    1. Приобретать товар надлежащего КАЧЕСТВА
    2. В необходимом КОЛИЧЕСТВЕ
    3. От надлежащего ИСТОЧНИКА
    4. По надлежащей ЦЕНЕ
    5. Доставленный в нужное МЕСТО
    6. В надлежащее ВРЕМЯ
    7. Cоответствующим ТРАНСПОРТОМ

    Закупочный Цикл / Структура управления закупками пошагово

    • Получить требования к товару от отдела по работе с Клиентами
    • Отправить запрос продавцам (поставщикам)
    • Получить предложения от продавцов
    • Сравнить предложения
    • Обсудить условия, установить цену, сроки и условия.
    • Направить заказ верному (выбранному) Продавцу
    • Контролировать действия Продавца
    • Получение и осмотр товара
    • Помещение на склад и внесение в базу данных
    • Получение счета и оплата

    Закупочный процесс

    Закупочный процесс включает в себя 8 основных этапов:

    • Исследование рынка
    • Определение требований
      1. Одобрение
      2. Сравнение вариантов
      3. Принятие решения о закупке
      4. Размещение заказов
      5. Получение товаров и услуг
      6. Учет товаров и услуг
      7. Получение счетов и их оплата
      8. Дебет-нота в случае дефекта товара

    Процесс Управления Закупками

    Процесс Управления Закупками обычно состоит из 4 этапов:

    1. Планирование закупок
    2. Отслеживание закупок
    3. Составление отчетов по закупкам
    4. Переговоры (Обсуждение)

    Планирование закупок

    Планирование Закупок может включать в себя следующие этапы:

    • Составление проекта закупок и разработка обязанностей
    • Предоставление соответствующей информации (файлы, ссылки, заметки и т.д.)
    • Назначение обязанностей по закупкам конкретным людям
    • Расставление приоритетов, даты начала/конца и т.д.
    • Назначение супервайзеров
    • Создание напоминаний
    • Контроль и оценка

    Отчет по закупкам

    Отчет по закупкам включает в себя:

    • Сопоставление текущих и ожидаемых цен
    • Расчет задач для закупки и статистики проекта
    • Сортировка, группировка или отбор задач по критериям
    • Создание графиков для визуализации основной статистики и ключевых показателей эффективности (KPI)

    Значение управления закупками.

    Крупное исследование, проведенное Carr and Pearson (2002), основанное на опросе 175 компаний, с долей ответивших от общего числа опрошенных 22%, показывает, что стратегические закупки и управление закупками предприятия оказывают положительное влияние на финансовые показатели как крупных, так и небольших компаний.

    Carr and Pearson (2002) также указала, что управление закупками и вовлечение поставщика в процесс действительно влияет на успех выхода на рынок нового товара. Это исследование также показывает, что существует взаимосвязь между внедрением стратегического управления закупками и достижением целей компании. В отчете Carr and Pearson (2002) также указано, что считается, что большинство компаний осознают важность стратегических закупок т.к. большая часть от их продаж тратится на инвестиции в закупки. Carr and Pearson (2002) также завершает свое исследование словами «Основываясь на данном исследовании, руководство компаний должно лучше осознавать важность управления закупками, вовлечения поставщика в процесс, стратегических закупок и их взаимосвязь с финансовыми показателями компании».

    (Перевод статьи «Purchasing management» из англоязычной википедии)

Организация государственных закупок

Организация государственных закупок — это совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров или оказанию услуг за счет государственного бюджета.
Организация государственных закупок регламентируются Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Организация государственных закупок в передовых странах мира направлено на выполнение экономических и социальных программ страны, поощрение развития разных отраслей народного хозяйства, в т. ч. инновационных программ, поддержание продукции национальных производителей, а также регулирование некоторые социальных процессов.
Организация государственных закупок направлена на:

  • Обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства.
  • Позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

Организация государственных закупок включает:

  • Планирования закупок товаров, работ, услуг.
  • Определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  • Заключение контракта.
  • Исполнения контракта.
  • Мониторинга закупок товаров, работ, услуг.
  • Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг.
  • Контроля.

Организация государственных закупок осуществляется за счет средств бюджетов разного уровня, государственных внебюджетных фондов в строгом соответствии с законодательством о контрактной системе.
Государственные закупки могут осуществляться посредством проведения торгов или без таковых.
Государственные закупки производятся преимущественно на конкурентной основе посредством проведения:

  • Конкурсов.
  • Аукционов.
  • Запросов котировок и предложений.

Организация государственных закупок от закупок частных компаний отличается следующим:

  • Осуществление закупок в режиме жесткого нормативного и финансового регламента.
  • Дополнительные обоснования решений о размещении заказов.
  • Размещение заказов, для поддержки малых предприятий и социально направленных, в соответствии с государственными целевыми программами.
  • Открытость и отсутствие конфиденциальности.
  • Зачастую формальный характер оценки качества закупаемых товаров.
  • Закупки осуществляется в форме открытого электронного аукциона.
  • Общее информационное пространство.

Организация государственных закупок является ключевым фактором развития экономики и социально политической сферы современного государства.
Специалисты Группы Компаний «Ценный Совет» окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.
Заказчикам: Услуги специализированной организации по проведению торгов — 38 000 руб.
Поставщикам: Подготовка заявки для участия в конкурсе — от 18 000 до 28 000 руб.
Обучение: Повышение квалификации по 44-ФЗ — Очно-заочное (120 часов) — 25 000 руб.

Как надо говорить: провести операцию или произвести операцию

Глаголы одного корня провести и произвести — многозначные слова. В современном русском языке некоторые их значения близки, что отражается и толковыми словарями. Так одно из значений глагола провести — это «выполнять, осуществить, произвести», например, провести ремонтные работы.

В одном из своих значений глагол произвести — это тоже «сделать, выполнить, устроить что-нибудь», например, произвести ремонтные работы.

Вместе с тем в употреблении этих однокоренных слов есть известные различия.

Если глагол провести (проводить) сохраняет смысловые и словообразовательные связи со словами вести (водить), то в глаголе произвести (производить) таких прямых связей уже нет: скорее они объединяются по смыслу и структуре с такими словами, как производство, произведение.

В современном русском литературном языке глаголы проводить и производить могут взаимозаменяться в некоторых устойчивых сочетаниях там, где традиционно употреблялось только слово производить. Например, одинаково правильно: провести следствие и произвести следствие; провести допрос и произвести допрос; произвести подписку и провести подписку. Правда, почти во всех таких случаях глагол произвести сохраняет известный оттенок официальности, книжности и чаще применяется в таких жанрах деловой речи, как служебная документация, официальный доклад, отчет, приказ или распоряжение.

В некоторых сочетаниях мы употребляем только глагол провести, например: провести собрание; провести семинар или диспут; провести смотр, конкурс. Общее значение этих сочетаний — «организовать, осуществить». В других словосочетаниях предпочтительнее оказывается глагол произвести, например: произвести приятное (или неприятное) впечатление; произвести переполох, произвести фурор и некоторые другие. Общее их значение несколько иное: «вызвать, выявить что-нибудь (то, что названо существительными)».

Что касается употребления глаголов произвести и провести в сочетаниях со словом операция, то здесь все зависит от разных значений этого существительного. Если речь идет о боевых действиях или о хирургическом вмешательстве, то надо употребить глагол провести. Например, провести наступательную операцию или успешно провести операцию на сердце. В тех же случаях, когда мы говорим о действиях в ряду подобных, связанных с официальными подсчетами, перечислениями, почтовыми отправлениями или мысленными расчетами, то чаще употребляем глагол произвести. Например: произвести банковскую операцию (т. е. расчет, вклад), произвести почтовую операцию (т. е. перевод, пересылку), произвести операцию в уме (т. е. подсчет, вычисление) и т. п.

6.1 Конкурсные процедуры государственного заказа в строительстве

Основным методом закупок для государственных нужд является конкурс, или торги. При стоимости закупки свыше 2500 МРОТ все иные методы могут быть применены только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством.

Основные понятия конкурсных процедур приведены в таблице 6.1

Практика показывает, что наибольшую опасность представляет как раз занижение цены контракта на конкурсе по сравнению с объективно необходимыми затратами на выполнение поставки. Это особенно опасно при заключении контракта на выполнение подрядных работ, поскольку может привести к срыву сроков работ и/или к увеличению конечной цены контракта. Занижение претендентом цены контракта может быть либо умышленным с целью любой ценой выиграть конкурс, либо вследствие недостаточной квалификации претендента и не учета им реальных условий конкурса.

Таблица 6.1 – основные понятия конкурсного процедуры и пояснения к ним

Понятия

Пояснения

Конкурс

Форма размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг, поставку товаров), предусматривающая выбор исполнителя (поставщика, подрядчика) на основе соревнования представленных участниками торгов конкурсных заявок с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в конкурсной документации.

Предмет контракта

Конкретные виды работ, услуг или товаров, на выполнение или поставку которых проводятся торги (конкурс).

Объект конкурса

Производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет контракта.

Заказчик

Лицо, которое размещает заказ посредством торгов (конкурса).

Организатор конкурса

Заказчик или лицо, которому заказчиком поручено выполнение функций по проведению торгов.

Претендент

Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), решившие принять участие в конкурсе до момента регистрации конкурсной заявки.

Участник конкурса

(оферент)

Лицо, подавшее конкурсную заявку и зарегистрированное как участник торгов.

Победитель конкурса

Участник торгов, чья конкурсная заявка признана выигравшей

Конкурсная комиссия (КК)

Коллегиальный рабочий орган, формируемый организатором конкурса (заказчиком) для определения победителя торгов. КК также проводит квалификационный отбор, вскрытие конвертов с конкурсными заявками, оценку и сопоставление заявок.

Конкурсная

документация

Комплект документов, разрабатываемый от имени заказчика, содержащий исходную информацию о технических, коммерческих и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедурах торгов.

Конкурсная заявка

Комплект документов, соответствующий требованиям конкурсной документации, направляемый на торги участником торгов.

Увеличение стоимости собственно конкурса вызывается прежде всего необходимостью провести экспертизу многих предложений. Экспертиза связана с привлечением высокооплачиваемых экспертов-юристов, специалистов-сметчиков, экономистов, финансистов, экспертов в технических вопросах. Чем больше конкурсных заявок, тем больше объем материалов для экспертизы, тем больше срок и тем дороже проведение экспертизы.

При выборе метода закупки необходимо также учитывать и следующее. Подготовка конкурсной заявки — сложный процесс, требующий серьезных затрат времени частника торгов. Эти затраты представляют собой часть его накладных расходов участника. Естественно, что покрыть эти расходы он может только за счет средств, получаемых от заказов. Поэтому он вынужден учитывать эти средства в своих ценовых предложениях. Таким образом, взятые в совокупности исполнители или поставщики перекладывают стоимость подготовки конкурсных заявок на совокупность заказчиков, что для последних означает увеличение стоимости заключаемых контрактов. Это имеет значение, прежде всего, для государственных организаций, которые созданы с основной целью выполнения функций заказчика, например, на ремонтно-строительные работы. Поэтому количественный рост участников торгов, связанный с открытым характером их проведения, порождает две противоположные тенденции. С одной стороны, с ростом конкуренции увеличивается вероятность получения наименьшей реальной цены; с другой растут затраты на организацию конкурсов. и совокупная величина накладных расходов в отрасли, что ведет к увеличению цены контракта. Очевидно, что в таких условиях существует оптимум, т.е. количество участников конкурса, при котором общая общественная экономия достигает максимуму. Опыт показал, что оптимальное количество участников торгов, по крайней мере на выполнение работ, соответствует приведенному в таблице 6.2

Таблица 6.2 – Оптимальное количество участников торгов

Предполагаемая цена контракта в МРОТ

Оптимальное количество участников конкурса

Больше 2500 до 10000

Больше 10000 до 50000

Больше 50000 до 200000

Больше 200000

Одним из путей преодоления недостатков, присущих открытым торгам, является проведение конкурса в две стадии. Первая стадия такого конкурса называется предварительным отбором, или квалификационным отбором. В этом случае на первой стадии отбираются те претенденты, квалификация и опыт которых позволяют надеяться на то, что их предложения будут реальными и обоснованными. На второй стадии рассматриваются предложения только этих претендентов. Таким образом, сохраняется открытость конкурса и отпадает необходимость экспертизы слишком большого числа предложений, а также снижается риск получения наиболее привлекательного (с минимальной ценой), но нереального, с точки зрения его реализации, предложения. Кроме того, снижаются общие накладные расходы на подготовку предложений участниками конкурса, поскольку на предварительный отбор не требуется представлять сметные (ценовые) расчеты, а отобранных участников конкурса гораздо меньше, чем первоначально заявившихся претендентов.

Закрытый конкурс — резко ограничивает конкуренцию и увеличивает возможности для злоупотреблении при их проведении. Поэтому такие конкурсы допускаются только по согласованию с Минэкономразвития РФ (для закупок за счет федерального бюджета) или с уполномоченным органом в субъекте федерации и при определенных условиях. В общем эти условия таковы:

— технически сложные работы (товары, услуги) производятся ограниченным кругом исполнителей (поставщиков);

— предмет государственного контракта составляет государственную тайну Для субъектов федерации сохраняются и более суровые ограничения:

— предполагаемая цена контракта составляет менее 2500 МРОТ;

— время и расходы, необходимые для рассмотрения большого числа заявок на участие в торгах, значительны по сравнению со стоимостью закупки работ, товаров или услуг.

К достоинствам закрытого конкурса следует отнести снижение риска участия и победы в конкурсе малоквалифицированного исполнителя (поставщика), возможность более точного прогнозирования затрат средств и времени на экспертизу заявок. При выборе этого метода закупок нужно иметь в виду, что он почти не дает экономии времени на проведение процедур, поскольку время, отводимое претендентам на подготовку конкурсных заявок одинаково как в открытом, так и в закрытом конкурсе.

К двухэтапному конкурсу можно обратиться, если заказчик не имеет возможности составить проектную документацию или четко определить технические характеристики продукции. При выборе этого метода размещения заказа необходимо учитывать время, необходимое для согласования этого метода закупки в Минэкономразвития РФ, которое обязательно при расходовании средств федерального бюджета.

Конкурс с привлечением иностранных участников также могут проводиться только в ограниченных случаях. При закупках из федерального бюджета это возможно, только если данная продукция не производится в России или ее производство экономически нецелесообразно. Субъекты федерации могут обратиться к такому виду торгов, когда:

— существует объективная необходимость привлечения иностранных ресурсов, технологий либо целесообразна иностранная конкуренция;

— предполагаемая цена государственного контракта превышает два миллиона МРОТ.

Способ размещения заказа, именуемый закупка у единственного источника применяется в случае, если:

— имеется срочная потребность в закупке;

— срочная потребность в закупке возникла вследствие чрезвычайных обстоятельств;

— продукция (работы, товары, услуги) данного специального вида производится

— только одним поставщиком.

Выбор этого метода размещения заказа заказчик должен согласовать с уполномоченным органом исполнительной власти. Таким органом при расходовании федерального бюджета определено Минэкономразвития РФ; в субъектах федерации эту роль выполняют обычно комитеты (министерства) экономики правительств субъектов федерации. При этом заказчик должен показать, что срочная потребность в закупке не явилась следствием его упущений и медлительности.

По согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти может производиться запрос ценовых котировок на имеющуюся в наличии продукцию при предполагаемой стоимости контракта менее 2500 МРОТ.

Порядок, состав, условия подготовки и распространения конкурсной документации определяет заказчик или привлеченная им на договорной основе специализированная фирма (далее — организатор конкурса) (рисунок 6.1). Конкурсная документация разрабатывается организатором конкурса (рисунок 6.2). Как правило, конкурсная документация утверждается заказчиком, т.е. тем лицом, которое выступает стороной в государственном или муниципальном контракте. В практике встречается утверждение конкурсной документации руководителем вышестоящей инстанции заказчика. Министерства и ведомства федерального уровня, органы исполнительной власти субъекта федерации своими распорядительными документами могут устанавливать внутренний порядок утверждения конкурсной документации и/или ее согласования.

Этот порядок может включать перечень обязательных документов, включаемых в конкурсную документацию, правила их оформления, процедуры согласования и согласующие инстанции. Так, например, в Санкт-Петербурге конкурсная документация по закупкам за счет бюджета города должна согласовываться с экспертно-промышленным советом Администрации.

В зависимости от вида конкурса конкурсная документация предоставляется по запросу либо любому желающему (в случае открытого конкурса), либо только ограниченному кругу претендентов (установленному перед началом закрытого конкурса или по результатам предварительного квалификационного отбора). Конкурсная документация передается претенденту по его запросу за плату, если таковая установлена в приглашении к участию в Торгах. Плата, взимаемая организатором торгов за конкурсную документацию, не должна превышать затрат на ее изготовление (издание) и доставку. Плата за конкурсную документацию предусматривается в торгах на размещение заказа и в зарубежных странах и в международных торгах. Как правило, размер этой платы составляет там сумму, эквивалентную 50 — 200 долларов США. Практика в России показывает, что эта плата в среднем составляет 400 — 1000 руб.

Оформление части конкурсной документации (условиями и процедуры конкурса) возможно в двух вариантах:

1. Индивидуально для каждого конкурса;

2. С использованием общей и особой частей.

Второй вариант широко применяется в международной практике торгов. Достоинство его в том, что общая часть является неизменной для любого конкурса (по крайней мере, на одинаковые виды продукции). Особая часть представляет собой также неизменную форму, но содержание в ней может корректироваться по условиям конкретного конкурса. Оформление с использованием общей и особой частей использовано, например, в Методических рекомендациях Минэкономики РФ. В этих рекомендациях Особая часть названа «информационные карты конкурсной заявки».

Оформление с использованием общей и особой частей минимизирует сроки подготовки конкурсной документации и удобно для контроля конкурсной документации, что, собственно, и является причиной его широкого использования, например, Всемирным банком. Использование этого варианта удобно и для претендентов, поскольку сокращает время на изучение документации. Особенно эффективен этот вариант для однотипных конкурсов. Однако преимущества применения этого метода проявляются только тогда, когда заказчик, согласующие и утверждающие лица принимают философию метода, а именно то, что Общая часть и форма Особой частей должны быть неизменными. Внесение каких бы то ни было изменений в них меняет преимущества метода на недостатки, поскольку становится неизбежными повторения одной и той же информации в различных местах конкурсной документации и растет риск появления в ней противоречий. Тем не менее, поскольку использование «информационных карт» предусмотрено методическими рекомендациями Минэкономики, то наибольшее распространение в российской практике получил комбинированный метод оформления этой части конкурсной документации, т.е. она готовится индивидуально для каждого конкурса, но дополняется «информационными картами», играющими в этом случае роль реферата.

Заказчик обязан потребовать обеспечение Заявки на участие в торгах при предполагаемой цене контракта 2500 и более установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда. При меньшей предполагаемой цене контракта Заказчик вправе не требовать обеспечение Заявки.

Срок действия обеспечения Заявки должен устанавливаться в Конкурсной документации и быть больше, чем срок действия Заявки. Обусловлено это тем, что условия выплаты по гарантиям наступают с окончанием срока действия Заявки.

Смысл обеспечения Заявки состоит, во-первых, в усилении ответственности Претендента за решение принять участие в торгах, во-вторых, в ограничении количества Участников торгов теми, кто имеет финансов\то возможность либо репутацию в деловом мире, позволяющую им представить либо залог (денежный депозит) либо гарантии финансового учреждения на значительную сумму. Таким образом, представление обеспечения Заявки свидетельствует о финансовой надежности предприятия-Претендента. С другой стороны, принимая решение об участи в торгах, Претендент заранее знает, что в случае принятия его предложения-Заявки, он должен будет подписать договор на выполнение работ. В случае, если Претендент передумает или не сможет выполнить необходимые условия для подписания договора, ему придется лишиться залога или выплатить Заказчику значительную сумму, или за него это сделает гарант с неизбежным последующим материальным уроном и ущербом для деловой репутации Претендента. Поэтому решение об участии в торгах оказывается взвешенным и окончательным. Это обстоятельство важно для Заказчика, поскольку при отказе Победителя торгов от подписания контракта Заказчик теряет много времени на продолжение процедуры торгов.

Установление размера обеспечения Заявки должно исходить, с одной стороны, из смысла обеспечения Заявки, о чем сказано выше, а с другой — из того, что расходы Претендента на обеспечение (плата за гарантию банку или страховой компании, изъятие денег из собственных оборотных средств) учитываются Претендентом в его накладных расходах и соответственно включаются в цену Заявки. Исходя из последнего установлен верхний предел размера обеспечения Заявки: он не должен превышать 3 % предполагаемой цены договора (контракта).

При назначении конкретного размера обеспечения Заказчик должен исходить из того, что предполагаемая цена договора, определенная Заказчиком на основании средних рыночных цен, Претенденту не известна. Чтобы не ориентировать Претендента в отношении этой цены, размер обеспечения, приводимый в Конкурсной документации, устанавливается не в процентах, а в виде фиксированной круглой суммы. Такой подход пригоден для любого вида обеспечения (банковская гарантия, поручительство, залог), поскольку не дает преимуществ никому из Претендентов и не позволяет узнать о цене Заявки до вскрытия конверта с Заявкой.

Заказчик вправе предъявить свои требования в отношении того, кто может быть гарантом или поручителем. Заказчик не обязан принимать в качестве гаранта учреждение, которое ему не известно или финансовое состояние которого ему представляется не стабильным. Поэтому рекомендуется привести в Конкурсной документации список приемлемых для Заказчика гарантов. Это не значит, что Претендент не может принять в качестве гаранта или поручителя организацию, не поименованную в списке, однако он (Претендент) обязан согласовать это с Заказчиком. Заказчик, со своей стороны, должен с пониманием относиться к предложениям Претендентов, не отвергать их сходу, а при необходимости наводить справки о предлагаемых гарантах и поручителях через финансовые и консультативные организации, с которыми он сотрудничает, а также через ассоциации, профессиональные объединения и т.п. Заказчик должен знать, что даже в случае подтверждения им приемлемости гаранта или поручителя по запросу Претендента, он может отклонить обеспечение Заявки в после дующем на том основании, что гарант (поручитель) стали неплатежеспособными или утратили кредитоспособность. Такую возможность рекомендуется указать в Конкурсной документации, чтобы предупредить Претендента и исключить в последующем нежелательные споры.

Если обеспечение исполнения контракта предусматривается, то в Конкурсной документации должны быть установлены требования к такому обеспечению в отношении его размера (рекомендуется 5-10 %), формы (обычно банковская гарантия), приемлемости гаранта и сроков представления обеспечения после определения Победителя торгов (не более 20 дней). При этом могут использоваться рекомендации предыдущего пункта.

В требовании к обеспечению конкурсной заявки должна быть указана форма приемлемого обеспечения и приемлемые гаранты и/или поручители, если заказчик может назвать таковых заранее. Это не лишает участника конкурса права предложить своего гаранта или поручителя, однако в этом случае он должен получить письменное согласие заказчика с тем, что этот гарант (поручитель) для заказчика приемлем.

Предыдущая

Государственные закупки: правила, виды, аукционы

Подавляющую часть тендеров в России государство осуществляет посредством системы госзакупок. Объём таких операций в общей совокупности ежегодно превышает 30 триллионов.

Государственные закупки – это приобретение работ, продукции или услуг, необходимых гос.учреждениям, министерствам, ведомствам, организациям по процедуре, имеющей определённый на законодательном уровне порядок.

Государственные и муниципальные закупки осуществляются для удовлетворения нужд заказчиков государственного уровня в реализации работ, в услугах разнообразной направленности, в продукции. Также целями проведения госзакупок являются минимизация злоупотреблений и экономия казённого бюджета. Для реализации целей и решения сопутствующих задач разработана и запущена в работу контрактная система, функционирование которой регламентируется законодательно.

Государственные и муниципальные закупки классифицируют на конкурентные. В этом случае исполнитель выбирается путём проведения процедур, основанных на справедливой конкуренции. У этих процедур может быть различный формат. Их предназначение заключается в определении лучших из выдвинутых предложений. Обычно в таких процедурах задействовано трое вероятных исполнителей. Другая группа закупок – неконкурентная. При этом исполнение доверяют определённому исполнителю, который не имеет конкурентов. Такая форма не предполагает выбор среди вариантов от разных исполнителей.

Виды и правила осуществления государственных закупок

Государственные и муниципальные закупки осуществляются как:

  1. Аукцион;
  2. Запрос котировок;
  3. Конкурс;
  4. Запрос предложений.

Основные правила осуществления государственных закупок закреплены в законодательстве и правительственных постановлениях. Строго выражение «тендер» не может приняться относительно госзакупок. Допустимо применение выражений «закупки» и «контрактная система». Последнее отражает совокупность госзакупок и условий их реализации. План закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком. Исполнитель подбирается на основе конкуренции. Целью реализации этой процедуры является экономия средств казны и оптимизация расходов.

Правила государственных закупок

Руководитель фирмы, желающей попробоваться в госзакупках, должен выполнить следующие условия:

  • Оформить электронную подпись, действительную для конкретного сервиса проведения торгов;
  • Аккредитоваться на выбранной ЭТП;
  • Уплатить обеспечение;
  • Составить заявку участника;
  • Приготовить данные о характеристиках по форме 2;
  • Непосредственно участвовать в мероприятии;
  • Уплатить обеспечение исполнения;
  • Оформить контракт.

По такому алгоритму проводится получение заказа от го.структур.

Государственные закупки по ФЗ 44

ФЗ-44, ФЗ-223, постановление 778 о государственных закупках – законодательная основа, закрепляющая условия и процедуру участия в закупках. ФЗ-44 содержит следующие важнейшие сведения:

  • Подробные данные о стадиях осуществления госзакупок;
  • Распространение на социальные учреждения под государственным управлением;
  • Отсутствие доходов, получение финансирования из гос.казны;
  • Сюда относятся администрация, полиция, больницы, учреждения образования и т.п.
  • Госзакупки могут проводиться в нескольких строго определённых формах.

Государственные закупки 44 ФЗ, 43 ФЗ, 223 ФЗ

  • Госзакупками пользуются организации под гос.управлением, имеющие социальный вектор работы;
  • Гос.организации, обладающие доходом, расцениваются как предприятия коммерческого типа. Сюда относятся РЖД, Ростех, Газпром, Роснано, Сбербанк, Ростелеком, ВТБ.
  • Госзакупки, проводимые по ФЗ-223, имеют более лояльные и гибкие регламенты;
  • Особые условия, выдвинутые заказчиками в рамках госзакупок, могут быть отражены в соответствующем Положении;
  • Заказчик может самостоятельно выбрать оптимальный вид закупки среди сотен возможных вариаций.

Управление государственными и муниципальными закупками

Как и сами госзакупки, схема управления ими сложна и многогранна. Все её элементы взаимосвязаны между собой, для них определены сферы влияния, которые в совокупности охватывают все нюансы осуществления контроля. Как алгоритм, управляющий развивающейся системой, управление государственными и муниципальными закупками нуждается в постоянном совершенствовании. Для того чтобы понять основы и тонкости управления, необходимо вникнуть в само понятие системы госзакупок и процессов, которые она осуществляет.

Государственные закупки товаров и услуг представляют собой совокупность мероприятий, позволяющих совершать необходимые для заказчиков государственного уровня работы, реализацию продукции, оказание услуг. Без существования этого алгоритма будет невозможно обеспечивать организации, финансируемые из гос.казны, всем необходимым для их нормального функционирования. Помимо снабженческой функции, система закупок призвана минимизировать издержки, растраты и сэкономить бюджет.

Для обеспечения функционирования системы трудятся десятки тысяч людей. Их задачи входит формирование, размещение заказов, проведение аукционов, оформление контрактов с выбранными исполнителями на взаимовыгодных условиях.

Специфику работы системы учитывает управление государственными и муниципальными закупками. Обучение в этой области предполагает получение глубоких экономических познаний и навыков гос.управления. Сотруднику, задействованному в этой области, необходимо учитывать огромные объёмы бюджетных финансов, которые ежегодно проходят через систему. Этот процесс порождает массу возможностей для коррупционных действий. Минимизировать эти возможности и свести вероятность их проявления к нулю помогают интеллектуальные электронные алгоритмы управления различными процессами. Подобных алгоритмов разработано достаточно много. Они предоставляют разные возможности и решают важные задачи:

  • Наращивание эффективности размещения заказов;
  • Снижение количества ошибок в заявках;
  • Минимизация материальных затрат и сроков решения определённых задач. Ускорение процесса публикации заказа;
  • Оказание профессиональной юридической и правовой поддержки;
  • Контроль над закупками, полная отчётность, возможность персонального анализа данных.

Определённо, правила проведения государственных закупок будут соблюдаться строже, если система управления ими будет переведена в область электронных процессов.

Гражданский контроль государственных закупок

Так как через систему госзакупок проходит много бюджетных финансов, значит, налогоплательщики имеют право контролировать использование этих денег. Оно должно быть строго целевым и адекватным. Например, государственные закупки 2017 РК могут контролироваться со стороны граждан, юридических объединений, общественных групп.

Общественный контроль отслеживает, чтобы государственные закупки РК 2017 реализовывались с соблюдением утверждённых норм.

В России разработаны нормативные документы, в которых описан порядок работы, задачи, полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного контроля. Её сотрудники должны следит за порядком в области бюджетных финансов. Деятельность Службы должна быть независимой, законной, достоверной, профессиональной, эффективной, а её результаты должны предаваться огласке.

Контролировать закупки можно в плановом порядке. Он предполагает работу по заранее утверждённому плану. Также в обязанности контролирующих входят внеплановые мероприятия, которые назначает руководство Службы по указанию высших органов или граждан.

Граждане имеют возможность обратить внимание Службы на определённых моменты, касающиеся конкретной закупки или нескольких, с целью выяснения обстоятельств заключения контракта, условий выбор исполнителя, определения соответствия содержания заказа реально выполненным работам и т.п. Для осуществления такого взаимодействия предусмотрен особый регламент, по которому Служба должна рассмотреть обращение граждан, провести необходимые процедуры и вынести решение относительно этого обращения. Такие меры позволяют совместно пресекать попытки коррумпирования сферы госзакупок.

Портал государственных закупок

Сайт государственных закупок находится по адресу zakupki.gov.ru. Его задача – предоставлять достоверные данные об утверждённых планах закупок и сервисах, на которых будут проводиться торги. Зайдя на портал государственных закупок РФ, пользователь сможет узнать все данные, необходимые чтобы стать потенциальным исполнителем гос.заказов. Регистрироваться и проходить другие процедуры для работы на этом ресурсе не нужно. Его использование бесплатно, в том числе скачивание актуальной информации по документам и поиск госзакупок.

На этом ресурсе вы найдёте:

  • Закупки для государственных и муниципальных нужд;
  • Сведения о реализации контрактов;
  • Закупки у малого бизнеса;
  • Список оформленных контрактов по заказчикам;
  • Список недобросовестных исполнителей;
  • Типовые документы и условия, на которых оформляются контракты;
  • Банковские гарантии;
  • Список жалоб и проверок;
  • Данные наблюдений, аудитов;
  • Отчёты;
  • Правовую документацию.

С вопросом, касающимся госзакупок, пользователь может обратиться на форум, чтобы получить совет от других посетителей сайта. Форум работает при ресурсе.

Используя основной портал, можно получить всю информацию по ФЗ-44 и 223, рассмотреть наиболее актуальные разделы закупочных планов, изучить интересующие списки и перечни, содержащиеся в различных законодательных актах. Удобная поисковая система делает процесс подбора госзакупок удобным и оперативным. Задав необходимые условия или ключевое слово, можно быстро отфильтровать подходящие заказы или документы – закон, список и пр.

Ресурс оснащён опцией выбора валюты. Так, стартовую цену можно задать в рублях или в другом выражении. Искать заказчиков можно по ИНН, региону, месту поставки или реализации работ. Вместо указания ключевого слова, можно использовать исключение слова из поиска. Иными словами, функционал портала соответствует современным требованиям удобства, практичности и эффективности. Портал государственных закупок РК 2017 также обладает широким опционалом и является удобным инструментом для потенциальных исполнителей, заказчиков и контролирующих лиц.

Департамент государственных закупок

Это подразделение создаётся с целью создавать планы, подготавливать и проводить мероприятия для выбора исполнителей, которые будут обеспечивать нужды органа, к которому относится конкретный департамент государственных закупок.

Это подразделение создаётся для решения полного комплекса вопросов, связанных с госзакупками, а именно с заказами, размещаемыми от имени какого-либо органа, организации и т.п. Так как объёмы работ, вязанных с этим направлением, нередко бывают достаточно крупными, создание специализированного департамента вполне целесообразно. Оно позволяет повысить эффективность работы по закупкам, а также освободить другие подразделения от необходимости решать эти вопросы.

В рамках своей работы такой Департамент решает задачи:

  • Разработка закупочных планов. Сюда входят заказы на продукцию, необходимую всем подразделениям и службам, требующиеся услуги и работы;
  • Планирование и реализация мероприятий для выбора лучшего исполнителя на конкурентной основе;
  • Подготовка и проверка контрактов, их заключение;
  • Контроль над его выполнением;
  • Разработка замечаний и проектов по совершенствованию системы закупок касательно отрасли, в которой работает учреждение или организация, а также касательно всего законодательства в этой сфере.

Это основные функции Департамента. В зависимости от внутреннего регламента организации детали их состава могут меняться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *