Производительность труда

vanyok.okis.ru

Производительность труда – это количественное отношение объема полученного продукта труда к затратам на его изготовление. Она выражается количеством продукции, выработанной за единицу времени (выработкой) или затратами времени на единицу продукции (трудоемкостью).

Различают производительность индивидуального и общественного труда. Первая отражает затраты живого труда, вторая – живого и прошлого (овеществленного) труда. На предприятиях определяется индивидуальная производительность. Повышение производительности труда – объективный экономический закон, присущий всем общественно-экономическим формациям – означает экономию общих затрат труда (живого и овеществленного труда). Вследствие технического прогресса часть первого уменьшается, а второго – относительно увеличивается, но в таких размерах, в которых общая сумма труда, заключенная в товаре, уменьшается. Рост производительности труда ведет к увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, повышению средней заработной платы работников, сокращению рабочего дня и в итоге – повышению благосостояния народа.

Трудоемкость продукции – это затраты живого труда на производство натуральной единицы продукции (товара, изделия), завершенного комплекса работ или объекта строительства, технологического процесса. Она может быть плановой, фактической, нормативной, рассчитанной по нормативам времени, а также проектной, что составляет величину затрат труда на производство единицы продукции, установленную на основе наиболее прогрессивных и организационно-экономических решений, принятых в проекте.

Трудоемкость продукции может рассчитываться по затратам труда различных категорий персонала предприятия, которые принимали участие непосредственно в процессе производства, его обслуживании и управлении.

Тр = Тсм / N, (8.16)

где ТСМ – продолжительность смены, час;

N – количество изготовленной продукции, шт.

Показатели производительности труда – выработка и трудоемкость продукции – связанны между собой обратно пропорциональной зависимостью, то есть чем меньше трудоемкость, тем выше выработка.

В соответствии с этим различают полную трудоемкость продукции – включает затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала предприятия; технологическую – только основных рабочих; производственную – основных и вспомогательных рабочих; а также трудоемкость обслуживания производства, управления.

Состав затрат труда, которые включаются в показатель трудоемкости, зависит от целей и задач расчета, типа предприятия и отрасли. Конечной целью предприятия является формирование полной трудоемкости продукции и управление ее снижением на всех этапах, начиная от выдачи задания на разработку (проектирования) до поставки продукции потребителю.

Выработка – показатель производительности труда, обусловленный количеством продукции (объемом работ, услуг), изготовленной за определенный период времени, в среднем на одного работника или рабочего. Вычисляется в тех же единицах измерения, что и объем продукции.

Выработка отражает количество продукции, произведенной за единицу рабочего времени:

q = N / Тсм, (8.17)

где N – количество изготовленной продукции, шт.;

ТСМ – продолжительность смены, час.

Различают три вида выработки: среднегодовую, среднечасовую и среднедневную.

Среднегодовая выработка:

q = Q / Рсп, (8.18)

где Q – объем выпуска продукции в стоимостном выражении, грн.;

Р – среднесписочная численность рабочих, чел.

Среднедневная выработка:

qдп = Q / Чел — дн = Q = Рсп * Драб, (8.19)

где Чел –дн – общее число человеко-дней, отработанных всеми рабочими за рассматриваемый период (год);

ДРАБ – число рабочих дней, отработанных одним рабочим за рассматриваемый период(год), дн.

Среднечасовая выработка:

Пути повышения производительности труда

  • •Министерство образования и науки рф
  • •2. Практикум………………………………………………………………………………….61
  • •1.2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
  • •Предметная область дисциплины
  • •1.3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
  • •(Очная форма обучения)
  • •(Очная форма обучения)
  • •(Очно-заочная форма обучения)
  • •(Очно-заочная форма обучения)
  • •(Заочная форма обучения)
  • •(Заочная форма обучения)
  • •(Заочная сокращенная форма обучения)
  • •(Заочная сокращенная форма обучения)
  • •1.4. Содержание дисциплины
  • •1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
  • •(Очная форма обучения)
  • •(Очная форма обучения)
  • •(Очно-заочная форма обучения)
  • •(Очно-заочная форма обучения)
  • •(Заочная сокращенная форма обучения)
  • •(Заочная сокращенная форма обучения)
  • •(Заочная форма обучения)
  • •(Заочная форма обучения)
  • •1.4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
  • •Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
  • •1.4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей Модуль 1. Предприятие в системе рыночных отношений
  • •Тема 1. Предприятие как основное звено рыночной экономики и организационно-правовые формы предприятий
  • •Тема 2 Внешняя и внутренняя среда организации
  • •Модуль II. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования
  • •Тема 3. Основные производственные фонды и оборотные средства.
  • •Тема 4. Трудовые ресурсы и производительность труда
  • •Тема 9. Инвестиционная политика предприятия
  • •Соответствие содержания требуемым результатам обучения
  • •1.4.4.Практические работы
  • •1.4.5. Примерная тематика тренингов
  • •Формы активного обучения
  • •Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*
  • •1.5. Самостоятельная работа
  • •Содержание самостоятельной работы
  • •1.6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
  • •1.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • •1.8. Контроль и оценка результатов обучения
  • •1.8.1. Контроль знаний по дисциплине
  • •1.8.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
  • •Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
  • •1.9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • •1.10. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине
  • •2. Практикум.
  • •2.1. Тематический план практических занятий
  • •2.2. Матрица формирования компетенций
  • •2.3. Задания и краткая методика последовательности их выполнения.
  • •Задания для практической работы
  • •Тематические задачи по теме
  • •Задача 8.
  • •Тематические задачи по теме
  • •Тематические задачи по теме «Формирование финансовых результатов предприятия»
  • •Задача 6.
  • •2.7. Материально-техническое обеспечение, использование информационных технологий.
  • •3. Методические указания по организации самостоятельной работы.
  • •3.1. Матрица компетенций.
  • •3.2. Цель занятия по каждой теме самостоятельной работы.
  • •3.3. Задания и краткая методика последовательности их выполнения.
  • •Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации Вопросы для подготовки к занятию по теме
  • •Задания для подготовки к занятию по теме
  • •1. Соответствие между видами организационной структуры предприятия и их содержанием (с)
  • •Тема 3. Основные производственные фонды и оборотные средства Вопросы для подготовки к занятию по темам
  • •Задания для подготовки к занятию по теме
  • •Тема 4. Трудовые ресурсы и производительность труда Вопросы для подготовки к занятию по теме
  • •Задания для подготовки к занятию
  • •Тема 5. Издержки предприятия и себестоимость продукции Вопросы для подготовки к занятию по теме
  • •Задания для подготовки к занятию по теме
  • •Тема 6. Ценовая политика предприятия. Вопросы для подготовки к занятию по теме
  • •Задания для подготовки к занятию по теме
  • •Тема 7. Формирование финансовых результатов предприятия Вопросы для подготовки к занятию по теме
  • •Задания для подготовки к занятию по теме
  • •Тема 8. Научно-технический прогресс – основа интенсификации производства Вопросы для подготовки к занятию по теме
  • •Задания для подготовки к занятию по теме
  • •1. Под автоматизацией производства понимается… (с)
  • •2. При выборе новой техники из нескольких вариантов предприятие руководствуется:
  • •Тема 9. Инвестиционная политика предприятия Вопросы для подготовки к занятию по теме
  • •Задания для подготовки к занятию по теме
  • •Срок окупаемости инвестиционных вложений рассчитывается как отношение…
  • •Косвенные инвестиции представляют собой:
  • •3.4. Правила оформления результатов выполненных заданий по каждой теме.
  • •Вопросы для самоподготовки.
  • •3.6.Список используемой литературы.
  • •3.7. Материально-техническое обеспечение, использование информационных технологий.
  • •3.8. Формы контроля со стороны преподавателя.
  • •3.9. Форма отчетности студента за выполненную работу.
  • •3.10 Задания и методические указания по выполнению контрольных работ.
  • •Темы контрольных работ
  • •4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
  • •4.1. Матрица компетенций.
  • •4.2.Цель применяемой активной формы обучения.
  • •4.3.Конкретные задания и краткие рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к проведению активной формы обучения. Требования к оформлению реферата
  • •Темы рефератов:
  • •Ситуационные задания по дисциплине
  • •Задание:
  • •Ситуационное задание 2. Анализ показателей деловой активности на примере конкретной организации
  • •Основные показатели деловой активности
  • •4.4.Правила оформления
  • •4.5.Вопросы для самоподготовки.
  • •4.6.Список рекомендуемой литературы.
  • •4.7.Материально-техническое обеспечение, использование информационных технологий.
  • •5.Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие).
  • •Вопросы для подготовки к экзамену.
  • •7.Учебное пособие или краткий курс лекций.
  • •7.1. Матрица компетенций.
  • •Тема 1. Предприятие как основное звено рыночной экономики и организационно-правовые формы предприятий
  • •Виды и организационно-правовые формы предприятий
  • •Организационно-правовые формы предприятий
  • •Вопросы для самоконтроля по теме 1:
  • •Тесты по теме:
  • •Тема 2. Внутренняя и внешняя среда организации
  • •Типы организационных структур управления
  • •Вопросы для самоконтроля по теме 2:
  • •Тесты по теме:
  • •1. Соответствие между видами организационной структуры предприятия и их содержанием (с)
  • •Тема 3. Основные производственные фонды и оборотные средства
  • •Состав основных производственных фондов
  • •Учет и методы оценки основных производственных фондов
  • •Износ и амортизация основных производственных фондов
  • •Амортизация, ее назначение, величина и норма
  • •Показатели и пути эффективного использования основных производственных фондов
  • •Экономическое содержание и источники формирования оборотных средств
  • •Различия между основными и оборотными производственными фондами
  • •Структура обеспечения предприятий сырьем
  • •Пути эффективного использования сырьевых ресурсов
  • •Вопросы для самоконтроля по теме 3:
  • •Тесты по теме :
  • •1. Состав основных производственных фондов (опф) предприятия включает в себя:
  • •2. Эффективность использования опф характеризуют:
  • •Тема 4. Трудовые ресурсы и производительность труда. Рынок трудовых ресурсов
  • •Пути повышения производительности труда
  • •Пути повышения производительности труда
  • •Вопросы для самоконтроля по теме 4:
  • •Тесты по теме 4:
  • •Тема 5. Издержки предприятия и себестоимость продукции
  • •Тесты по теме:
  • •Тема 6. Ценовая политика предприятия.
  • •- Отражение общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции в расчете на единицу полезного эффекта;
  • •Тема 7. Формирование финансовых результатов предприятия
  • •Рентабельность
  • •Задача 4.
  • •Основные направления научно-технического прогресса
  • •Механизация
  • •Автоматизация
  • •Компьютеризация
  • •Химизация
  • •Электрификация
  • •Показатели научно-технического прогресса, модели их расчета
  • •Тесты по теме :
  • •Тема 9. Инвестиционная политика предприятия
  • •Показатели эффективности инвестиционной деятельности
  • •Источники инвестирования производства
  • •Показатели эффективности капитальных вложений
  • •Вопросы для самоконтроля по теме 9:
  • •Тесты по теме:
  • •Задача 3.
  • •Модульная карта
  • •Зав. Кафедрой «Экономика и управление народным хозяйством» е.В. Минаева
  • •10. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
  • •Темы курсовых работ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *