Профстандарт в сфере закупок

Профстандарты, которые применяются в сфере закупок

В 2018 году для обговариваемого направления деятельности актуальны два профессиональных стандарта:

  1. Документ, регламентирующий деятельность специалистов – «Специалист в сфере закупок». Профессиональный стандарт был принят Приказом Министерства труда РФ № 625-н от 10.09.2015г.
  2. Документ, распространяющийся на трудовую деятельность экспертов – «Эксперт в сфере закупок» был принят Приказом Минтруда РФ № 626-н от 10.09.2015г.

Указанные нормативные бумаги требуются для регламентации труда на обозначенных должностях. Они сформированы с целью управления и контроля процесса закупок для государственных и коммерческих производственных потребностей.

Профессиональные стандарты в сфере закупок были спроектированы для заказчиков государственного профиля, осуществляющих свою деятельность на основании ФЗ № 223 от 18.07.2011г. и ФЗ № 44 от 05.04.2013г.

Коммерческие организации также вправе использовать данные профстандарты для собственного производственного процесса, однако такое положение должно фиксироваться в местных нормативных документах или должностных инструкциях.

Требования профессионального стандарта к специалисту по закупкам

Требования к специалисту в разрезе закупочной деятельности делятся профстандартом на уровни квалификации. Так, специалист должен отвечать требованиям разных уровней для осуществления конкретных задач разной сложности.

Квалификационные категории разной сложности заключаются в следующем:

  1. Пятый квалификационный уровень. Профессии, соответствующие данному уровню – это специалист по закупкам, сотрудник контактного отдела и контактный управленец. В их основные обязанности входит организация процесса закупок для муниципальных нужд. Для подобной работы стандартом предусматривается необходимость среднего профессионального образования. Также необходимо наличие дополнительных образовательных программ, курсов повышения квалификации и т.п. Опыт работы необязателен.
  2. Шестой квалификационный уровень. Граждане, соответствующие данному уровню, могут занимать такие должности, как старший специалист или консультант по закупкам, сотрудник контактного отдела, а также контактный управленец. В их основные обязанности входит осуществление закупок для государственных потребностей. Сотрудники данного уровня должны предоставлять диплом о высшем образовании (бакалавр) и, при наличии, сертификат о дополнительных профессиональных курсах повышения квалификации. Также на данном уровне существует требование к опыту сотрудника – он должен составлять не менее трех лет занятости в подобной деятельности.
  3. Седьмой квалификационный уровень предполагает такие должности: ведущий специалист, служащие контактного отдела, заместитель управленца отделом, руководитель предприятия. Их основной обязанностью признается проведение экспертизы по результатам закупочной процедуры, а также приемка договоров. Для осуществления трудовой деятельности на подобной должности гражданин должен иметь высшее образование (магистрат и/или специалитет). При этом опыт работы должен составлять не менее 4 лет в подобной сфере.
  4. Восьмой квалификационный уровень. Требования данного уровня предполагают должность главного советника или руководителя компании. Основной задачей указанного субъекта является осуществление контроля за процессом закупок. Образование предполагается высшее (магистрат и/или специалитет). Опыт работ необходим не менее пяти лет на соответствующей должности.

Необходимо отметить, что сотрудники, осуществляющие свою деятельность на основе пятого квалификационного уровня, должны иметь сертификат о курсах повышения квалификации. Для остальных подчиненных данный нюанс неактуален.

Трудовые функции, исполняемые специалистами в сфере закупок

Функции специалиста тесно перекликаются с функциями, обозначенными в профессиональном стандарте «Эксперт в сфере закупок».

Так, функции, вменяемые сотруднику на должности, связанной с закупками, зависят от уровня квалификации. Пятый уровень, как наиболее низкий, присваивают тем лицам, которые не имели или имеют незначительный опыт работы в обозначенной сфере. Сотрудник пятого уровня исполняет следующие обязанности:

  • предварительный сбор данных о состоянии рынка, возможных потребностях потребителей, средних ценах на товары и т.д.;
  • подготовка необходимой документации, исходя из первой функции.

Сотрудники шестого уровня исполняют такие обязанности:

  • подготавливают сметы и формулируют обоснование необходимости закупочного процесса;
  • осуществляют необходимые действия в процедуре закупки, связанные с подписанием соглашений.

Специалисты, трудящиеся в соответствии с седьмым уровнем, должны разрешать такие задачи:

  • контроль за соблюдением условий, прописанных в деловых соглашениях с контрагентами;
  • контроль за качеством приобретаемой продукции, товаров или услуг.

Сотрудники восьмого уровня должны исполнять ряд функций, которые косвенно связаны со всеми другими работами в области закупок. К основным функциям данного персонала относят контроль за процессом закупок, а также аудит и ревизию в соответствии с принятым форматом такой процедуры на предприятии.

Особенности профессионального стандарта в сфере закупок

Данный документ отражает не только перечень требований к субъекту относительно его опыта или образования. Профессиональным стандартом по закупкам также подразумевается наличие у лица необходимых знаний и навыков, с помощью которых он сможет быть информированным об операциях, происходящих на других квалификационных уровнях. Помимо этого, современному специалисту данного профиля также необходимо владеть техническими устройствами, вычислительной и дополнительной техникой, а также средствами коммуникации.

Также профессиональный стандарт определяет список необходимых знаний, которые сотрудник должен иметь по факту наличия образования. К ним относятся:

  • нормативная база законов и прочих правовых актов РФ. Подразумевается сфера закупок, а также трудовое, налоговое и уголовное законодательство в части ответственности за правонарушения;
  • любую прочую законодательную базу, которая является актуальной для сферы закупок за отчетный период;
  • общие сведения об антимонопольном законодательстве;
  • общие сведения о бухгалтерском учете и способе отражения закупочной деятельности в бухгалтерских документах;
  • общие сведения в разрезе информационных технологий, применимых к процессу закупок;
  • локальные нормативные документы, их положения, а также внутренний рабочий порядок компании;
  • правила охраны безопасности труда.

Так, можно сделать вывод, что профстандарт для специалиста по закупкам включает в себя требования к широкому спектру навыков и знаний сотрудников, не исключая подчиненных, которые только начинают осваиваться в трудовой деятельности данного направления.

Дискуссионным остается вопрос о формулировке некоторых положений, которые могут трактоваться отдельными профессионалами двояко. Однако все неточности разрешаются с помощью обращения в органы местного самоуправления с прошением разъяснить нюанс. В дальнейшем законодательные структуры планируют дорабатывать профстандарты для специалистов в сфере закупок, совершенствуя их и устраняя неточности.

Профстандарт эксперта в сфере закупок

Помимо специалиста, процесс закупки требует наличия эксперта в данной сфере, который сможет выполнить задачи экспертизы и, в случае необходимости, оказать консультацию по любому вопросу.

Список функций, исполняемый экспертом в сфере закупок, практически совпадает с функциями специалиста, однако эксперт должен обладать более широким спектром знаний и навыков, что позволит ему глубже исследовать возникающие проблемные аспекты.

Помимо сходности функций, совпадают также квалификационные уровни. У эксперта в сфере закупок также наблюдается градация от минимальной к максимальной сложности. Так, квалификационные уровни в разрезе экспертной работы делятся на:

  1. Шестой уровень. Осуществляется деятельность по мониторингу текущего состояния рынка, составлению необходимой сопутствующей отчетности по данному вопросу, а также консультационные работы в случае обращения прочих сотрудников компании.
  2. Седьмой уровень. Труд данной категории служащих заключается в исполнении деловых соглашений, заключении контрактов и подписании договоров. Помимо этого, также проводится экспертиза, выявляются качественные и некачественные товары или услуги, составляется сопутствующая документация.
  3. Восьмой уровень. Основные задачи экспертов восьмой категории заключаются в осуществлении консультационных работ, а также в проведении экспертизы. Так, данный уровень характерен для служащих управляющего аппарата организации, членов комиссии, проводящих аттестации, а также лиц, занимающихся научными исследованиями проблем и их разрешением.

Для шестого уровня требования заключаются в наличии высшего (бакалаврат) и дополнительного образования, при этом опыт должен насчитывать, как минимум, 3 года.

Для седьмой категории необходимо иметь высшее образование (магистратура), а также дополнительные курсы профессиональной подготовки. Опыт работы при этом должен быть не менее 4 лет.

Для высшего восьмого уровня характерно такое же образование, как и для седьмого, однако отработанное время в подобной деятельности должно насчитывать более пяти лет, три из которых обязательно будут на руководящей должности.

Таким образом, профстандарт в сфере закупок является новым документом, требующим детального изучения. Его применение в отечественной практике позволит повысить общий уровень качества исполнения работ, а также обеспечит регулярное повышение квалификации трудоустроенного населения в данной сфере.

Требования к специалисту и эксперту в сфере закупок.

Как известно, с 1 июля 2016 года, работодатель обязан применять требования к квалификации и профессиональные стандарты к работнику, который будет заниматься закупочной деятельностью, если таки требования и стандарты установлены (ст. 195.3 ТК РФ). На данный момент, профессиональные стандарты «специалист в сфере закупок» и эксперт в сфере закупок», введены Приказами Минтруда России № 625н и 626н – соответственно.

Давайте же разберемся, какие требования должен предъявлять работодатель к соискателю, желающему работать в сфере закупок и какими профессиональными качествами должны обладать специалист и эксперт в сфере закупок.

Специалист в сфере закупок.

Согласно профессионального стандарта, установленного Приказом Минтруда РФ № 625н, специалист в сфере закупок занимается контролем и управлением закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Исходя из этого, профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков действующих в рамках 44-ФЗ, но и 223-ФЗ.

Трудовые функции выражены в четырех пунктах (обобщенные трудовые функции), каждый из которых имеет конкретизирующие подпункты (трудовые функции):

Справедливости ради стоит отметить, что не все перечисленные трудовые функции относятся одновременно к заказчикам, работающим по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Например, обоснование закупок предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ, а Закон № 223-ФЗ таких мер не предусматривает, однако не возбраняется прописать возможность данной процедуры в положении о закупке. Также, контроль в сфере закупок находится в ведении государственных и муниципальных органов, а не заказчиков.

Однако, воспользовавшись данными из раздела III Приказа Минтруда РФ № 625н, мы можем сопоставить обобщенные трудовые функции, указанные в Приказе с возможными наименованиями должностей, профессий, перечисленных в разделе.

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Для осуществления этими работниками их функциональных обязанностей установлены требования о наличии среднего профессионального образования, а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • старший специалист по закупкам;
  • консультант по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Для этих работников планка требований к образованию уже выше, — требуется высшее образование (бакалавриат), а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:

  • ведущий специалист;
  • работник контрактной службы;
  • заместитель руководителя подразделения;
  • руководитель подразделения;
  • руководитель контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Здесь, разумеется, требуется уже высшее образование, соответствующее уровню «специалитет», «магистратура» и дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок). Кроме того, требуется наличие опыта практической работы не менее 4 лет.

4. Контроль в сфере закупок:

  • советник;
  • заместитель;
  • руководитель.

Так же, как и в третьем пункте, эти работники должны иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование (полученное по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Кроме того, есть и требования к опыту практической работы, а именно – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Проанализировав эти данные, можно прийти к выводу, что для осуществления закупок по 223-ФЗ, теоретически может хватить одного сотрудника – «ведущего специалиста», который может осуществлять сразу три обобщенных трудовых функции. Безусловно, если заказчик располагает возможностью разделить функции между несколькими работниками, — каждый из них будет выполнять свой набор таких функций, соответствующий его профессиональному уровню.

Как мы уже выяснили ранее, — четвертая обобщенная трудовая функция ни коим образом не относится к заказчикам, работающим по 44-ФЗ или 223-ФЗ, а осуществляется представителями государственных или муниципальных органов.

Стоит отметить также, что для каждой обобщенной функции установлен уровень квалификации, который увеличивается по мере усложнения функциональных обязанностей.

Эксперт в сфере закупок.

В общих сведениях, обозначенных в Приказе Минтруда РФ № 626н, указано, что основной целью вида данной профессиональной деятельности является изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Здесь имеется уже три категории обобщенных трудовых функций, которые в свою очередь, включают трудовые функции. Для удобства восприятия, выразим эту информацию в схеме.

Как и в случае рассмотрения профессионального стандарта «специалист в сфере закупок», обратимся к разделу III, но уже Приказа Минтруда РФ № 626н таким же образом сопоставив обобщенные трудовые функции с возможными наименованиями должностей, профессий, представленными в этом разделе.

1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • консультант по закупкам;
  • старший специалист по закупкам;
  • контрактный управляющий.

Для осуществления данных функциональных обязанностей, сотрудник должен обладать высшим образованием на уровне бакалавра, иметь дополнительное профессиональное образование, полученное по программам повышения квалификации в сфере закупок, а опыт практической работы должен составлять не менее трех лет в сфере закупок. И, такой работник должен соответствовать 6 уровню квалификации.

2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • эксперт по закупкам;
  • контрактный управляющий.

Здесь работник соответствует 7 уровню квалификации, имеет высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура), прошел дополнительное профессиональное образование по программам повышения и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. А опыт практической работы этого работника в сфере закупок должен составлять не менее 4 лет.

3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • контрактный управляющий;
  • руководитель контрактной службы.

Работник, осуществляющий данные функции должен соответствовать 8 уровню квалификации, иметь высшее образование (специалитет, магистратура), пройти дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовке в сфере закупок. Опыт практической работы должен составлять не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет.

В основном, функции, обозначенные в данном профессиональном стандарте, применяются сотрудниками различных контролирующих органов. Заказчиками может реализовываться разве что функция по экспертизе исполнения и экспертизе результатов исполнения контракта. При том, это относится только к заказчикам, действующим по Закону № 44-ФЗ, — в частности, согласно ч.3 и ч.4 ст. 94, заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза может проводиться как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертных организаций. Функцию по проведению экспертизы силами заказчика может исполнять его контрактный управляющий, уровень квалификации которого как раз соответствует требованиям стандарта.

Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.

Возьмем для примера данную трудовую функцию и рассмотрим, — какой же работник может ее выполнять согласно профессионального стандарта «эксперт в сфере закупок». согласно части 3.2.2 профессионального стандарта, работник выполняет определенный набор трудовых действий, обладает необходимыми умениями, вооружен набором необходимых знаний, а также соответствует определенным этическим нормам.

Трудовые действия, которые осуществляет работник, заключаются в осуществлении экспертизы выполнения контракта, соответствия выполненного контракта установленным в контракте условиям, осуществлении проверки соответствия качества товаров, работ, услуг, установленным в контракте условиям. Кроме того, данный работник занимается составлением и оформлением по результатам экспертизы, документа в виде заключения.

Из рассмотренных нами трудовых действий, вытекают требования к необходимым умениям работника, который должен уметь использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций. И, само собой разумеется, выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта и результаты выполненного контракта, также, выявлять нарушения качества товаров, работ, услуг. А по результатам проведения экспертизы – составлять и оформлять заключение.

Для того, чтобы выполнять упомянутые нами трудовые функции, работник должен обладать необходимыми знаниями:

  • требований законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • основ гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;
  • экономических основ и особенностей ценообразования на рынке по направлениям;
  • основ бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
  • основ статистики в части применения к закупкам;
  • особенностей составления закупочной документации;
  • порядка установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям);
  • особенностей претензионной работы;
  • методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
  • этики делового общения и правил ведения переговоров;
  • дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка;
  • требований охраны труда.

Важной чертой настоящего профессионала, помимо безукоризненного выполнения поставленных задач, конечно же является соблюдение им этических норм. Так, эксперты в сфере закупок должны:

  • соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком;
  • соблюдать этику делового общения;
  • занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
  • выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без чета личных интересов;
  • не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе;
  • не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком;
  • не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;
  • не совершать действий, которые дискредитирую профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

Как мы можем убедиться, профессиональные стандарты не просто описывают трудовые функции, которые должен выполнять тот или иной работник, а приводят в соответствие этим трудовым функциям различные профессиональные качества, которым должны соответствовать специалист в сфере закупок и эксперт в сфере закупок. Рассматривая своего рода портрет работника, работодатель сможет наиболее точно сориентироваться в выборе искомого им специалиста. А последний, в свою очередь имеет ориентиры, опираясь на которые он сможет не только привести свой профессиональный уровень в соответствие занимаемой должности, но и понимать, какие шаги необходимо предпринять для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Подробно ознакомиться с профессиональными стандартами вы можете по ссылкам:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *