Политика импортозамещения

«А ведь кто-то заработал миллионы долларов вот на этом», — показывая на маленький бумажный зонтик для коктейля, ворчал герой Тома Круза в фильме «Коктейль». Этот фильм был снят в конце восьмидесятых. Но в России смешные бумажные зонтики не производятся до сих пор — мы импортируем их, как тысячи других мыслимых и немыслимых товаров, которые додумались производить люди в эпоху потребительского бума.

Дешевеющий рубль сейчас вроде бы должен обострить смекалку отечественных предпринимателей — ведь ниши, занятые импортом, могут освободиться. По оценке Минэкономразвития, в январе импорт упал на 34% к январю прошлого года, а его физический объем сократился на все 40%. Курс рубля рухнул уже примерно на 50% (в кризис 1998 г. рубль обесценился в три раза). Самое время для импортозамещения?

Все годы после кризиса 1998 г. импорт и внутреннее производство росли примерно одинаковыми темпами — а значит, отечественные и зарубежные товары в нашем потреблении занимают разные ниши. И удорожание импорта теоретически открывает дорогу российскому бизнесу, способному предложить товары аналогичного качества по более низким ценам. Конечно, смелости тех, кто сейчас решится на завоевание новых рынков или создание нового бизнеса, можно только позавидовать. Зато если угадать нишу правильно — достанутся все сливки. Например, сразу после кризиса 1998 г. начинали свой бизнес Андрей Коркунов (конфеты) и Олег Тиньков (пиво), сумевшие заработать на импортозамещении.

Взглянув на товарную структуру российского импорта, можно наметить и направление бизнес-поиска: машины, оборудование и транспортные средства занимают в нашем импорте 51%, продовольствие и сельскохозяйственное сырье — 13,8%, продукция химической промышленности — 13,8%.

О том, что импорту в потреблении придется потесниться, косвенно свидетельствуют данные опросов: по данным «Левада-центра», 71% россиян в последние два-три месяца стараются покупать более дешевые продукты и товары, не делают этого всего 27%. По данным ФОМ, экономят на том, на что раньше тратили деньги не задумываясь, 61% россиян, не экономят — 34%. Правда, нужно учитывать, что производители зарубежных товаров могут пойти на компенсирующее девальвацию рубля снижение цен, чтобы удержать рынки.

Когда одновременно падают и импорт, и внутреннее производство, неизбежно возникает еще один вопрос — о дефиците. Есть немало товаров, быстро наладить производство которых нельзя. Насколько угрожающе мы зависимы от импорта?

Если брать и домохозяйства, и промышленных потребителей, на 53% их совокупный спрос сейчас обеспечивается собственным производством, на 47% — импортом. Вот список товарных групп, где зарубежные товары покрывают существенную часть спроса (список составлен Центром развития): лекарства и фармацевтические материалы, электрические бытовые приборы, мобильные телефоны, передающая аппаратура для телефонной и телеграфной связи, легковые автомобили, подъемно-транспортное оборудование, машины и оборудование для добычи полезных ископаемых и строительства.

От многих из них можно легко отказаться — не случайно при экономических проблемах в любой стране первым делом падает импорт машин, оборудования и бытовой техники: до лучших времен можно продержаться и со старым парком. Часть импорта способны заместить многочисленные сборочные производства, созданные в последние годы. А главный выигрыш от девальвации национальной валюты обычно достается пищевой и сельскохозяйственной отрасли.

Есть ли смысл правительству стимулировать импортозамещение? Девальвация рубля способствует этому сама по себе. А пример заградительных пошлин на импортные автомобили показывает, что отсутствие конкуренции повышает не качество, а цены.

По материалам www.vedomosti.ru

Политика импортозамещения как залог экономической и национальной безопасности страны

Политика импортозамещения как залог экономической и национальной безопасности страны 5 (100%) 1 vote

В статье раскрывается проблематика сырьевой направленности российской экономики и зависимости от импортных товаров. Особое внимание уделяется политике импортозамещения и ее значению для экономики страны. Приводятся убедительные аргументы, что развитие национального производства – залог экономической и национальной безопасности страны.

Импортозамещение как составляющая экономической политики государства представляет собой систему меропри­ятий, направленных на достижение экономикой данной стра­ны определенных преимуществ в виде защиты национального рынка от конкуренции иностранных товаров и роста доли на­циональных товаров, поступающих во внутреннее потребле­ние и на внешний рынок. Достижение этой цели базируется на проведении соответствующей внешней (таможенной) и внутренней (структурной, промышленной, налоговой, финан­совой, инвестиционной, инновационной) экономической по­литики.

Но прежде чем говорить о перспективах импортозамещения, необходимо понять, насколько на сегодняшний день наша экономика зависит от импортных товаров. Как быстро мы превратились из экспортирующей страны в импортирую­щую страну. Население остро ощутило эту зависимость, когда из-за повышения курса доллара резко возросли цены на про­дукты. Из-за введенных санкций в нашей стране резко сокра­тился импорт, что наглядно видно на диаграмме (см. рис 1), и у нас появилась возможность активизировать свои внутренние резервы для замещения или полного вытеснения импортных товаров. Но на данный момент РФ не способна в полной мере избежать дефицита, но это лишь потому, что у нас отсутствует свое производство и нам необходимо развивать некоторые от­расли с самого начала.

Политика импортозамещения — это политика государ­ства по вытеснению или замещению импортных товаров на отечественном рынке. Эта политика проводится в целях повы­шения экономической и национальной безопасности страны. Данная политика включает два направления:

  1. Введение импортных протекционистских барьеров в отношении тех отраслей национальной экономики, которые предполагается защитить от иностранной конкуренции и создать им более благопри­ятные условия для развития.
  1. Использование пря­мых и косвенных субсидий для отраслей национально­го производства, выпуска­ющих конкурирующую с импортом продукцию, с тем чтобы повысить конкуренто­способность национальных товаров на внутреннем рын­ке и сократить импорт.

Зачастую эти направления применяются совместно. Так, к примеру, государство в целях развития отрасли машино­строения может повысить таможенные пошлины на ввоз иностранных машин и оборудования на 20 %, для стимулиро­вания уменьшения импорта иностранных машин и оборудо­вания, и одновременно установить льготное налогообложения на какой-то период времени для отрасли машиностроения или льготные тарифы на энергоносители для предприятий, производящих отечественные машины и оборудование. Это позволит снизить издержки отечественных товаропроизводи­телей и позволит им успешнее бороться с иностранной конку­ренцией на внутреннем рынке. Обычно импортозамещающая политика постепенно сворачивается по мере активного роста и укрепления внутреннего производства.

Роль политики импортозамещения в системе обеспече­ния экономической безопасности страны характеризуются двояко с учетом неоднозначности влияния импорта на наци­ональную экономику.

Отсюда следует, что основными целями политики им­портозамещения являются:

  • повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • улучшение международной производственной специ­ализации национальной экономики;
  • защиту и стимулирование развития собственного про­изводства;
  • стратегическое ущемление интересов и позиции стра­ны-экспортера;
  • обеспечение беспрепятственного получения иностран­ного сырья, материалов, комплектующих изделий и техноло­гического оборудования и т. д.

В практике современной России к инструментам реали­зации импортозамещающей политики можно отнести: вве­дение высоких (запретительных по сути) пошлин; формиро­вание списка товаров, запрещенных к ввозу: квотирование; лицензирование; административное и экономическое стиму­лирование организации совместного производства и др.

Следует отметить, что политика «запрета импорта» как один из инструментов обеспечения защиты национальной безопасности имеет давнюю историю. К примеру, еще в XIII в. в Англии использовались временные запрещения ввоза ряда изделий: шелковых тканей, кружев, лент, шляп, посуды, об­уви, оружия и т. д. В эпоху меркантилизма (XVII-XVIII вв.) усиленное стремление к созданию собственного производства обусловливало ограничение и/или полный запрет ввоза ряда товаров, по которым предполагалось создание национальных отраслей промышленности (например, в Пруссии). Но эти запреты легко обходились как путем широкого распростра­нения контрабанды, так и путем отдельных лицензий, полу­чение которых сопровождалось развитием коррупционных отношений.

Широкое применение запретительных мер в России на­чалось с конца XVIII в.: появление каждой новой мануфактуры становилось поводом для удаления того или иного иностран­ного товара с внутреннего рынка. Однако укрепление конку­рентоспособности отечественного производства дало свои ре­зультаты. Если в 1821 г. был запрещен импорт 167 товаров, то уже в 1867 г. остались только руда и соль.

В период социалистического хозяйствования сложно было говорить о какой-либо импортной политике, так как государ­ство выступало монополистом во внешнеторговой сфере, внеш­неэкономические связи осуществлялись под давлением сооб­ражений большой политики, а таможенный тариф в условиях планового ценообразования носил формальный характер.

В первые постсоветские годы в торговой политике России превалировала задача не защиты национального производи­теля, а наполнения внутреннего рынка. Впоследствии (а точ­нее, с 1993 г. — года подачи заявки на вступление России в ВТО) и внешнеторговая, и таможенная политика осуществлялась в контексте нормативно-законодательных актов, содержание ко­торых так или иначе адаптировалось к требованиям ВТО, что зачастую ухудшало конкурентные позиции российских предприятий и не способствовало улучшению позиций страны в международной специализации.

Институциональная защита отечественного произво­дителя в России в пореформенный период формировалась следующим образом: 1998 г. — принятие Федерального закона от 14.04.1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических ин­тересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»; 2003 г. — принятие Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидем­пинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. и доп. 2006 г.). Кроме того, была создана комиссия Пра­вительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и та­моженно-тарифной политике. В 2000-2007 гг. были проведены расследования по 35 товарам и товарным группам, по ряду товаров были выявлены и подтверждены факты нанесения ущерба национальным производителям.

Внешнеторговая сфера оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на состояние российской экономи­ки в целом: за счет экспорта сырья и энергоресурсов формиру­ются средства для импорта продовольствия и дешевых потре­бительских товаров. Импорт вытесняет с рынка продукцию национальных производителей, многие из которых вынужде­ны сворачивать свое производство.

Таким образом, преобладание до настоящего времени в России производства продукции первичной стадии обработ­ки как наиболее энергоемкого и в результате — высокая сте­пень зависимости экспорта от конъюнктуры мировых рынков сырья — подтверждают стратегическую неконкурентоспособность отечественной экономики.

Существующее положение России на мировых товарных рынках не дает оснований для оптимизма в отношении того, что в ближайшем будущем удастся нарастить объемы производства и экспорта наукоемкой продукции и тем более диверсифициро­вать его структуру. Для этого необходим реальный переход на инновационную модель развития экономики, который, по мне­нию аналитиков, потребует около двух десятилетий.

Следовательно, товарная структура импорта России на современном этапе должна включать, прежде всего, различ­ное технологическое оборудование, патенты, лицензии, ноу- хау и т. д. Этой товарной группе должны быть обеспечены преференциальные условия доступа на внутренний рынок.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (89) 2015

СЕВОСТЬЯНОВА Наталья Сергеевна — преподаватель кафедры экономика и менеджмента Московского технологического института, филиал в г. Оренбурге.

>Что уже импортозаместили, а что ещё можно и нужно импортозамещать

Импортозамещение: немного теории

Согласно распространенной трактовке, импортозамещение – это процедура преобразования национальной экономики в такую, при которой все необходимые потребителям продукты выпускаются силами производителей, действующих внутри страны. Такая экономика предполагает полную независимость от иностранных государств, а, следовательно, и от мирового хозяйства. https://www.offbank.ru/

Процесс импортозамещения может быть реактивным или упреждающим. Цель упреждающего импортозамещения – не пустить зарубежных производителей на рынок, цель реактивного – вытеснить тех, которые уже действуют на национальном рынке. Главный инструмент, который государство использует для борьбы с иностранными производителями – это налоги и таможенные сборы.

Импортозамещение в России: что следует сделать?

В настоящий момент Правительство все больше стремится использовать административный фактор, то есть просто не пускает зарубежных производителей на рынок. Большинство аналитиков считает, что при современной экономической конъюнктуре импортозамещение России просто необходимо, притом сразу в нескольких ключевых отраслях. Что же это за отрасли? www.offbank.ru

Сельское хозяйство

Российские аграрии получили превосходный шанс на значительное повышение рыночной доли, потому что перечень продовольственных товаров, которые попали под санкции, огромен – в него входят и мясо, и фрукты, и овощи. Емкость торгового оборота между РФ и странами Запада оценивается в миллиарды долларов.

Производители из других стран, по замыслу Правительства (это страны Африки, Азии и Таможенного Союза), тоже должны присутствовать на рынке, но их функция – обеспечивать Россию теми продовольственными товарами, которые она не способна производить сама. Например, природные условия не позволяют выращивать в России бананы и киви. Конкуренция со стороны импортеров для отечественных фирм должна быть минимальной. offbank.ru

Сейчас мы уже можем оценивать то, что было сделано, потому как с момента введения эмбарго прошло больше года. При объявлении курса на импортозамещение Правительство обещало аграриям всевозможную поддержку, в том числе финансовую. Справедливости ради: деньги действительно были выделены из бюджета – на проекты по импортозамещению с/х продукции направлено 265 млрд. рублей, и это только за 2017 год. В 2018 году объемы финансирования, вероятно, будут увеличены еще больше. оффбанк.ру

Однако результаты неутешительны: добиться повышения рыночной доли удалось лишь нескольким игрокам рынка, и все они занимаются деятельностью с коротким производственным циклом. В чем же проблема, если установлено, что с деньгами проблем нет? Эксперты выделают несколько причин отсутствия значимых результатов:

  • Интеграция высокотехнологичного оборудования требует не только денег, но и времени. По словам сотрудника консалтингового агентства «Мастерпланс» Н. Журавлева, те компании, которые уже получили финансирование, смогут выйти на полную мощность только в 2018 году, фирмы, которые все еще ждут денег — позже.
  • Неблагоприятная экономическая ситуация. Из-за курсовых скачков и слабого рубля доходы населения за первое полугодие 2016 упали более чем на четверть. В то же время стоимость продовольственных товаров, напротив, растет, и причина опять же – курсы валют. С/х производители вынуждены закупать удобрения за границей, потому как импортозамещение в химической промышленности пока не принесло совершенно никаких результатов. Директор Института актуальной экономики И. Антонов приводит показательную статистику: цена такого популярного удобрения, как аммиачная селитра, только за год выросла на 2/3. В овощеводстве используется 60% зарубежных семян, в картофелеводстве – почти 80%.
  • Взаимодействие с торговыми сетями. Часть дистрибьюторов намерено использует демпинг для того, что убрать неугодных с/х производителей с рынка. Тем самым торговые сети препятствуют развитию отечественного производства с/х продукции, способствуют формированию высоких барьеров входа в отрасль и снижению конкуренции, что, безусловно, заставляет конечного потребителя переплачивать. Впрочем, исполнительный директор компании «Re:sale Expert» П. Горбов считает, что это наименьшее зло: давление торговых сетей должно снизиться в новом году, потому как сети начали понимать, что «продавливание» производителей способно привести к гибели отрасли. https://www.offbank.ru/

И все же министр сельского хозяйства А. Ткачев смотрит в будущее с оптимизмом: он рассчитывает, что страна сможет полностью обеспечить свои потребности в мясе через 2-3 года, в овощах и фруктах – через 3-5 лет.

Сложнее с молоком: на его импортозамещение, по мнению Ткачева, уйдет до 10 лет, потому что «отрасль запущена». Хочется верить в слова главы Минсельхоза, однако, сомнения в столь оптимистичном развитии событий возникают, особенно с учетом того, что Ткачев, вступая в должность, обещал 90%-ное импортозамещение всей сельской продукции (и даже выход на зарубежные рынки) в течение 2-3 лет. offbank.ru

Промышленность

Промышленность – это та отрасль, на которую падение курса рубля повлияло наиболее значительно. Дороже стали не только импортные, но и отечественные товары. Российские компании столкнулись с повышением издержек (из-за роста цен зарубежных деталей), и это отразилось на рыночных ценах продукции. Однако есть и обратная сторона медали: падение рубля привело к снижению зарплат и производственных издержек в долларовом эквиваленте, вследствие чего в российские промышленные компании стало выгодно вкладывать деньги иностранным инвесторам. www.offbank.ru

Если верить статистике, то импортозамещение в промышленности происходит куда более активно и результативно, чем в сельском хозяйстве. Важная фигура в этой отрасли – Денис Мантуров, глава Минпромторга, итоги 2015 года он подвел 18 ноября на заседании Совета Федерации. За 10 месяцев 2015 года, по словам Мантурова, импорт промышленности снизился почти наполовину, экспорт, наоборот, вырос, но не очень значительно – всего на 5%. Министр отметил, что залог промежуточного успеха – сотрудничество государства и бизнеса.

Интересно то, что Мансуров уточнил: главный инструмент промышленной политики РФ – это механизм специнвестконтрактов. Минпромторг собирается повышать инвестиционную привлекательность регионов за счет предложения преференций инвесторам на государственном уровне. То есть в рамках импортозамещения страна отказывается от зарубежных продуктов, но не от зарубежных денег и инвесторов. Здесь есть явное противоречие: если политика импортозамещения направлена на обретение независимости от других стран, то разве потребность в зарубежных капиталовложениях не является просто другой формой зависимости? оффбанк.ру

Если отбросить этот странный аспект, то импортозамещение в промышленности в целом успешно. Самые зависимые отрасли – это станкостроение (90% импорта), машиностроение (80%), в легкой промышленности доля сопоставима. Однако государство активно поддерживает программу импортозамещения (например, с помощью закона «О промышленной политике в РФ») – при нынешних результатах долю импорта в перечисленных выше отраслях уже через несколько лет удастся понизить до 30%. https://www.offbank.ru/

Импортозамещение происходит даже в тех сегментах, которые нехарактерны для отечественного производства. На витринах появляется бытовая техника и электроника не только из азиатских стран, вроде Китая и Вьетнама, но и российских компаний. Покупатели больше не относятся надменно к смартфонам Highscreen, Texet, планшетам Digma и серьезно рассматривают их как альтернативу набившим оскомину «Самсунгам».

Сфера IT

Отрасль информационных технологий в России – одна из наиболее динамично развивающихся. Однако аналитики с сожалением отмечают: 70% программного обеспечения, используемого как предприятиями, так и частными пользователями – зарубежного производства. И это при том, что, как правило, есть отечественный аналог, совершенно не уступающий иностранному софту. Приверженность российских пользователей зарубежному ПО – дело привычки. Опытные пользователи слишком свыклись с той мыслью, что софт должен быть иностранным – теперь их пугает даже меню на русском языке. www.offbank.ru

Главным аргументом, с помощью которого удастся импортозаместить IT-продукцию, аналитики считают безопасность. Руководители российских компаний склонны считать, что передача данных с помощью иностранного софта не является надежной (видимо, такая паранойя – наследство Советского Союза и Холодной войны), и российским компаниям стоит использовать это. https://www.offbank.ru/

Видно, что ситуация с импортозамещением в разных отраслях и складывается по-разному. Безусловно, важны роли государства и федерального регулирования, а также финансирования из бюджета (без денег никак). Прежде всего, государству стоит привести все отрасли к общему знаменателю и подтянуть отстающие (например, с / х). А далее уже и результаты не заставят себя ждать, ведь импортозамещение – это не сиюминутный процесс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *