Подготовка к презентации

Как подготовиться к презентации бизнес-класса

Любой политик, руководитель или менеджер среднего звена должен уметь говорить так, чтобы его слушали и понимали. Защита квартального отчёта, выступление перед сотрудниками, презентация услуг перед клиентами, доклад проекта перед инвесторами, выступление перед избирателями. Рано или поздно мы сталкиваемся с потребностью подготовить презентацию. Я сам уже четвёртый год часто презентую, и стараюсь совершенствоваться. А не так давно я познакомился с книгой Глеба Шулишова, российского эксперта по разработке презентаций, «Скелет презентации» в которой Глеб доступным языком объяснил, как сделать презентацию бизнес-класса. Очень многое я исправил в своих выступлениях, мне стало легче и быстрее создавать новые презентации. Основной сутью книги в дополнение с моими личными практическими комментариями я и хочу с вами поделиться.

Все презентации можно разделить на презентации эконом-класса и бизнес класса. К эконом-классу относятся презентации, на которых скучно, нудно и не интересно. Я уверен, что вы хотя бы раз были на подобного рода мероприятиях, где вы сидите в зале, слушаете спикера, думаете, когда же это всё закончится и чтобы скоротать время играетесь со своим мобильным телефоном. Не интересные слайды, нудная речь докладчика и отсутствие взаимодействия со слушателями всё это атрибуты презентаций эконом-класса. Чтобы разработать презентацию бизнес-класса вам потребуется определить аудиторию, цель и тему презентации, придумать вступление, основную и заключительную часть своего спича.

Шаг 1. Определяем аудиторию

Любую аудиторию, можно разделить на три категории:

  • клиенты;
  • инвесторы;
  • партнёры.

Чаще всего приходится разрабатывать презентации именно для клиентов. И готовясь к своему выступлению, вы должны узнать, а кто именно вас будет слушать, например не стоит выступать с докладом с бухгалтерской темой для маркетологов, и проводить мастер-класс по настройкам контекстной рекламы для руководителей и собственников бизнеса. Американский писатель Роберт Хайнлайн на этот счёт сказал: «Никогда не пытайтесь научить свинью петь: эти занятия будут пустой тратой вашего времени и они будут сильно досаждать свинье».

Шаг 2. Формулируем цель презентации

Для формулировки своей цели презентации ответьте сами для себя, только отвечайте честно всего на три вопроса:

  1. Что я хочу, чтобы они поняли — глобально?
  2. Что я хочу, чтобы они запомнили — конкретно?
  3. Что я хочу, чтобы они сделали — реально?

Перед подготовкой к презентации напишите ответы на эти три вопроса, и я вас уверяю, вам сразу же станет легче и проще выстраивать логику мыслей и слайдов.

Шаг 3. Выбираем правильную тему

Очень часто в жизни приходится выступать перед аудиторией, потому что вас об этом попросили, либо приказали. Как говорит мой любимый инструктор в автошколе: «Это случай со сто процентной лишёнкой», ну а в нашем с вами случае это стопроцентная презентация эконом-класса, потому что тема вашей презентации должна соответствовать трём критериям:

  • вы в этом хорошо разбираетесь;
  • это вас глубоко и искренне вдохновляет;
  • это нужно вашей аудитории.

Если хотя бы один критерий отпадает, хотите вы этого или нет, но презентация эконом-класса вам обеспечена. Лучше откажитесь от такого выступления.

Шаг 4. Вступление

Структура презентации бизнес-класса должна иметь вступление и основную часть, которая также делится на проблематику, решение проблемы и заключение.
Вступление — важная составляющая любой презентации. Из вашего вступления слушатели должны ответить себе на вопросы:

  • кто это?
  • что мне даст его презентация?
  • почему я должен уделить этому время?

Докажите, что вы на опыте знаете о том, что говорите, обрисуйте значимость своей темы, для сидящих в зале. Лучше если ваше вступление вы сможете подать, связав его с историей из вашей жизни. Интересные истории с поучительным, наглядным финалом оставляют очень сильное впечатление и надолго запоминаются.

А вот чего не стоит делать в начале своей презентации, по рекомендации Глеба Шулишова, и я с ним полностью соглашусь, потому что сам видел каждый из приведенных пунктов на практике:

  1. Никогда не извиняйтесь и не оправдывайтесь за то, что: вы не успели подготовиться, вам только что сказали, что у вас на выступление вместо сорока минут есть только десять, вы готовились всю ночь, не выспались. Я недавно приехал по приглашению на одну из Новосибирских конференций по интернет-маркетингу и один из спикеров тихим голосом начал извиняться, говорить, что не успел, но что-нибудь всё равно сейчас покажет. Первая мысль, которая у меня возникла, чем же себя занять на 30 минут этого доклада и мои ощущения не подвели, большая часть зала, просто заснула.
  2. Никогда не делайте вид, что ваша презентация еще не началась, если вы уже оказались на сцене. Как говорится, взялся за грудь, говори что-нибудь. Если вы вышли на сцену, но, например по техническим, причинам вышла из строя аппаратура и её пытаются специалисты быстро починить, не стоит отстаиваться в сторонке или бросятся помогать чинить технику. Лучше вступите в диалог со слушателями, расскажите какую-нибудь небольшую заранее подготовленную историю по теме вашего выступления или хотя бы просто начните знакомиться с теми, кто пришёл вас послушать, перед этим не забыв представится первым.
  3. Никогда не начинайте свое выступление с анекдота, если рассчитываете, что зал будет смеяться. Здесь мораль очень простая, вы рассказали анекдот в надежде, что зал взорвётся смехом, а никто не засмеялся, представьте в какое неловкое положение вы себя поставите.
  4. Никогда не начинайте свое выступление с вопроса, если рассчитываете, что зал будет вам что-то отвечать.

Шаг 5. Основная часть (проблематика)

Любая презентация — это всегда проблема и её решение. Если вы будете в презентации просто констатировать факты или показывать графики со словами «Вот такая динамика, к чему она приведет, можете сами представить», то это презентация эконом-класса. В презентации бизнес-класса, всегда есть проблема и её конкретное решение. Если проблематика вашей презентации лежит на поверхности и аудитория с ней знакома, не стоит долго размусоливать сам факт наличия проблемы. Если вы,например, выступаете перед вашими потенциальными клиентами, не стоит бить проблемой прямо в лоб слушателям указывая какие они бездарные, иначе вы можете настроить аудиторию против себя. Подавать проблему, как рекомендует Глеб Шулишов стоит по простой формуле «Контекст — Проблема — Усиление». Сначала через контекст, цифры и факты вы подводите слушателей к проблеме, затем называете проблему по имени и потом показываете, что эта проблема касается каждого сидящего в зале.

Шаг 6. Основная часть (решение)

И вот когда, проблема обозначена и хорошо подана до каждого сидящего в зале, можно переходить к описанию решения данной проблемы. Все уже сидят и судорожно ждут, когда вы расскажете где лежит ключ к успеху, чтобы побороть описанную проблему. Также как и описание проблемы, решение подаётся по формуле «Факты — Преимущества — Выгоды». Чтобы показать на примере как работает эта формула, давайте смоделируем себе такую проблему как «поисковая система Яндекс отменила ссылочное ранжирование сайтов и теперь чтобы продвинуть сайт на первую страницу Яндекса закупать ссылки нет смысла, упор поисковые роботы Яндекса теперь делают на контент сайта, поведенческие факторы и социальные сигналы».

Факты

Заводим на сайте корпоративный блог. В блоге публикуем экспертные статьи, даём возможность оставлять комментарии и расшаривать материалы блога в социальные сети. Для ведения блога вам потребуется, копирайтер, журналист и контент-маркетолог.

Преимущества

Чем чаще публикуем в блог, тем выше шансы попасть на первую страницу поисковой выдачи Яндекса. Через 100 материалов вашего блога уже будут видны первые результаты движения вашего сайта вверх.

Выгоды

Корпоративный блог переведёт вас в статус эксперта, повысит социальную активность, поможет определить, что больше всего интересует вашу целевую аудиторию, усилит поведенческие факторы и значительно поспособствует решению проблемы поискового продвижения вашего сайта.

Шаг 7. Основная часть (заключение)

В заключительной части вашей презентации вы обязательно должны подвести итоги и призвать слушателей к действию. Самая распространённая ошибка большинства презентаций и отличительной особенностью презентаций эконом-класса, это заканчивать выступление слайдом «Спасибо за внимание». Нет, вы, конечно же, должны поблагодарить своих слушателей, но это не цель вашего выступления. Вы готовились к презентации несколько дней, репетировали не для того чтобы сказать в конце «Спасибо за внимание». Побудите слушателей сделать то, что вы от них ждёте, если вы что-то продаёте, что решит их проблему, разместите на последнем слайде уникальное торговое предложение по вашему продукту, от которого будет просто глупо отказаться. Помните, что презентация это ваш звёздный час, либо вы срываете аплодисменты и приобретаете новых клиентов, либо вы приземляетесь в эконом-классе и ничего не меняется не в вашей жизни, ни в жизни ваших слушателей.

От себя лично ещё хочу добавить несколько своих личных наблюдения по теме презентаций:

  • какую бы отличную презентацию я бы не сделал, возвращаясь к ней через короткое время, мне кажется, что она не совсем отличная и чем чаще вы делаете презентации, тем лучше они получаются;
  • готовьтесь к презентации не за один вечер, а как минимум за несколько недель;
  • никогда не начинайте готовить презентацию со слайдов, сначала накидываете на листочке контент, структуру и всё прочее, о чём говорилось в данной статье, а только потом оформляйте слайды.

Тем, кто желает узнать про создание презентаций ещё больше, я очень рекомендую найти в Интернете сайты уже представленного мною Глеба Шулишова, а также Алексея Каптереваи компании Esprezo. Кроме этого можете почитать соответствующую литературу, а также обязательно посмотрите, как выступают спикеры на международной конференции TED.COM. Удачи и по больше вам презентаций бизнес-класса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *