Модернизация оборудования

Российскому машиностроению необходима модернизация

NECESSARY OF MODERNIZATION FOR RUSSIAN MACHINE-BUILDING

Kuznetsov B. L., Kama State Academy of Engineering and Economics, Nab. Chelny, Russia

РОССИЙСКОМУ МАШИНОСТРОЕНИЮ НЕОБХОДИМА МОДЕРНИЗАЦИЯ

, Камская государственная инженерно-экономическая академия, г. Набережные Челны, Россия

Надежды и оптимизм российских ученых и деловых кругов связаны с программой модернизации экономики России, за которую можно принимать серию выступлений президента в интернет-сфере и других медиасредствах страны под девизом «Россия, вперед!» и последовавших в последнее время правительственных решениях, призванных реализовать директивы президента.

В программе ставится цель – перевести углеводородную экономику России на рельсы инновационного развития. Задачи ясны и вызывают надежды. Но…

Удивление вызывает тот факт, что в программе модернизации машиностроению России, которое до 1990-ых годов признавалось главной движущей силой научно-технического прогресса и экономического развития, не оставлено сколь-нибудь значимого места. Упоминание о машиностроении делается вскользь, вяло, рутинно. Фокус модернизации наведен только на Сколково.

Между тем в структуре ведущих стран мира, даже причисляемых к постиндустриальным странам, доля машиностроения в промышленном производстве остается высокой (35…60%) и имеет тенденцию к увеличению, в то время как в России доля машиностроения в промышленном производстве сократилась с 30% (1990г.) до 12…13% (2010г.). Отрицательный структурный сдвиг в экономике России, связанный со снижением доли машиностроения в промышленном производстве, на наш взгляд, концентрировано отражает глубинные проблемы всей экономики России.

Во-первых, машиностроение – один из основных генераторов добавленной стоимости, а значит и ВВП страны. В 1990 г. в машиностроительных отраслях СССР работало свыше 4 млн. человек и еще около 10 млн. человек обеспечивали машиностроение СССР материалами, компонентами, услугами… Например, для функционирования таких машиностроительных комплексов, как «ГАЗ», «АвтоВАЗ», «КАМАЗ» в коо-

перационных связях с каждым из них необходимы от 500 до 600 предприятий – смежников и поставщиков материалов, компонентов и услуг. 100-тысячный коллектив АвтоВАЗа дает работу еще 400..500 тысячам работающим в горнодобывающей, металлургической, химической, электротехнической, приборостроительной и других отраслях промышленности.

Техническая модернизация России в принципе невозможна без машиностроения и таких его подотраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая промышленность, производство оборудования для заводов самых разных отраслей. Конечно, возможен импорт станков, оборудования, приборов (в структуре импорта России их доля растет и сейчас достигает 50% всего объема импорта). Но импорт машин и оборудования – это догоняющая стратегия развития. Она допустима только на ранних стадиях модернизации. Опыт Японии, Бразилии, Тайваня, Китая и других стран показывает, что только стратегия опережающего развития обеспечивает реальную модернизацию и лидерство. А это требует переноса центра тяжести в развитии на науку, НИОКР, исследования и разработки, создания опытно-промышленного производств, а самое главное – создания национальной инновационной системы (НИС) и локальных инновационных систем на уровне регионов и территорий. Объявленная «модернизация» пока подменяет проблему создания национальной и локальных инновационных систем проектом «Сколково». Проект «Сколково» впечатляет, но он не может дать сколь-нибудь значимых результатов раньше чем через 5…7 лет и не решит всех проблем модернизации.

Современный крупный машиностроительный комплекс, даже такой крупный, как «КАМАЗ», можно построить за 3..5 лет. Чтобы создать научную школу на важнейшем направлении науки и техники требуется не менее 20 лет, стечение ряда обстоятельств и серьезное финансирование. При этом возникают риски таких масштабов, которые могут оценить только выдающиеся ученые и крупнейшие специалисты этих важнейших направлений науки и техники.

Что касается российского машиностроения, то удары, которые по нему были нанесены в гг., когда было потеряно 60% производственных мощностей, обескровлены ведущие отраслевые институты (некоторые перестали существовать), фактически свернут заводской сектор науки, оказались такой силы, что их последствия не преодолены до настоящего времени. К тому же произошло катастрофическое устаревание и моральный износ активной части основных фондов в машиностроении. В тяжелом положении находится станкостроение, сельхозмашиностроение, приборостроение, авиастроение, судостроение, автостроение и другие инвестиционноемкие отрасли. Средний возраст, работающих на предприятиях машиностроения, превышает пятьдесят лет. Разрушена система воспроизводства квалифицированных кадров, включавшая профобразование в средних школах, ПТУ, техникумах, ВУЗах. Средняя заработная плата в машиностроении (15…17 тыс. рублей) одна из самых низких среди отраслей промышленности.

Более 30% всего объема машиностроительной продукции приходится на автомобилестроение. В последние 10 лет был осуществлен стратегический переход в производстве транспортных средств от инсорсинга (производство машин и на заводах полного технологического цикла) к аутсорсингу («промышленной сборке» автомобилей из автокомпонентов, произведенных за рубежом). Ежегодно на автомобильные заводы, расположенные на территории России, поступают из-за рубежа автокомпоненты стоимостью свыше $ 60 млрд. «Локализацией» и трудом российских рабочих добавленная стоимость увеличивается всего на 10…12 %, поскольку ими выполняется только сборка, а это 7…8 % общей трудоемкости производства автомобиля.

Масштабы деградации российского машиностроения в 1990-ые годы таковы, что для его возрождения потребуются неординарные методы и принципиально новые организационно-экономические механизмы. В 1991-

Таблица 1 – Состояние машиностроительного комплекса России в 1990, 2000 и 2010г.

Характеристики

Годы

Увеличение +,

Уменьшение -, раз

I. Общие тенденции

Доля России на мировом рынке высоких технологий, в %%

Доля машиностроения в объеме

промышленного производства, в %%

Экспорт продукции машиностроения,

доля в %% к общему объему экспорта

Импорт продукции машиностроения,

доля в %% к общему объему импорта

3,0

21,5

15,0

0,2

9,1

35,8

0,3

12,0

4,9

52,0

— 10

-2,5

-4,6

+3,5

II. Производство важнейших видов продукции

Грузовые автомобили, тыс. шт.

Легковые автомобили, тыс. шт.

Тракторы колесные, тыс. шт.

Тракторы гусеничные, тыс. шт.

Экскаваторы, тыс. шт.

Металлорежущие станки, тыс. шт.

Комбайны зерноуборочные, тыс. шт.

Ткацкие станки, шт

Кузнечно-прессовые машины, шт.

Средства вычислительной техники,

млрд. руб.

Летательные аппараты, шт.

103,0

93,0

23,1

74,0

65,7

18341,0

168,0

969,0

7,0

2,0

3,4

9,0

5,2

10,0

15,0

8,0

91,0*

597,0*

11,2*

1,6*

1,4*

1,8*

6,8*

13*

2779*

16,5

20,0*

-7,3

+8,2

-8,4

-9,7

III. Качественный уровень машиностроения

Производство станков с ЧПУ (числовое

программное управление), тыс. шт.

Производство автоматических и

полуавтоматических линий, шт

16,7

0,3

0,22

-7,8

IV. Экономическая эффективность машиностроения

Валовая добавленная стоимость (EVA),

в %% в промышленном производстве

Рентабельность продукции

машиностроения средняя, в %%

Рентабельность активов

Доля убыточных предприятий в общем

количестве машиностроительных

предприятий, %

25,8

22,4

10,2

16,2

8,8

2,2

40,3

12,6

4,2

1,7

46,7

-4,5

-1,2

+4,6

* 2009г.

Источники: www. ***** г.

2000 г. обанкротилось свыше 15 тыс. машиностроительных предприятий (многие прекратили существование). Рентабельность машиностроительного производства снизилась с 26% (1990 г.) до 2,72% (2000г.), рентабельность активов за этот же период снизилась до 2,1 %, производительность труда сократилась в 4 раза, количество убыточных предприятий достигло 33%; объем машиностроительной продукции сократился в 2,2 раза. Например, производство грузовых автомобилей сократилось в 4 раза, дизельных двигателей и дизель-генераторов в 4,8 раза, турбин в 6 раз, паровых котлов в 11,5 раз, мостовых кранов в 13 раз, тракторов в 25 раз, зерноуборочных комбайнов в 68 раз, ткацких станков в 90 раз, прядильных машин в 500 раз и т. д.

В продолжилось падение объемов производства и эффективности машиностроения. Производство паровых турбин в 2010 по отношению к 2000 году сократилось в 2 раза, кранов мостовых в 3 раза, металлорежущих станков в 5 раз, тракторов в 6 раз и т. д. (табл. 1)

Но самое главное: из-за низкой рентабельности машиностроительных производств (2…5%), инвестиции в машиностроение были на очень низком уровне (норма инвестиции не превышена 5% к объему продаж), а это привело к тому, что более 65 % технологического оборудования и технологий устарели и не могут обеспечить должный уровень конкурентоспособности (доля машиностроения в экспорте продукции из России менее 5%).

Условием выпуска конкурентоспособной продукции является необходимость обновления оборудования и технологий каждые 6…8 лет. В России срок использования оборудования даже на лучших предприятиях машиностроения превышает 30 лет (в т. ч. на АвтоВАЗе и КамАЗе). Реально обновляется ежегодно не более 1% оборудования и технологий.

Структура оборудования машиностроения соответствует 3-ему технологическому укладу — доминируют металлорежущие станки, в то время как доля станков, использующих физические и химические эффекты, остается очень низкой (менее 3%). В США, Германии и Японии внедряются оборудование и технологии 5 и 6 поколений.

Инновационная активность в машиностроении низкая: только 6% продукции машиностроения можно отнести к условно инновационной. Количество заявок на изобретения в России упало со 125 тысяч до 20…25 тысяч (в США ежегодно подается свыше 250 тысяч заявок на изобретения, в Японии – свыше 360 тысяч). Но даже из технических решений, признанных изобретениями, в России внедряются в производство не более 15 %.

Важнейшими мероприятиями по преодолению технологического отставания российского машиностроения являются следующие.

1. Необходима ориентация на синергетические эффекты, т. е. такие эффекты, которые дают качественный скачок эффективности за счет структурной перестройки, внедрения принципиально новых технологий обработки материалов, новых методов формообразования. Необходим переход из 3 технологического уклада в 5…6 технологические уклады. Это возможно только на основе синергетических проектов.

Это потребует кардинального пересмотра экономической, промышленной, инвестиционной и финансовой политики на государственном уровне и в силу тесной взаимосвязанности отраслей промышленности должно охватывать все отрасли национальной экономики России и носить характер и форму целевой синергетической программы реиндустриализации и модернизации промышленности России…

2. Необходимо воссоздание национальной инновационной системы России и создание региональных и локальных инновационных систем в форме регионов и территорий опережающего развития, современных технополисов и наукоградов, опытно-промышленных производств, научно-образовательных комплексов, проблемных и отраслевых лабораторий, центров инновационного развития и трансферта технологий, создание финансовых институтов развития и прежде всего венчурных фондов и банков инновационного развития и т. д. Это должно быть осуществлено в кратчайшие сроки (не более 2-х лет). Это должно быть важнейшей стратегической задачей по обеспечению технологической и экономической безопасности России.

3. Модернизация машиностроительного комплекса России должна начаться с реконструкции и реинжиниринга заготовительных переделов машиностроения (литейного, кузнечного, прессового, сварочного и т. д.); с воссоздания заводского сектора науки (в заготовительном производстве машиностроения количество исследователей в последние 20 лет сократилось в 7 раз), создания современных исследовательских лабораторий и опытно-промышленных производств, обновление учебно-лабораторной базы на кафедрах технических университетов, готовящих специалистов для машиностроения (бюджеты многих технических университетов США превосходят бюджеты крупных регионов России и составляют $ 5…10 млрд. в год, фондовооруженность 1-го рабочего места исследователя превышает $ 1,5 млн.). Российские машиностроительные предприятия не смогут воспринять технологии 5 и 6 технологических укладов, если не будет подвергнут модернизации заводской сектор науки и вузовская учебно-лабораторная база подготовки специалистов для машиностроения. Разрушение заводской и вузовской науки произошло по вине государства. Только государство может изменить положение к лучшему, изменив «правила игры» и воссоздав на современной основе инфраструктуру науки на предприятиях и профессиональном образовании.

4. Необходимо реанимировать отраслевую науку и институт главных и генеральных конструкторов с опытными заводами при них. Необходимо воссоздать научно-исследовательские институты при крупных промышленных предприятиях, какие были при Уралмашзаводе, Уралвагонзаводе, ЗИЛе и других лидерах машиностроения. Необходимо воссоздать проблемные и отраслевые лаборатории при ВУЗах. Все это должно войти в национальную инновационную систему России в форме государственных учреждений и частно-государственных партнерств. Без участия государства даже крупным предприятиям машиностроения, имеющим рентабельность ниже уровня инфляции, эту задачу не решить. Разрушение отраслевой науки произошло по вине государства. Государство обязано исправить свою ошибку.

5. Прикладная наука, предназначенная для перевода фундаментальных открытий на язык, воспринимаемый промышленностью, должна быть восстановлена на всех уровнях – от Академии наук РФ, республиканских академий наук, отраслевых институтах до вузовских научно-исследовательских лабораторий. Но прикладная наука будет эффективна лишь в том случае, если будут ликвидированы на институциональном, организационном и финансовом уровнях разрывы с фундаментальной, отраслевой и заводской наукой. Сама по себе прикладная наука будет «провисать», если эти разрывы и барьеры не будут устранены.

6. Проблема коммерциализации результатов научных исследований и разработках, о которых очень много говорится и которая выставляется как главная проблема перехода к инновационной экономике, в действительности снимется тогда, когда будет что «коммерциализировать». Чтобы что-то «коммерциализировать» в условиях открытой экономики разработка должна быть выполнена на мировом уровне. В России всего один живущий лауреат нобелевской премии – (в США более двухсот). Лучший российский университет – МГУ – замыкает в английском рейтинге лучших университетов мира вторую сотню университетов. Публикации российских авторов в научных журналах мирового уровня («Nature», «Economist» и т. д.) – редкость. Эмиграция научных кадров из России за рубеж носит удручающий характер…

Поэтому «коммерциализация» это следствие, а не причина. Даже далекий от настоящей науки умолял ученых Казани предлагать проекты, относящиеся к нанотехнологиям: «Деньги есть. Некому их давать…» Хотя, конечно, совершенствовать систему трансферта исследований и разработок необходимо.

7. Фундаментальная наука России подвергается компроментации, осмеянию и дискредитации, как ни одна сфера деятельности. «Разогнать» Академию наук РФ предлагают даже некоторые министры РФ. Между тем фундаментальная наука – это исток полноводной реки, которая называется наукой. Фундаментальная наука дорога и не под силу большинству государств мира. Но Россия со 140 миллионным населением, самой большой территорией мира, великими научными традициями и проблемами обречена на то, чтобы развивать фундаментальную науку и финансировать ее в соответствии с законами РФ – не менее 2% ВНП.

8. Машиностроение России – это фундамент промышленности. Восстановить его не факультатив, а императив развития России.

Условием успеха в модернизации является формула: модернизация состоится, если это будут не фрагментальные проекты вроде «Сколково», а федеральный синергетический проект, охватывающий науку, промышленность, предпринимательство, финансовый капитал, в ядре которого будут проблемы машиностроения.

9. На этапе «разгона» необходимы чрезвычайные организационные меры, в том числе воссоздание некоторых отраслевых министерств. Это подтверждает опыт Сингапура, где доля машиностроения в ВВП достигает 70%, и Китая, темп развития машиностроения которого превышает 15% в год в течение последних 20 лет.

10. Без модернизации машиностроения никакая модернизация России невозможна.

Литература

1. , , Галиуллина и организационные разрывы в инновационной деятельности // «Инновации», 2007, №9;

2. Кузнецов менеджмент в машиностроении. – Набережные Челны: Издание КамПИ,2003, 304 с.

Цифры 12…13 % сложно коррелируют с 30% 1990г. в силу изменения методик статотчетности, но все же отражают генеральную тенденцию к резкому снижению роли машиностроения в экономике России.

Модернизация производства: выявление и анализ проблем 


Была поставлена цель модернизации производства, сделав из своего завода современное предприятие, которое будет способно эффективно конкурировать с ведущими мировыми молочными холдингами. Однако в текущей ситуации о такой возможности оставалось лишь мечтать. Необходим был план по модернизации предприятия – с капитальным ремонтом потолков, полов, электросетей, стен, канализации в производственном и офисном помещениях, также в компрессорной и котельной. Необходимо было модернизировать и задействованное оборудование – емкости для молока (танки), охладители, гомогенизаторы, сепараторы, нормализаторы молока. Была также острая нехватка помещений – не было места под размещение современной лаборатории и необходимых офисных подразделений.

Но существовала и главная проблема модернизации предприятия. Состояние нашего процессорного и упаковочного оборудования, также асептического пастеризатора позволяли выпускать в сутки порядка 50 тонн ультрапастеризованного молока, но качество продукта необходимо было улучшать. К подобной необходимости нас подталкивали два фактора – прежде всего, поступало для переработки уже низкокачественное сырье, вторая причина заключалась в отсутствии современного оборудования при приемке и первичной обработке молочной продукции. На предприятии наливалось сырье в ванны, расположенные фактически на открытом воздухе, переработка осуществлялась после взвешивания на старых весах. Ситуацию необходимо было менять.

  • Как открыть производство: сколько нужно денег, времени и сил
  • l&g t;

    Проработка стратегии модернизации производственного предприятия 


    Когда возник вопрос, как модернизировать производство, сначала предстояло расставить приоритеты, понять риски из-за остановки работы завода по причине физического износа коммуникаций, на основе полученной информации нужно было составить план модернизации завода на срок в ближайшие 5 лет.

    Данному этапу отводилось очень важное значение – при более тщательном обдумывании стратегических вопросов, удастся значительно легче в дальнейшем избежать возможных сложностей. Например, не придется спустя 1-2 года переносить оборудование, когда решим дополнительно установить несколько единиц, а мощностей и пространства, к примеру, в компрессорной либо котельной будет недостаточно.

    Перед нами была поставлена глобальная задача – необходимо сделать завод ведущим региональным предприятием по объемам выпуска ультрапастеризованного молока, став третьим предприятием в данном сегменте на общероссийском уровне по производству пакетов. Учитывая небольшой оборот производства (порядка 300 миллионов рублей в год), было принято решение сначала о покупке нового оборудования, направленного на повышение доходности и оборота, а уже затем заниматься ремонтом офисных помещений и коммуникаций.

    Для этого необходимо решить ряд основных проблем.

  1. Реконструкция приемно-аппаратного цеха для качественной приемки сырья.
  2. Модернизация оборудования по производству масла, творога, кисломолочных продуктов, с установкой современного оборудования по выпуску ультрапастеризованной продукции.
  3. Разработка линейки продукции, позволяющей компенсировать потери маржинального дохода от выпуска творога и кисломолочной продукции. Акцент должен был приходиться на ультрапастеризованные сливки для контроля жирового баланса. Следовательно, необходимо было подобрать упаковку.
  4. Расчет потребностей производства в реконструкции коммуникаций, учитывая работу нового оборудования.
  5. Строительство новых зданий (либо выделение помещений в существующих) под офис, склад и 2 современные лаборатории.

Как модернизировать производство и реконструировать цеха

На данном этапе главные проблемы модернизации производства заключались в поиске разработчика проекта реконструкции, и выборе поставщика необходимого оборудования.

Разработка проекта. Подготавливался проект техническим директором предприятия, попутно со своей основной работой. Планировалась замена всего оборудования приемно-аппаратного цеха, что в итоге и было выполнено.

Была произведена замена всех емкостей для молочного сырья, с организацией процессов приемки и взвешивания сырья, одновременно обеспечивая очистку от разных примесей и охлаждение. Сразу после приемки сырье уже направлялось на производство. Было приобретено оборудование молочной очистки молока, оборудование для удаления бактерий и споровых микроорганизмов из сырья, триблендер (для добавления сухих веществ в продукцию при поточном производстве), с заменой нормализатора, сепаратора-сливкоотделителя, 2 пастеризаторов, гомогенизатора. Связано всё процессное оборудование было автоматическими клапанами, также была организована автоматическая мойка используемого оборудования.

Для монтажа нового оборудования к имеющемуся зданию была выполнена пристройка из сэндвич-панелей – работы не потребовали значительных расходов (порядка 12 тысяч рублей в расчете на квадратный метр). Первый этаж выделили для нового оборудования, организации мойки молоковозов и современной лаборатории. Второй этаж стал местом для офисных помещений.

  • Бережливое производство: система и примеры

Выбор поставщика оборудования

Нам было известно, что многие зарубежные компании на рынке оборудования для предприятий нашей отрасли, хотели бы выйти на российский рынок. Поэтому были проведены переговоры с несколькими из них, выбор был сделан в пользу AndritzFrautech из Италии, уже несколько лет работавшей на российском рынке. Пришли к соглашению о покупке всего сложного оборудования в приемно-аппаратный цех, но на условии – для компании это будет рекламный проект на российском рынке, смогут снимать фильм и проводить экскурсии по заводу для своих потенциальных клиентов. Благодаря этим уступкам нам удалось добиться солидных скидок – спустя год наши коллеги приобретали такое же оборудование уже дороже в 2.5 раза.

Да, определенные неприятности в рамках проекта наблюдались. В частности, задержана поставка была практически на 2 месяца, хотя монтаж удалось выполнить своевременно. Также итальянские партнеры предложили нашим сотрудникам обучение технологии аргоновой сварки, которая оказалась нам очень полезной в дальнейшем.

Определенная сложность заключалась в отсутствии у поставщика оригинальных запчастей на российских складах. Поэтому столкнулись с необходимостью предварительного заказа за полгода. В случае поломки мы вынуждены были производить аналог на своем заводе либо обращались к коллегам за помощью, которые работали с аналогичным оборудованием. Хотя проблема в дальнейшем была решена – за счет жестких графиков плановой замены оборудования и комплектующих, учитывая время их работы и степень изношенности, также был налажен контроль своевременного выполнения необходимых профилактических работ.

Было принято решение не доставлять несложное оборудование из-за рубежа, а приобрели его на заводе в 200 км. от нашего производства, что позволило добиться серьезной экономии на транспортировке.

Модернизация упаковочного оборудования на прозводстве

Было принято решение о замене старого упаковочного оборудования. Вместо оборудования производства «Полипак» (работает с бумажными и полимерными материалами) планировалась установка оборудования для асептической подготовки (отдельная стерилизация продукта и упаковки). Для компенсации потерянных с момента остановки производства объемов производства. Решили купить б/у оборудование «Тетра Пак ТБА/19» — для выпуска продукции в принципиально другой упаковке. Новая линия вместе с CIP-мойкой и асептическим пастеризатором обошлась нам порядка в 125 миллионов рублей.

Весь период данных работ продолжалась деятельность завода. За счет одновременного демонтажа старого и установки нового оборудования растянулся весь проект модернизации производства на 5 лет. Также стоит учитывать ограниченность ресурсов у любого предприятия – никто не может полностью остановить производство ради производства, учитывая опасность потерять ценных сотрудников и покупателей. Для проведения данных работ привлекалась не только ремонтно-строительная группа нашего производства, но также сторонние подрядчики – отмечался довольно большой объем работ, не всегда удавалось справиться со всем самостоятельно. Хотя сварка полностью выполнялась нашими специалистами.
Благодаря введению в эксплуатацию новой линии предприятие смогло завоевать новую долю рынка.

Выпуск продукции в новых форматах. Теперь у нас появилась возможность выпуска молока и молочных продуктов в асептической 0.2-литровой упаковке с трубочкой. Рост потребления подобного цветного молока каждый год на российском рынке составляет порядка 40%, поэтому на него и пришлась наша основная ставка. Начался выпуск порядка 200 тонн сливок разной жирности ежемесячно, сократив объемы производства масла и добившись улучшения рентабельности своей работы. На долю новой продукции по результатам полной загрузки линии пришлась практически половина маржинального дохода – остальная половина обеспечивалась обычным молоком различной жирности.

Создание нового бренда. У нас со временем возник вопрос о налаживании эффективной конкуренции с остальными региональными производителями, занимающимися ультрапастеризованным молоком. После изучения рынка было принято решение о выпуске молока в сегменте выше среднего, представив бренд «Село Зеленое».

Для узнаваемости бренда было принято решение о выпуске продукции в пакетах по 0.5 и 1 л. нестандартной формы с крышкой и квадратным основанием. Благодаря этому расширили ассортиментную линейку, выделяясь на фоне конкурентов. Была произведена установка современного оборудования A3 Flexsquare от производителя «Тетра Пак», инвестировав в проект суммарно порядка 2.5 миллионов евро. При покупке и обслуживания нового оборудования практически не сталкивались с какими-либо проблемами, учитывая отличную репутацию поставщика, с наличием своей профессиональной сервисной службы и складом комплектующих.

Спустя год возник актуальный вопрос по уменьшению энерго- и трудозатрат на производстве. Которые оказались довольно серьезными по причине работы на старом оборудовании линии розлива. Было принято решение по замене оборудование на современную A3 FlexBase. Благодаря этому удалось добиться снижения количества задействованных сотрудников на конвейере у упаковочной машины – на 30 работников (ранее приходилось укладывать в картонные короба вручную), с улучшением эффективности производства и качества товаров. Размер инвестиций составил порядка 2 миллионов евро, с окупаемостью не менее 2 лет.

  • Брендинг. Как создать успешный бренд

Ремонт производственного помещения и покупка склада


Модернизация производства также основана на монтаже нового оборудования, постепенно продолжали ремонт главного производственного помещения (потолков, полов, стен). На ремонт нам суммарно потребовалось практически 5 лет.

Ремонт коммуникаций. При планировании стратегии уже понимали конкретное оборудование, интересовались его характеристиками у производителя, далее рассчитали необходимые мощности. Руководствовались при реконструкции коммуникаций основным принципом – добиться максимального эффекта при минимальных затратах. Поэтому решили не приобретать дорогостоящий зарубежный котел для котельной (12-15 миллионов рублей), а нашли аналоги у отечественных производителей – на протяжении нескольких лет были на складе предприятия, полностью упакованными. По результатам испытаний решили приобрести 2 котла стоимостью по 800 тысяч рублей. Также в процессе монтажа ставили современное оборудование для водоподготовки, экономайзер, добившись необходимого КПД, сэкономив в итоге более 10 миллионов рублей.

Были заменены и 2 кабельные лини (была сильная изношенность кабелей, из-за чего возникали перебои электроснабжения). Для этих работ нам тоже понадобилось еще 5 миллионов рублей.

Складские помещения. Длительное время вынуждены были арендовать несколько складских помещений, которые под наши требования не очень подходили. Для возведения нового помещения необходимы были существенные инвестиции, хотя добиться серьезной прибыли это не позволяло. Решить ситуацию удалось во время кризиса в 2008-м году. Одно из предприятий разорилось, поэтому мы выкупили у них производственный корпус на 2 тыс. квадратных метров за 12 миллионов рублей. Расположен корпус был в 2 километрах от нашего производства. Внесена половина суммы была сразу, остаток выплачивался на протяжении года. В самом помещении уже были оборудованы наливные полы, поэтому могли быть задействованы погрузчики и электроштабелеры. Оставалось лишь пристроить пандус, чтобы обеспечить эффективную разгрузку и погрузку товаров, после чего новый склад был подготовлен к эксплуатации.

Обучение персонала 
работе с новым оборудованием после модернизации производства

Современное оборудование позволило предприятию сократить потребности в низкоквалифицированных сотрудниках. Не понадобилось сокращение штата, просто направили работников для переквалификации и обучения. При этом нам понадобились более профессиональные сотрудники. Был расширен штат департамента автоматики и контрольно-измерительных приборов, с изменениями структуры департамента маркетинга, был расширен отдел продаж, привлечены еще 3 бренд-менеджера, был основан отдел сервиса.

При модернизации производства основным и очень важным моментом является работа с персоналом. Необходимо не только современное оборудование, но также своевременное повышение квалификации работников, чтобы добиваться профессионального роста сотрудников, добиваясь успешных продаж в работе коммерческой службы. Для развития работников в течение 5 лет инвестировали свыше 10 миллионов рублей. Частично деньги были вложены для обучения сотрудников КИПиа, операторов, работников отделов службы качества, продаж, технологов. Остальные средства были выделены для организации командировок (поездок для обмена опытом на иностранные предприятия, проведения стратегических сессий, выставок).

Чтобы работники хотели большего и мыслили шире, мы предусмотрели на предприятии свою библиотеку. Сегодня библиотеки стали неотъемлемой частью многих предприятий, однако обычно они предполагают тематическую литературу по отделам. Было принято решение знакомить работников с деловыми книгами о тайм-менеджменте, построении команды, эффективных продажах, маркетинге и пр. Было принято правило – читать ежемесячно по одной книге, затем кратко излагая коллегам на совещании суть прочитанного, с озвучиванием новых идей и предложений в работе.

  • Обучение персонала — то, что необходимо знать руководителю

Итоги масштабной модернизации производства

Оборот компании в течение 5 лет работ повысился до 2 миллиардов рублей вместо прежних 300 миллионов. Удалось добиться поистине амбициозных целей – мы достигли ведущих позиций среди региональных предприятий на рынке ультрапастеризованного молока, став третьими по объему производимых пакетов. Достичь таких успехов удалось за счет сплоченной деятельности профессионалов. На следующем этапе мы планируем внедрять бережливое производство.

Учитывая это, минсельхоз предложил обновить программу развития сельского хозяйства, продлив ее до 2025 года. Общий объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета с 2013 по 2025 год составит 3,42 триллиона рублей, еще 477 миллиардов — из региональных бюджетов и 300 миллиардов — из внебюджетных источников.

Особое внимание в документах уделено технической модернизации отрасли. Ведь до недавнего времени степень износа оборудования в АПК оценивалась на уровне 70%, а потребность в оборудовании удовлетворялась не более чем наполовину. Чтобы ускорить процесс, будет обновлена и госпрограмма «Техническая модернизация АПК», субсидирующая производителей сельскохозяйственной техники. Объем перечисленных средств по ней составил с 2013 по 2018 год свыше 44 миллиардов рублей. Это позволило поставить сельскохозяйственным товаропроизводителям более 27 тысяч единиц сельскохозяйственной техники.

Теперь программу также продлят до 2025 года. В ее рамках коэффициент обновления тракторов в сельхозорганизациях в 2020 году должен составить 2,9 процента, зерноуборочных комбайнов — 4,7, кормоуборочных комбайнов — 4,3 процента.

В целом же темпы замены оборудования можно и увеличить, полагают некоторые эксперты.

— Сейчас доля импортной техники, несмотря на ее более высокую цену и сложный сервис, превышает 65 процентов, за последний год доля российской техники выросла только на 3,7 процента. Для решения этой задачи, в рамках прогноза минсельхоза, будут приниматься меры поддержки отечественного сельхозмашиностроения. Планируется, что объем продаж тракторов к 2021 году достигнет 12,5 тысячи, к 2025 году — 13,4 тысячи, к 2030 году — 14 тысяч единиц техники. Соответственно, рынок зерноуборочных комбайнов достигнет 7100, 7600 и 8100 единиц, — комментирует первый замруководителя фракции ЕР в Госдуме Виктор Кидяев.

Обновленную госпрограмму минсельхоз планирует внести в правительство до конца года. При этом, отмечается в документе, в случае выделения дополнительных средств на государственную поддержку инвестиционной деятельности и техническую модернизацию, планируется также докапитализировать Россельхозбанк и Росагролизинг.

Напомним, что ранее о необходимости докапитализации Росагролизинга уже говорили Алексей Лавриненко, зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам, а также Михаил Щетинин, представитель Алтайского края в Совете федерации, предложивший выделить организации, обеспечивающей модернизацию хозяйств в регионах страны, 30 миллиардов рублей в текущем году.

Как утверждают эксперты, результаты не заставят себя ждать. Например, в этом году Удмуртия возобновила участие в программе обновления парка сельхозтехники, которую реализует «Росагролизинг». Получателями техники по системе федерального лизинга стали 12 сельхозпредприятий Удмуртии. В общей сложности по программе «Росагролизинга» машинно-тракторный парк АПК региона в текущем году обновится на 13 единиц техники отечественного производства. Особая гордость «Росагролизинга» — результаты работы в Саратовской области, где за счет поставки техники ООО «Родина», несмотря на ежегодную засуху, за 6 лет смогло в 50 раз увеличить объемы производства зерна.

А в Предгорном районе Ставропольского края возводится молочно-товарный комплекс — «Агрофирма «Село Ворошилова» планирует построить комплекс с доильным залом по типу «карусель» на 2,7 тысячи голов дойного стада. По словам главы регионального минсельхоза Алексея Руденко, новый молочно-товарный комплекс позволит увеличить производство высококачественного молока в сельхозорганизациях до 20 процентов.

В Ленобласти в прошлом году ряд компаний также решили увеличить объемы производства сырого молока за счет увеличения поголовья и модернизации производств. За 1 миллиард рублей планируется решить проблему нехватки сырья для молочной промышленности в регионе. Сырое молоко здесь дороже, чем в других регионах.

Кроме того, пять инвесторов региона задумались о создании на территории Ленобласти заводов по производству сыров общей стоимостью 2 миллиарда рублей. Сейчас эта ниша в регионе практически не занята. Причем, как полагают региональные чиновники, инвесторы смогут рассчитывать на компенсацию прямых понесенных затрат за счет средств регионального бюджета.

Благодаря новой технике, хозяйство в Саратовской области за 6 лет увеличило объемы производства в 50 раз
В целом же, согласно данным рейтинга инвестиционной активности регионов за сентябрь 2018 года, первое место по инвестициям в АПК (26 процентов всего объема) заняла Липецкая область. Завод сухих дрожжей Angel Yeast планируется к запуску в октябре — ноябре 2018 года. Angel Yeast будет выпускать кормовые, пищевые и спиртовые инстантные дрожжи, а также сырье для производства лекарств. На финальную стадии проектирования — завод «ЗГПК «КорнБиоТех» по глубокой переработке кукурузы в селе Казаки Елецкого района Липецкой области. Компания будет специализироваться на глубокой переработке кукурузы и производстве кукурузного крахмала, основы для изготовления масла, глютена, ингредиентов и готового корма для животных и птиц. Кроме того, агрофирма «Овощи Черноземья» получила от Россельхозбанка кредит в размере 1,7 миллиарда рублей на строительство второй очереди тепличного комплекса в Усманском районе области.

На втором месте — Приморский край с 18 процентами инвестиций в АПК. Здесь дан старт производству «Русагро» в ТОР «Михайловский» Приморского края. Это самый крупный проект в России по строительству свинокомплексов мощностью 82 тысячи тонн, производства комбикорма и комплекса мясопереработки. Первая продукция появится в начале 2019 года, а выйти на полную мощность предприятие планирует в 2020 году.

Кроме того, администрация края, АО «Россельхозбанк» и ООО «НК Лотос» заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве в реализации масштабного инвестиционного проекта по созданию тепличного хозяйства стоимостью около 3 миллиардов рублей. А в ТОР «Надеждинская» создадут производство биотехнологических кормов. Компания намерена производить биотехнологические кормовые белки, аминокислоты, витамины, ферменты и продукты на их основе для развития кормовой базы региона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *