Методы поиска идей

Методы поиска идей и создания инноваций

Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

  1. Методы психологической активизации мышления.
  2. Методы систематизированного поиска.
  3. Методы направленного поиска.

Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.

Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Методы психологической активизации мышления

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

Наиболее известные методы психологической активизации:

  • Мозговой штурм
  • Обратная мозговая атака
  • Теневая мозговая атака
  • Корабельный совет
  • Метод фокальных объектов
  • Аналогии. Синектика
  • Метод «Приемы аналогий»
  • Оператор РВС
  • Конференция идей
  • Метод маленьких человечков
  • Метод гирлянд ассоциаций и метафор
  • Метод «Шесть шляп мышления»
  • Метод «Коучинг»

Методы систематизированного поиска

  • Списки контрольных вопросов
  • Морфологический анализ
  • Функциональный анализ
  • Функциональный метод проектирования Мэтчетта
  • Метод фокальных объектов
  • Метод гирлянд ассоциаций и метафор
  • Метод многократного последовательного классифицирования
  • Метод синтеза оптимальных форм
  • Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений
  • Метод «Пять почему»
  • Функционально-физический метод поискового конструирования Р. Коллера
  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Методы управления

  • Метод «Шесть сигм»
  • Метод «Семь инструментов управления качеством»
  • Метод «Семь основных инструментов контроля качества»
  • Метод «ABC-анализ»
  • Метод «Бережливое производство»
  • Метод «PDPC»
  • Метод «Контрольный листок»
  • Метод Дельфи
  • Метод «Диаграмма разброса»
  • Метод «Диаграмма сродства»
  • Метод «Диаграмма связей»
  • Метод «Диаграмма Парето»
  • Метод «Гистограммы»
  • Метод «Диаграмма Исикавы»
  • Метод «Контрольные карты»
  • Метод «Матрица приоритетов»
  • Метод «Модель Кано»
  • Метод «Аутсорсинг»
  • Метод «Параллельная инженерная разработка»
  • Метод «Развертывание политики»
  • Метод «Защита от ошибок»
  • Метод анализа видов и последствий отказов
  • Метод «ABC»
  • Метод «Бенчмаркинг»
  • Методы Тагути
  • Метод «Стрелочная диаграмма»
  • Метод «Стратегические карты»

Вокруг нас тысячи бизнес идей, буквально на каждом шагу. Конечно, 999 идей из них никогда не превратятся в курицу, несущую золотые яйца. Но, этого и не требуется. Мотивы поиска своей идеи у каждого человека свои. Главное найти свою идею для бизнеса. К сожалению, не все идеи можно реализовать сейчас. Какие-то ждут своего часа в будущем. Представляем — забытые бизнес идеи из 2016 года.

Главное преимущество таких забытых идей — их действительно забыли. Хотя, возможно актуальность такого бизнеса стала как-никогда высокой. Главное ухватить смысл. А уж там… трудолюбие и терпение помогут превратиться ей в высокодоходный бизнес.

Возможен и другой вариант развития событий, на основе забытых бизнес идей можно придумать свою, отличную идею для заработка. История помнит такие случаи. Хотя бы взять популярные газированные напитки Кока-кола и Пепси. Знаете ли вы, что изначально они были придуманы как сиропы от кашля. А уж потом. Или вот, более актуальный пример, одной писательнице отказывали в публикациях, а писала она свои рукописи в кафе. А теперь семь ее книг — бестселлеры. А главный герой-волшебник «оброс» фантами от 7 до 77 лет. Тоже ведь бизнес идея — найти интересный текст от неизвестного писателя, опубликовать его и получать пожизненную прибыль от переизданий, символики и сувениров.

Кстати, лондонское метро зарабатывает гораздо больше денег на сувенирах (за счет некоторых особенностей строения станций) чем на перевозке пассажиров. На станциях повсеместно можно увидеть надпись «Mind the Gap», что приблизительно означает «Обращайте внимание на расстояние между поездом и платформой». Дело в том, что многие станции и, следовательно, платформы имеют изогнутые формы, и расстояние между поездом и платформой может достигать 20 см. Надпись стала настолько крылатой и популярной — ее печатают на кружках, футболках, значках и других сувенирах. И даже 4 студийный альбом популярной группы Scooter носит одноименное название.

Надписи не один десяток лет. А ее популярность гораздо моложе. И ведь пришла кому-то данная идея сделать ее сувенирной? Пришла. И вам придет. Покопаться в забытых идеях бизнеса и придет. А где же идеи? Да вот они!

Самые забытые бизнес идеи из 2016 года

Почему из шестнадцатого, а не из пятнадцатого? Список составлен на основе статистики за 2016 год. Все просто.

  1. Бизнес на планировании,
  2. Бизнес по подбору программ кредитования,
  3. Обучение любительским танцам,
  4. Блокнот для веб-дизайнера,
  5. Как открыть частное охранное предприятие,
  6. Туристический туризм на оккультизме,
  7. Открываем курсы молодости и красоты,
  8. Заказ вещей по каталогу с примеркой,
  9. Как заработать на изготовлении надгробий,
  10. Агентство по защите прав звезд шоу-бизнеса,
  11. Продаем маркеры — помогаем детям,
  12. Как открыть парикмахерскую для детей,
  13. Бригада грузчиков для работы на оптовых базах,
  14. ,
  15. История успеха молодых миллионеров.

3. Матрица возможностей

Эта техника известна также как метод морфологического анализа Фрица Цвикки. Её суть — придумать как можно больше решений для отдельных частей задачи и скомбинировать их случайным образом.

  • Сформулируйте задачу.
  • Нарисуйте таблицу 5 на 10.
  • Первый ряд ячеек — «Характеристика». Выпишите сюда основные параметры задачи.
  • Придумайте для каждого параметра свойство и запишите в остальных рядах. Выбирайте абсурдные идеи, а не стандартные.
  • Компонуйте отдельные ячейки в столбцах и оценивайте, насколько результат соответствует поставленной задаче.
  • Выпишите понравившиеся идеи.

Ниже — матрица возможностей для дизайна пакета молока.

Характеристика / свойство 1 2 3 4 5
Формат Кружка в виде вымени Вытянутая бутылка Железная банка, 0,33 л Треугольный пакет Перчатка
Материал Крафтовая бумага Пупырчатая упаковка Закалённое стекло Кожа / замша Глина
Главное изображение Человек пьёт из одной миски с котом Коровы и козы загорают на пляже Солнце пьёт молоко Дети уезжают из города в деревню Доярка становится президентом

Самое главное — выбрать самые существенные параметры и выключить внутреннего критика на этапе заполнения таблицы. Так вы сможете придумать как можно больше невероятных вариаций.

6. Инсайтный метод

Это известный и доступный метод, которым пользовались художник Сальвадор Дали, мыслитель Рене Декарт и многие другие великие. Техника позволяет работать со своим подсознанием и вылавливать идеи, о наличии которых вы сами не подозревали. Суть — фиксировать содержание снов и использовать эту информацию для решения задач. Также можно использовать идеи, пришедшие к вам во время долговременной медитации.

  • Возьмите тетрадку или блокнот и положите рядом с кроватью вместе с ручкой. Это будет ваш дневник сновидений.
  • Перед тем как лечь спать, сформулируйте задачу, которую хотите решить.
  • Утром, в первые пять минут после пробуждения, запишите всё, что вам снилось. Не анализируйте написанное.
  • Чтобы помочь себе, попробуйте ответить на следующие вопросы:
    • Какие люди, вещи, места, события мне привиделись?
    • Какие самые яркие образы сновидения мне запомнились?
    • Какие ассоциации у меня возникают?
    • Какое чувство я испытывал во время сновидения?
    • Какие связи я вижу между своей задачей и содержанием сна?

С первого раза вы можете не увидеть связи между сном и задачей. Чтобы запомнить больше снов, привыкайте вставать без будильника. Часто гениальные идеи приходят в голову не во сне, а когда мы засыпаем. Если с вами такое случится, обязательно дотянитесь до блокнота и запишите мысль.

8. Бисоциация

Эта техника обратна предыдущей: вам придётся искать не ассоциаций, а, наоборот, комбинировать идеи, которые друг с другом не связаны. Вам нужно будет сопоставить задачу с уже известным процессом из совершенно другой сферы. Технику описал писатель и журналист Артур Кёстлер.

  • Сформулируйте задачу.
  • Нарисуйте таблицу с двумя колонками. Запишите в левой несколько процессов, не относящихся к задаче. В правой колонке запишите процессы, к задаче относящиеся.
  • Найдите параллели между процессами в колонках. Подумайте, как можно использовать эти сопоставления для решения задачи.
  • Фиксируйте возникающие идеи.
  • После перерыва выберите лучшие и доработайте их, если требуется.

Примерно так должна выглядеть ваша таблица, если вы хотите подарить другу картину, но не знаете, что нарисовать.

Не относятся к задаче Относятся к задаче
Охота на медведя Выбрать материалы
Химчистка пухового одеяла Выбрать цвета
Покрасить забор Нарисовать картину
Приготовить овсяную кашу Придумать сюжет
Умыться родниковой водой Подарить картину
Залить бензин Написать поздравление
Написать жалобу Упаковать подарок

Успех зависит от умения рассматривать процессы отвлечённо друг от друга. Разорвав шаблоны мышления, вы найдёте связи между не связанными друг с другом понятиями.

10. Катена

Катена — словесная игра, которая заключается в связывании двух слов в цепочку (катену) при помощи слов-ассоциаций. Ваша задача — выписать цепочки слов на бумаге и доработать появившиеся идеи.

  • Сформулируйте задачу и запишите её.
  • Выделите в формулировке задачи 2–3 ключевых слова.
  • Запишите их на бумаге так, чтобы они стояли поодаль друг от друга. Вам предстоит прописывать цепочки слов между ними.
  • Определитесь с правилами.
    • Какие слова можно придумывать: существительные, прилагательные, глаголы?
    • Какие формы связей допустимы между словами: по контексту или по аналогии? Связь по контексту возникает из типичных жизненных ситуаций, связанных со словом. Например, шампунь — душ. Связь по аналогии возникает как общее при сопоставлении двух слов. Например, ветер — свист, облако — вата.

  • Постройте по 2–3 цепочки ассоциаций между ключевыми словами.
  • Используйте слова из цепочек как стимулы для нахождения идей.
  • Фиксируйте возникшие идеи.
  • После перерыва выберите лучшие идеи и доработайте их.

Техника подходит для раскачки воображения и снятия ментальных блоков. Строгость соблюдения правил не играет особой роли.

11. Фила

Название техники происходит от греческого слова «фила» — части племени, произошедшей от одного родоначальника. Суть техники — обратиться за советом к реальным или вымышленным людям, которые оказали на вас положительное влияние.

Чтобы воспользоваться этой техникой, составьте для начала филу — группу советников, которые будут вам помогать.

  • Подумайте и выберите 3–5 человек, которые оказали на вас наибольшее влияние. Это могут быть близкие, знакомые или кумиры.
  • Составьте для каждого члены филы досье. Соберите в одном месте их фотографии, биографии, произведения, письма, цитаты — всё, что кажется интересным и важным.

Составив филу, приступайте к решению задачи.

  • Сформулируйте задачу.
  • Выберите советника из состава филы.
  • Выберите случайным образом совет из собранного досье. Это может быть ключевое слово или цитата.
  • Постройте связи между советом и задачей.
  • Спросите себя, как бы ваш советник решил эту задачу, что ответил бы на вопрос. Либо представьте, что вы устроили совещание с советником, и постарайтесь услышать его ответ.
  • Записывайте возникающие идеи.
  • Переходите к следующему совету или выбирайте другого советника, пока не получите достаточное количество идей.
  • После перерыва отберите многообещающие идеи и создайте решения на их основе.

Вы можете посвятить не один месяц составлению досье для каждого участника филы. Чем больше информации вы найдёте по каждому советнику, тем проще вам будет решать задачи.

13. Техника шести шляп Эдварда де Боно

Эту ролевую технику придумал эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно. Ваша задача — рассмотреть проблему с шести точек зрения.

  • Соберите команду из шести человек.
  • Сформулируйте задачу.
  • Раздайте каждому участнику команды по предмету (шляпе) одного цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, белый и синий. Каждый цвет обозначает свою роль.
  • Участники рассматривают проблему в соответствии с данной им ролью.
  • Идеи высказывают свободно, как во время мозгового штурма, и фиксируются на доске.

Таблица покажет, какие роли соответствуют каждой шляпе.

Цвет шляпы Роль
Красная шляпа Отвечает за эмоции, предчувствия, интуицию
Жёлтая шляпа Описывает выгоды и преимущества
Чёрная шляпа Учитывает недочёты и возможные риски
Зелёная шляпа Генерирует идеи
Белая шляпа Озвучивает факты и цифры
Синяя шляпа Ведущий, контролирует смену шляп

Успех зависит от того, насколько хорошо каждый участник может задействовать разные виды мышления для решения проблемы. Ведущий должен напоминать участникам об их ролях и не позволять примерять до положенного времени чужие роли. Сессия заканчивается, когда каждый участник примерит все шесть шляп.

Методы направленного поиска

Метод балльных оценок сильных и слабых сторон объектаиспользуется при определении направлений совершенствования и развития выпускаемой продукции, рекламы, бизнес- и производственных процессов, организационных структур. Метод включает следующие шаги:

1) Составляется список всех материальных частей, функций, характеристик и свойств объекта.

2) Для каждого элемента 1-го списка составляется список его недостатков.

3) Для каждого элемента 2-го списка составляется список предложений по их устранению.

4) Для каждого элемента 3-го списка составляется список положительных сторон и недостатков каждого предложения.

5) Производится оценка положительных сторон и недостатков каждого предложения по некоторой шкале, например от –10 до +10. Положительные стороны оцениваются положительными баллами, а недостатки – отрицательными.

6) Для каждого предложения определяется его креативная сила как сумма положительных и отрицательных баллов.

7) Выбираются те предложения, которые имеют максимальную креативную силу (сумму баллов).

8) Проводятся оценки затрат, результатов и реализуемости выбранных предложений.

Для составления рассматриваемых списков и проведения балльных оценок формируются группы экспертов. Метод реализуется с помощью ЭВМ.

Метод синтеза оптимальных форм относится к классу методов математического программирования. С математической точки зрения метод включает два этапа:

1) выбирается такое пространство параметров объекта, в котором для рассматриваемой задачи можно описать все множество возможных его форм, в т. ч. новых;

2) реализуется алгоритм поиска экстремума в выбираемых подпространствах.

Данный метод может иметь различные математические реализации, он относится к одному из направлений автоматизации поискового проектирования и конструирования.

Функционально-физический метод поискового конструирования Р. Коллера. Данный метод разработан профессором Р. Коллером и его учениками (ФРГ) в 1975 г. и предназначен для синтеза технических систем (ТС) на новых принципах действия.

В основе метода лежат три составляющих:

1. Анализ функций технических систем и их элементов.

2. Систематизированный банк данных физических эффектов (ФЭ).

3. Программа поиска новых физических принципов действия объекта и реализующих их технических решений.

Исходя из того, что любая ТС характеризуется наличием в ней организованных потоков энергии, вещества или информации, все эти системы Р. Коллер делит на три класса:

· машины, осуществляющие преобразование энергии;

· аппараты, осуществляющие преобразование веществ;

· приборы, осуществляющие преобразование (переработку) информации.

Предложенная Р. Коллером последовательность операций позволяет перейти от постановки задачи к ее принципиальному решению.

К достоинствам метода можно отнести организацию фонда ФЭ, удобную для поиска нового принципа действия ТС. Однако отсутствие критериев для выбора наилучших вариантов среди множества возможных ведет к необходимости рассмотрения очень большего числа вариантов.

Следует отметить неоднозначность синтеза функциональной структуры, многовариантность действий, зависящих от субъективных факторов.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработана как альтернатива многочисленным и малоэффективным методам активизации перебора вариантов, целью которой – «превратить процесс решения изобретательских задач в точную науку». Теория решения изобретательских задач появилась в СССР в 60-х годах, ее основателем является Г.С. Альтшуллер – писатель, инженер, изобретатель.

В настоящее время методика ТРИЗ получила распространения во многих странах при разработке инновационных проектов .

ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией, которая помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.

В ТРИЗ в качестве главного принципа стало изучение и использование в изобретательстве законов развития технических систем.

Основным инструментом ТРИЗ являлся Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию. В своем развитии АРИЗ прошел ряд модификаций, в т.ч. АРИЗ-77 и АРИЗ-85В.

В процессе развития ТРИЗ сформировались самостоятельные направления и школы, а ТРИЗ-методики, помимо инженерных разработок используются в решении бизнес-задач, в рекламных, избирательных кампаниях, в построении научных гипотез и методик, в педагогической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *