Кассовые разрывы

Редактор статьи:

Наталья Голобурда

Продакт менеджер Получить консультацию Актуальность статьи проверена:
22.11.2018

Такое явление, как кассовый разрыв, рано или поздно проявляется в экономической деятельности почти каждого предприятия. Само по себе оно не всегда является следствием плохого управления, недостаточно четкого планирования или организационного хаоса, который свойственен некоторым современным компаниям.

Часто кассовый разрыв возникает под влиянием внешних факторов или неких третьих лиц, на которых ответственный менеджмент компании повлиять никак не может.

Яркий пример таких факторов – валютные поступления на счета юридических лиц в России: сделка прошла, работы выполнены, акты подписаны, иностранная компания оплачивает услуги российской фирме. И тут включается работа валютного контроля. Каждый из платежей в очереди исполнения одного контракта (или разных сделок) всегда будет проходить по совершенно новому сценарию: сегодня платеж пройдет день в день, завтра придется его ждать три дня, третий платеж зависнет на неделю, а четвертый придется искать путем написания жалоб и угроз обращения в ЦБ России из-за действий местного банка.

То есть мы получаем ситуацию, когда возник кассовый разрыв – фирма-получатель денежных средств признала свои расходы, и, допустим, уже оказала услуги, рассчитывая на приход валютных поступлений, которые задержались из-за банковской бюрократии.

В любом подобном примере кассовый разрыв – это ситуация когда фирме не хватает денежных средств на счетах и в кассах для того, чтобы покрывать свои траты в полном объеме и в указанный срок. Обязательство оплаты может уже наступить, а возможностей для исполнения нет.

Временной кассовый разрыв – ситуация типичная, если под кассовым разрывом подразумевается временная невозможность компании по оплате своих обязательств в срок. Но существует и другая сторона медали, когда дело касается собственных ресурсов бизнеса.

Пример 1. Оптовая торговля: фирма покупает товары крупным оптом и перепродает мелким. Происходит задержка в поступлении платежей сразу от пяти-семи-десяти небольших клиентов в среднем с суммой закупки около 100 000 рублей, к примеру, из-за праздников или отсутствия финансовой дисциплины плательщика. Образуется кассовый разрыв равный миллиону рублей (10 клиентов). Компания не может произвести закупку новой партии товара, чтобы поддерживать обороты в прогрессивном состоянии, поэтому у нее могут начаться просрочки поставок, срыв согласованных объемов закупок и так далее по цепочке.

Пример 2. Микрофинансовая компания: В последние пять-семь лет микрофинансовые компании стали крайне популярны в России в связи с растущим спросом населения на краткосрочные займы. Когда может возникнуть кассовый разрыв в микрокредитной компании? Он возникает в тот момент, когда спрос на услуги превышает наличные финансовые ресурсы такой компании, за исключением тех, которые уже находятся в обороте. То есть компания хочет выдавать новые кредиты, потому что стоит очередь, а денег на выдачу нет. В данном случае деньги это товар.

Оба этих примера наглядно иллюстрируют, какими бывают виды кассовых разрывов и как они могут сказываться на оперативной работе компании. В первом случае компания становится должником по своим обязательствам, а во втором примере – она упирается в барьер для собственного роста, который и представляет собой кассовый разрыв.

Стандартная схема возникновения кассовых разрывов

В цивилизованных компаниях с правильным менеджментом большой блок работы в плане финансового прогнозирования посвящен вопросу прогнозирования кассовых разрывов и подготовке различных комбинированных инструментов способных обеспечить покрытие кассового разрыва, если таковой возникнет. Основными инструментами прогнозирования, нацеленного на исключение кассовых разрывов, являются оперативное и финансовое планирование.

Как избежать кассовых разрывов

  1. Ведение календаря поступлений денежных средств и платежного календаря расходов – отлично поможет в прогнозировании денежных потоков для заблаговременного анализа возможных кассовых разрывов и поиска управленческих решений. Наиболее эффективно, как показывает практика, переходить на этапную систему платежей, когда часть входящих денег расходуется на оперативные траты, а другая часть аккумулируется для следующих платежей. Профессиональный экономист-финансист легко сможет сформировать такой график входящих/исходящих транзакций, которые позволят покрыть все обязательства компании, если не вмешаются внешние обстоятельства, на которые менеджмент компании не может повлиять.
  2. Избежать кассовых разрывов помогут жесткие условия входящих платежей и максимально гибкие для исходящих. Например, можно большинство своих сделок с клиентами оформлять с предоплатой, как минимум, в размере себестоимости контракта, а оставшуюся часть согласовывать к оплате сразу после фактического оказания услуг по согласованным обеими сторонами актам выполненных работ в виде электронных копий с досылом оригиналов позже. В формате обязательств – не привязываться к конкретным датам платежей, согласовывая диапазоны «от и до» по времени перечисления денег за оказанные услуги. Иметь в запасе управленческие козыри, например, в виде повышенных требований к закрывающим документам, что позволит отсрочить оплату на какой-то срок. По возможности согласовывать оплаты обязательств по факту получения расчета от покупателя товара (т.е. только после возникновения входящего cash flow).
  3. Регулярный анализ и инвентаризация дебиторской задолженности с последующими действиями по ее взысканию при необходимости. Сформировать показатели кредитного лимита для каждого клиента и не выходить за установленные рамки.
  4. Планировать свои оперативные и стратегические расходы, формируя грамотное управление движениями денежных потоков на предприятии. При планировании расходов дробить их по датам и секторам, в соответствии с календарем поступлений и расходов, оплачивая пропорционально возможностям по выручке каждую статью кредиторской задолженности в той последовательности, которая наиболее отвечает бизнес-задачам на текущий момент. Проще говоря, если стоит вопрос, сформировать ли резерв для покрытия возможных превышений бюджета по проекту или выплатить бонус ТОП-менеджерам – выбрать рациональный вариант в условиях экономической конъюнктуры компании.
  5. Сформировать комбинированный пакет инструментов, которые позволят в экстренной ситуации быстро привлечь необходимые пассивы на покрытие «must have» расходов. К данной группе финансовых возможностей относится, например, овердрафт, товарный кредит, кредитная линия в банке или факторинг, возможности по передаче в залог имущества компании или привлечения займов от юридических лиц или учредителей компании.
  6. Формировать финансовые резервы – запас денежных средств, предназначенный для обеспечения бесперебойного финансирования расходов.

Способы устранения кассовых разрывов

Исходя из рассмотренных нами примеров возникновения и борьбы с кассовыми разрывами, становится очевидно, что в этом явлении нет ничего критического при наличии рационального подхода к финансовому менеджменту. С кассовыми разрывами однажды сталкивается каждая компания, а малый частный бизнес по большому счету все время живет в состоянии перманентного кассового разрыва в виду высокой экономической нестабильности в нашей экономике. Конечно, цивилизованный путь развития фирмы – работа без кассовых разрывов (или стремиться к минимизации), но периодически нужно быть готовыми к проявлению этой особенности взаиморасчетов и иметь под рукой готовые сценарии для быстрого решения этой проблемы и устранения ее последствий.

Дополнительные источники финансирования для покрытия кассовых разрывов

Но даже если в организации разработаны и четко функционируют системы управленческого учета, бюджетирования и планирования движения денежных средств, это не означает, что наличных денег всегда будет достаточно для проведения необходимых платежей.

Каждая организация стремится развиваться и расти, однако значительный рост только за счет собственных оборотных средств невозможен.

И здесь стоит говорить о поиске дополнительных источников финансирования, необходимых, в том числе, и для покрытия кассовых разрывов, вызванных развитием и ростом бизнеса.

Российским компаниям в настоящее время доступны несколько способов финансирования.

Их можно разделить на три группы:

1 группа – финансирование за счет собственных средств.

Собственные средства организации – это, прежде всего, чистая прибыль, которую собственники решили направить не на выплату дивидендов, а на развитие бизнеса.

Иногда в целях покрытия кассовых разрывов учредители оказывают безвозмездную финансовую помощь.

К внутренним способам финансирования можно также отнести продажу непрофильных активов.

2 группа – долговое финансирование.

В настоящее время российские предприятия наиболее активно используют привлечение долгового финансирования.

К инструментам долгового финансирования относятся:

  • кредиты банков, овердрафт;

  • перекредитование банковских кредитов;

  • займы физических и юридических лиц;

  • товарный (коммерческий) кредит;

  • реализация дебиторской задолженности компании-фактору (факторинг);

  • лизинг;

  • векселя;

  • облигации.

3 группа – долевое финансирование.

Долевое финансирование существенно отличается от долгового финансирования.

Долевое финансирование предполагает привлечение денежных средств на безвозвратной основе и без процентов.

Долевое финансирование – это продажа пакета акций (доли бизнеса) стратегическому инвестору или на открытом рынке.

Необходимо отметить, что долевое финансирование имеет не только достоинства, но и недостатки.

К таким недостаткам долевого финансирования можно отнести:

  • риски, связанные с продажей части бизнеса;

  • необходимость публичного раскрытия максимальной и полной информации о деятельности компании (при продаже акций на открытом рынке);

  • сложная и достаточно дорогостоящая процедура подготовки предприятия к привлечению инвестирования;

  • ограничения по минимальной сумме привлечения инвестирования.

Таким образом, четко отстроенная система планирования движения денежных средств и использование различных финансовых инструментов позволяет разработать и внедрить в организации сбалансированную финансовую стратегию.

При этом применение такой финансовой стратегии будет способствовать решению проблемы кассового разрыва и стабильному и эффективному развитию предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *