Как найти поставщиков

Сотрудничество с поставщиками

Предприятия всего мира сталкиваются с постоянно обостряющейся конкуренцией на рынках. Важное значение в этих условиях приобретает установление взаимовыгодного сотрудничества предприятия со своими деловыми партнерами. Современная концепция обеспечения качества исходит из того, что предприятие может извлекать выгоду из установления взаимовыгодного сотрудничества со своими поставщиками и партнерами, которое направлено на то, чтобы организовать четкий и открытый обмен информацией и улучшить про­цессы деятельности.

Имеются различные возможности организации работы предприятия со своими поставщиками и партнера­ми, например:

  • оптимизация количества поставщиков и партнеров;

  • установление двусторонней связи на наиболее соответст­вующем уровне обеих организаций для содействия быстрому реше­нию проблем и устранения дорогостоящих отсрочек или споров;

  • сотрудничество с поставщиками при утверждении возмож­ностей их процессов;

  • мониторинг способности поставщиков поставлять соответст­вующую продукцию;

  • поощрение поставщиков выполнять программы постоянного улучшения и принимать участие в совместных инициативах по улучшению;

  • вовлечение поставщиков в деятельность организации по проектированию и разработке с целью обмена знаниями и улучше­ния выпуска и поставки соответствующей продукции;

  • вовлечение партнеров в определение запросов по закупкам и совместную разработку стратегии;

  • оценивание, признание и вознаграждение усилий, проявлен­ных поставщиками и партнерами.

Особое значение при организации сотрудничества с поставщиками предприятия должны уделять возможности привлечения сторонних ресурсов.

Привлечение сторонних ресурсов–это передачаорганизацией некоторых своих деловых процессов в распоряжение других организаций-поставщиков.

Привлечение сторонних ресурсов становится современным методом ведения бизнеса потому, что предприятия любого размера и профиля осознали возможность увеличения своих прибылей и сохранения своих позиций на переднем крае происходящих перемен за счет передачи части непрофильных для себя функций тем предприятиям-поставщикам, для которых они являются основными. Другими словами, если есть кто-либо, способный выполнить работу быстрее, дешевле и лучше, то не следует пытаться делать ее самому, ее следует отдать «на сторону». «Душой» любой организации является умение хорошо делать то, что составляет сердцевину ее деятельности.

Ключевым в привлечении сторонних ресурсов является передача управления поставщику, то есть предприятие не диктует поставщику, как ему следует выполнять его задачу, но сосредотачивает свое внимание на том, чтобы довести до поставщика информацию о том, что он желает у него приобрести. Он оставляет процесс выполнения предъявленных им требований на усмотрение поставщика. Передача контрольных функций служит источником дополнительных прибылей, поскольку поставщик значительно лучше предприятия разбирается в процессе. Предприятие, пытающийся диктовать, как должен протекать тот или иной процесс, снимает с поставщика ответственность за конечный результат, что служит одним из наиболее ценных сторон привлечения сторонних ресурсов.

Основными причинами, по которым предприятия чаще всего прибегают к привлечению сторонних ресурсов для осуществления своей деятельности, являются:

  • сокращение производственных расходов и управление ими;

  • повышение качество производственного процесса;

  • повышение целенаправленности своей деятельности;

  • высвобождение собственных ресурсов для других целей;

  • сокращение продолжительности производственного цикла;

  • снижение рисков;

  • обеспечение гибкости;

  • превращение основных средств в оборотные и т.д.

Необходимость совершенствования всех аспектов деятельности компании наряду с концентрацией усилий на ее ключевых операциях делает привлечение сторонних ресурсов главным условием конкурентоспособности в условиях обостряющейся конкуренции на рынке.

Привлечение ресурсов «со стороны» является единственным доступным средством совершенствования деятельности компании, позволяя ей урезать расходы и использовать высвобождающееся время и финансовые возможности только в ключевых областях.

На этапе подготовки заявки

При ознакомлении с проектом контракта стоит убедиться, что в нем содержатся конкретные характеристики требуемого товара и критерии его приемки заказчиком, а также сроки приемки и время, отведенное на устранение недостатков.

В отношении товаров в закупочной документации могут приводиться определенные ГОСТы и другие нормативы, которым они должны соответствовать. Помимо этого, заказчики могут прописать такие критерии приемки: партия должна состоять из однородного товара, целостность упаковки не должна быть нарушена, продукты питания или лекарственные средства должны иметь определенный срок годности, поставщик должен представить документы, подтверждающие качество продукции.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В отношении работ и услуг при приемке будут проверяться такие параметры: соответствуют ли они ГОСТам, СНиПам и другим нормативам, выдерживает ли исполнитель оговоренные контрактом сроки, а также были ли достигнуты в результате выполнения работ или оказания услуг поставленные цели (например, было отремонтировано оборудование, после чего выросла его производительность).

Если точных оценочных критериев или сроков приемки в закупочной документации нет, лучше запросить у заказчика разъяснения на этот счет. Участвовать в процедуре следует лишь в том случае, если все ее условия, в том числе о приемке, прозрачны и понятны.

На этапе исполнения

Замена объекта закупки

Необходимо помнить о том, что после подписания контракта заменять один товар другим исполнитель права не имеет. Единственное исключение — поставка более подходящего по характеристикам товара. Но одного лишь мнения поставщика, что новый товар лучше указанного в контракте, недостаточно. Во-первых, необходимо, чтобы возможность замены была предусмотрена контрактом. Во-вторых, нужно заручиться согласием заказчик, причем в письменном виде. В-третьих, нужно провести экспертизу и получить заключение о том, что характеристики новой продукции действительно лучше.

Далеко не всегда заказчики соглашаются на замену объекта закупки, даже несмотря на то, что могут получить более подходящий товар. Так что лучше на такой маневр не рассчитывать, а придерживаться условий подписанного контракта.

Поставка эквивалента

Часто бывает так, что заказчик хотел бы закупить товар определенной марки или производителя, однако прямо указывать это в документации без добавления «или эквивалент» запрещено. Тогда заказчик перечисляет конкретные характеристики необходимых ему товаров, как бы пытаясь «подогнать» их под нужную марку. Важно следить за тем, чтобы характеристики заявляемой поставщиком продукции укладывались в диапазоны значений, указанные заказчиком в Техническом задании. Иначе велик риск того, что даже выиграв и исполнив контракт, поставщик не сможет пройти приемку. Ведь если характеристики товара не соответствуют указанным в ТЗ, заказчик может его не принимать.

Следует иметь в виду, что зачастую в расчете на определенный товар заказчики сами идут на нарушение закона. Например, в одной из закупок заказчик отказался подписывать документы о приемке и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке только лишь по той причине, что тот решил поставить малоизвестную марку стирального порошка. Но поскольку предлагаемая исполнителем контракта продукция полностью соответствовала техническому заданию, заказчику пришлось ее принять.

На этапе приемки

Когда контракт исполнен, важно следить за тем, чтобы его приемка сопровождалась составлением всей необходимой документации, причем вне зависимости от ее результата.

Претензий нет

Если заказчик не имеет никаких претензий по поводу исполнения контракта, то он должен подписать товарную накладную и акт приемки. Важно добиться того, чтобы заказчик подписал оба эти документа, хотя в контракте иногда может фигурировать только товарная накладная. Акт приемки — очень важный документ, свидетельствующий о том, что заказчик получил продукцию и не имеет к ней претензий. Либо, напротив, обнаружил недостатки, которые должны быть устранены. В случае возникновения спора по результатам исполнения контракта и обращения в суд понадобится именно акт приемки, а не накладная.

Для составления акта приемки какой-либо конкретной формы законом не предусмотрено. Главное, чтобы в нем были реквизиты и подписи сторон, перечень поставленных товаров, работ или услуг с ценами по каждой из позиций и общей суммой, а также сноска об отсутствии у заказчика претензий к поставщику.

Приемке товара предшествует экспертиза, которая может быть проведена либо комиссией заказчика, либо сторонними экспертами. В последнем случае оформляется экспертное заключение в виде отдельного документа.

Устранимые недостатки

Бывает, что продукция не полностью отвечает требованиям заказчика, но эти несоответствия можно устранить. В этом случае закон позволяет заказчику осуществить приемку после того, как поставщик устранит все недочеты. Например, небольшая часть партии не соответствует ТЗ, и принять такой товар заказчик не может. Однако если продукция будет заменена на соответствующую требованиям, то приемка состоится.

В таком случае заказчик должен составить акт расхождений. В нем перечисляются обнаруженные недостатки, а также предложение их устранить в конкретный срок.

Отказ в приемке

Если заказчик отказывается принимать товар, то отказ составляется в письменном виде, в течение трех дней размещается в ЕИС и направляется поставщику. Обратите внимание, что в случае получения мотивированного и подтвержденного экспертизой отказа в приемке у вас есть 10 дней на то, чтобы исправиться. Также придется оплатить расходы заказчика на экспертизу, и тогда решение об отказе в приемке товара будет отменено. Если в указанный срок заказчик не устранил выявлены недочеты, то контракт будет считаться расторгнутым.

Важный для заказчика момент заключается в том, чтобы отказ был мотивирован и оформлен, как указано выше. При отсутствии объяснений со стороны заказчика следует направить ему запрос с требованием пояснить причину отказа в приемке. Если ответа не последует, целесообразно составить претензию, а если заказчик не отреагирует и на это — придется обращаться в суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *