Государственная экспертиза условий труда

  1. Кто и в какие сроки проводит госэкспертизу условий труда

Государственная экспертиза условий труда – это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы).

Ее проводят следующие органы госэкспертизы (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы):

– федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);

– органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления установлены в абз. 2 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы.

  1. В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда

Как следует из анализа ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2, пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы.

Это даст ему возможность, в частности:

1) сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций;

2) исключить риск привлечения к административной ответственности.

Сокращение затрат работодателя на предоставление гарантий и компенсаций

Проведение госэкспертизы целесообразно, если у работодателя есть сомнения в том, что по результатам спецоценки работникам правильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если такие гарантии и компенсации установлены неверно, например противоречат нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные затраты на их предоставление.

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если результаты госэкспертизы свидетельствуют о неправильном предоставлении гарантий и компенсаций, работодатель обязан провести внеплановую спецоценку на основании предписания государственного инспектора труда. Только по ее итогам можно будет установить другие гарантии и компенсации.

Это следует из совокупного анализа п. 6 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке.

Процедура проведения специальной оценки условий труда

К расходам работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, относятся следующие:

– оплата труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);

– оплата ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);

– затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

Исключение риска привлечения к административной ответственности

Если по итогам проверки должностное лицо вынесло необоснованное, по мнению работодателя, предписание об устранении нарушений, касающихся предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель также может инициировать госэкспертизу по оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций.

В этом случае заключение госэкспертизы послужит доказательством соблюдения работодателем трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда, что позволит исключить риск привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ.

  1. В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда

Перечислим некоторые случаи, когда госэкспертиза может проводиться в отношении работодателя, который ее не инициировал.

Случай 1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в абз. 4 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

– органы исполнительной власти.

Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора (ст. ст. 365, 368 ТК РФ). В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям;

– работники;

– профессиональные союзы.

Это установлено в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной.

Плательщики взносов определяют размеры дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов спецоценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах). Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных страховщиков обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в абз. 3 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например:

– сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

– повысить размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);

– предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4 степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Если работник не удовлетворен уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. а п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 4 Порядка проведения государственной экспертизы).

Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, трудовая инспекция в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз.

  1. Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал

Рассмотрим, каким образом работодатель может узнать о проведении государственной экспертизы, которую он не запрашивал.

Если экспертиза проводится по обращению заявителей

Предварительного уведомления работодателя о проведении экспертизы по запросу органа исполнительной власти, работника, профсоюза, органа Фонда социального страхования и других заявителей, указанных в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, не предусмотрено. В открытых источниках соответствующая информация также не размещается.

Данный вывод следует из системного толкования ст. 216.1 ТК РФ, ст. 24 Закона о спецоценке условий труда, Порядка проведения госэкспертизы, Федерального закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В процессе проведения госэкспертизы работодатель может узнать о ней при следующих обстоятельствах:

1) затребование ответственным органом документов или материалов, необходимых для госэкспертизы, в соответствии с п. 13 Порядка проведения госэкспертизы;

2) обращение государственного эксперта (экспертной комиссии) с инициативой посетить исследуемые рабочие места (рабочее место) для получения необходимой информации согласно п. 26 Порядка проведения госэкспертизы;

3) получение от руководителя государственной экспертизы уведомления о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с п. 30 Порядка проведения госэкспертизы.

Кроме того, узнать о госэкспертизе работодатель может после ее окончания, когда получит копию соответствующего заключения согласно п. 40 Порядка проведения госэкспертизы.

Если экспертизу назначает суд

Работодатель, который участвует в судебном деле, может узнать о назначении госэкспертизы в порядке, определенном процессуальным законодательством.

В частности, суд может назначить экспертизу при рассмотрении трудового спора о предоставлении работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда. Работодатель может узнать о таком назначении из определения суда:

1) непосредственно в судебном заседании, в котором вынесено определение о проведении экспертизы;

2) при ознакомлении с материалами дела.

Данный вывод следует из системного толкования ч. 1 ст. 35, ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 79, ч. 1 ст. 80 ГПК РФ.

Если экспертиза проводится по инициативе ГИТ

Уполномоченный орган может провести госэкспертизу по представлению ГИТ в связи с осуществлением, в том числе по заявлению работника, мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением Закона о специальной оценке условий труда (пп. “в” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы). К указанным мероприятиям, в частности, относятся плановые и внеплановые проверки ГИТ, которые проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Это следует из системного толкования ч. 1 ст. 25 Закона о специальной оценке условий труда, ч. 1 ст. 353, абз. 2 ст. 356 ТК РФ, п. п. 7, 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875; далее – Положение), гл. 2 Закона N 294-ФЗ.

В указанном случае работодатель может узнать об экспертизе в процессе или по окончании ее проведения. Предварительное уведомление работодателя о проведении госэкспертизы законом не предусмотрено. О том, что планируется госэкспертиза, ему может стать известно, если ГИТ до начала проверки примет решение о привлечении к ней государственного эксперта (экспертной комиссии). В частности, как следует из ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, перед началом выездной (как плановой, так и внеплановой) проверки до сведения работодателя должна быть доведена информация в том числе о составе экспертов, привлекаемых к проверке.

Эти сведения работодатель может получить также из распоряжения (приказа) о соответствующей проверке, в котором они должны быть отражены. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 353 ТК РФ, ч. 1 ст. 14, пп. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. п. 2, 7, 8 Положения.

Так, перед проведением плановой проверки (не позднее трех рабочих дней до ее начала) копию такого приказа ГИТ направляет работодателю заказным письмом с уведомлением или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Отметим, что в качестве одного из доступных способов оповещения ГИТ используют факсимильные сообщения.

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

  1. Оплата госэкспертизы условий труда

Проведение государственной экспертизы условий труда по инициативе работодателя может быть как платным, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения.

В некоторых случаях сама экспертиза осуществляется бесплатно, однако все необходимые исследования (испытания) и измерения в отношении вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса работодатель оплачивает.

Цель экспертизы Необходимость оплаты
Оценка качества проведения спецоценки условий труда Экспертиза проводится платно (абз. 3 п. 5 Порядка проведения госэкспертизы).

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы также оплачиваются (абз. 1 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)

Оценка фактических условий труда работников Экспертиза проводится бесплатно (п. 6 Порядка проведения госэкспертизы), исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы оплачиваются (абз. 2 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)
Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Экспертиза проводится бесплатно (п. 7 Порядка проведения госэкспертизы)

Нужно ли оплачивать госэкспертизу, за проведением которой в целях оценки качества проведения спецоценки работодатель обратился не в орган госэкспертизы, а в ГИТ?

Ответ: Нет.

Обоснование: В этом случае госэкспертиза будет инициирована ГИТ, а не работодателем. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 2 п. 5, пп. “в” п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если работодатель не произведет оплату или представит заведомо ложные сведения о ней, госэкспертиза не проводится. Это следует из пп. “а”, “в” п. 20 Порядка проведения госэкспертизы.

В случае неоплаты исследований (испытаний) и измерений руководитель госэкспертизы:

1) принимает решение о невозможности проведения госэкспертизы и делает об этом запись в заключении госэкспертизы;

2) направляет копию указанного заключения в гострудинспекцию по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась госэкспертиза, для принятия решения о проведении на данных рабочих местах мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Это предусмотрено в абз. 2, 3 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы.

Работодатель оплатил госэкспертизу в целях оценки качества проведения спецоценки, но не отразил этот факт в заявлении. Могут ли ему отказать в проведении госэкспертизы?

Ответ: Да.

Обоснование: Основания для отказа в проведении госэкспертизы перечислены в п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы. Одним из них является отсутствие в заявлении сведений об оплате госэкспертизы.

Если работодатель произвел оплату, но не отразил это обстоятельство в заявлении, ему могут отказать в проведении госэкспертизы по формальному признаку. Такой вывод следует из пп. “е” п. 11, пп. “а” п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы.

Определение стоимости госэкспертизы

Стоимость госэкспертизы может состоять из двух частей:

– плата за экспертизу;

– плата за проведение исследований (испытаний) и измерений в отношении вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Стоимость проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки вычисляется по формуле, включенной в Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества спецоценки условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.10.2014 N 682н. Как следует из п. 1 названных Рекомендаций, размер оплаты устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Стоимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса определяет руководитель госэкспертизы на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). На это указано в п. 29 Порядка проведения государственной экспертизы.

Порядок и сроки оплаты проведения госэкспертизы

Госэкспертиза условий труда оплачивается до подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. Это следует из пп. “е” п. 11 Порядка проведения госэкспертизы, согласно которому сведения об оплате экспертизы работодателю необходимо внести в указанное заявление.

Оплата исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проводимых в рамках госэкспертизы, работодатель оплачивает отдельно и только в том случае, если он получил соответствующее уведомление от руководителя госэкспертизы.

В течение 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления работодателю необходимо предпринять следующие действия (абз. 1 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы).

Шаг 1. Внести денежные средства на соответствующий лицевой счет органа госэкспертизы.

Шаг 2. Направить в соответствующий орган госэкспертизы документ, подтверждающий оплату проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если госэкспертиза не проводится по причине того, что не соблюдены требования к содержанию заявления о ее проведении и (или) перечню прилагаемых документов, работодателю возвращаются денежные средства, которые он внес в счет оплаты экспертизы. Если основанием для отказа стало представление заведомо ложных сведений или подложных документов, деньги не возвращаются. Это следует из п. 21 Порядка проведения госэкспертизы условий труда.

  1. Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя

Результатом госэкспертизы является заключение с выводом о качестве проведения спецоценки, о правильности предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций работникам либо о соответствии условий труда работников нормативам (п. 34 Порядка проведения госэкспертизы).

Заключение утверждается руководителем государственной экспертизы и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения выдается или направляется непосредственно заявителю (его полномочному представителю) либо в соответствующий судебный орган или ГИТ (п. п. 37, 39 Порядка проведения госэкспертизы).

Последствия госэкспертизы для работодателя

Отрицательные Положительные
Внеплановая спецоценка

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников, занятых на работе с вредными и (или) опасными условиями труда

Привлечение к административной ответственности

Ликвидация организации

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя (в сторону их снижения либо отмены)

Внеплановая спецоценка

Обязанность работодателя провести внеплановую спецоценку в случае получения предписания государственного инспектора труда, основанного на заключении госэкспертизы о некачественном проведении спецоценки или о несоответствии условий труда работников требованиям охраны труда, установлена в пп. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке, ст. 216.1 ТК РФ.

Внеплановая спецоценка должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня получения названного предписания (ч. 2 ст. 17, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о спецоценке).

Сроки проведения внеплановой спецоценки условий труда

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников

В результате пересмотра гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателя могут обязать:

– установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

– выплатить денежные средства, в том числе компенсацию морального вреда.

Это следует из анализа ст. ст. 419, 236, 237, 219, 92, 117, 147 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”.

Если установлено, что труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не оплачивается в повышенном размере, работодатель должен будет выплатить доплату к заработной плате с учетом процентов (денежной компенсации).

Минимальный размер такой компенсации составляет 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре может быть предусмотрен больший размер компенсации (ст. 236 ТК РФ).

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Апелляционные определения Свердловского областного суда от 01.07.2014 по делу N 33-7308/2014 и от 20.06.2014 по делу N 33-7296/2014).

Пересмотр на основании заключения госэкспертизы гарантий и компенсаций в пользу работников возможен как по соглашению с работодателем, так и в результате обращения работников с иском в суд либо с жалобой в ГИТ. При этом работники могут самостоятельно обратиться в Роструд (органы исполнительной власти субъектов РФ) для проведения госэкспертизы до обращения в суд (ГИТ) либо она может быть назначена в ходе рассмотрения иска в суде (жалобы в ГИТ), если ранее не проводилась (п. 3 Порядка проведения госэкспертизы).

Привлечение к административной ответственности

Если госэкспертиза условий труда осуществлялась ГИТ при проведении проверки деятельности работодателя и по ее результатам были выявлены нарушения требований охраны труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (ст. 419, ст. 220 ТК РФ).

Ответственность за нарушения норм о спецоценке условий труда

Ликвидация организации

Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда (пп. “е” п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если при проведении госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом (в том числе когда из-за неправильного проведения спецоценки допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными), они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены. В этом случае по итогам госэкспертизы работодателю необходимо провести внеплановую спецоценку с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. Проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой будут подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Последнее возможно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке изменений условий договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). При этом уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания документа об изменениях, вносимых в трудовой договор, работником и работодателем.

Можно ли снизить размер гарантий и компенсаций с даты утверждения отчета спецоценки, в котором указано, что гарантии и компенсации должны предоставляться работникам в меньшем объеме?

Ответ: Нет.

Обоснование: Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными условиями трудового договора, поэтому снизить либо отменить их можно только после внесения соответствующих изменений в трудовые договоры. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 7 ч. 2 ст. 57, ст. 72, ст. 74 ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающими за охрану труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 216.1 ТК РФ перед государственной экспертизой условий труда стоят следующие задачи:

контроль за фактическими условиями труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве;

контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

контроль за правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

контроль за соответствием проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда проводится на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов. Согласно части 3 статьи 216.1 ТК РФ основанием проведения государственной экспертизы условий труда могут стать:

обращения органов исполнительной власти;

определения судебных органов;

обращения работодателей, объединений работодателей;

обращения работников;

обращения профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

В соответствии с частью 4 статьи 216.1 ТК РФ работники, которым поручено осуществление государственной экспертизы условий труда, имеют право:

на беспрепятственное, при наличии удостоверений установленного образца, посещение для осуществления экспертизы, в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, любых работодателей (организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию;

проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, привлекая в случае необходимости исследовательские (измерительные) лаборатории, аккредитованные в порядке, который установлен федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

Обязанности лиц, проводящих государственную экспертизу условий труда, определены в части 5 статьи 216.1 ТК РФ:

«составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений».

Государственная экспертиза условий труда проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года №244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (далее — Положение №244).

Это Положение устанавливает порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, которая осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Государственной экспертизе условий труда подлежат документация и материалы по условиям и охране труда. В соответствии с пунктом 3 Положения №244 перечень документации и материалов, которые необходимо представить на государственную экспертизу условий труда, определяется Минздравсоцразвития Российской Федерации в зависимости от объекта экспертизы.

Документы и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, которые представляются на государственную экспертизу условий труда, направляются в Федеральную службу по труду и занятости. Документы и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, в том числе проекты строительства и реконструкции производственных объектов направляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ведают вопросами охраны труда.

В соответствии с пунктом 5 Положения №244 органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, могут в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, которая необходима для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документы и материалы, которые представлены на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируют и передают на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти.

Руководитель соответствующего структурного подразделения органа исполнительной власти, который является руководителем экспертизы, формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда, а также подготовку проекта экспертного заключения.

В целях проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист-эксперт или группа специалистов-экспертов из числа штатных и внештатных специалистов, которые обладают соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от сложности экспертных работ и от объема документов и материалов, представленных на экспертизу, но не может превышать одного месяца.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда в исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае представления заказчиком на государственную экспертизу условий труда документов и материалов, которые не соответствуют установленным требованиям, орган исполнительной власти в течение 7 дней со дня регистрации этих документов и материалов должен уведомить об этом заказчика. В случае, если заказчик не устраняет указанные нарушения, орган исполнительной власти через 1 месяц с момента регистрации указанных материалов и документов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные на экспертизу документы и материалы.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут быть проведены лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, которые выполняются за счет средств заказчика аккредитованными исследовательскими (измерительными) лабораториями. Правила аккредитации испытательных лабораторий установлены Приложением №2 к Постановлению Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №77 «Об утверждении правил аккредитации органов по сертификации и правил аккредитации испытательных лабораторий».

Результатом государственной экспертизы условий труда является экспертное заключение, которое составляется в двух экземплярах, подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

В случае, если исполнители не смогли прийти к общему мнению, каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия с мнением других экспертов для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Экспертное заключение содержит обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти и имеют равную юридическую силу.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документами и материалами, которые прошли экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения должны храниться органами исполнительной власти в течение 5 лет, если другой, более длительный, срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Положения №244 в случае несогласия с экспертным заключением заказчик может обжаловать это заключение в судебном порядке.

Государственная экспертиза условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности не проводится в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2003 года №15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Когда проводится экспертиза?

Согласно ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ и п. 3 Порядка государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • определений судебных органов;
  • обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС, а также иных страховщиков (в случае проведения экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда);
  • представлений территориальных ГИТ в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ), в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

Обратите внимание! Если с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда обратился работник, то она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).

Отметим, что государственная экспертиза условий труда в большинстве случаев проводится бесплатно. Исключение — случаи, когда экспертиза проводится на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС. Тогда экспертизу оплачивают заявители.

Для проведения такой экспертизы необходимо направить в орган государственной экспертизы условий труда заявление, в котором указать:

  • полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
  • наименование объекта государственной экспертизы условий труда;
  • индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого (занятых) на данном рабочем месте (местах), с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза;
  • сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии);
  • сведения об оплате государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в соответствии с пп. «а» п. 3 Порядка.

Если заявление подано работодателем, к заявлению прилагаются дополнительные документы, перечень которых зависит от целей экспертизы. Например, если экспертиза проводится для оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателю необходимо приложить:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда <1>;
  • иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
  • коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
  • локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (удлиненная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышение оплаты труда);
  • список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;
  • копию заключительного акта о результатах периодических медицинских осмотров работников за последний год.

<1> Форма утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее — Приказ N 33н).

К сведению. Согласно п. 12 Порядка заявление и документы могут быть представлены в орган государственной экспертизы как лично на бумажном носителе, так и направлены по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в виде электронного документа (должны быть подписаны электронной подписью).

Важно, что орган, проводящий экспертизу, вправе запросить документы и материалы у работодателя, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза, а работодатель в течение 10 рабочих дней должен направить их в этот орган или уведомить о невозможности представления требуемых материалов и документов.

Процедуры государственной экспертизы условий труда и сроки ее проведения

Срок проведения такой экспертизы условий труда определяется ее руководителем в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда заявления (п. 18 Порядка). Названный срок может быть продлен (не более чем на 60 рабочих дней) при необходимости:

  • получения документации и материалов, требующихся для проведения государственной экспертизы условий труда;
  • проведения исследований (испытаний) и измерений, —

а также в случае невозможности проведения исследований и испытаний в течение 30 рабочих дней с момента начала экспертизы.

В силу п. 19 Порядка в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления государственный эксперт (экспертная комиссия) определяет полноту содержащихся в заявлении сведений об объектах государственной экспертизы, их достаточность для экспертизы и вносит предложение руководителю государственной экспертизы условий труда о ее проведении или непроведении. Отметим, что основания отказа в проведении экспертизы названы в п. 20 Порядка. Если принято решение о непроведении экспертизы, заявителя уведомляют об этом в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов от государственного эксперта (экспертной комиссии) посредством направления соответствующего уведомления. При этом заявителю возвращаются документы, представленные на бумажном носителе, а также денежные средства (в случае оплаты экспертизы).

Процедура экспертизы различается в зависимости от целей ее проведения. Например, согласно п. 23 Порядка при государственной экспертизе условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет о проведении специальной оценки условий труда, последовательно проверяя на соответствие требованиям Закона N 426-ФЗ такие обстоятельства:

  • данные об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, аккредитации, наличии регистрации средств измерения, а также о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;
  • правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых; идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов <2>, а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах); определения класса (подкласса) условий труда; предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций, указанных в строке 040 карты спецоценки условий труда.

<2> Утвержден Приказом N 33н.

При государственной экспертизе условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда анализируются отчет о проведении специальной оценки условий труда и иные представленные заявителем документы. Их последовательно проверяют на соответствие требованиям трудового законодательства, а также контролируют объем и порядок предоставления лицам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:

  • сокращенной продолжительности рабочей недели;
  • ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
  • оплаты труда в повышенном размере;
  • иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

При государственной экспертизе условий труда в целях оценки фактических условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет о проведении специальной оценки условий труда и проверяет на соответствие требованиям трудового законодательства:

  • техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (местах);
  • состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника;
  • установленные режимы труда и отдыха работника;
  • проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте работника вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Обратите внимание! Если в заявлении, определении судебного органа или представлении ГИТ указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при государственной экспертизе могут проводиться исследования (испытания) и измерения таких факторов на рабочих местах с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий и центров (п. 27 Порядка).

Если принято решение о проведении исследований и измерений вредных и опасных факторов трудового процесса, руководитель государственной экспертизы в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения должен проинформировать заявителя об этом. Кроме того, уведомлению подлежит работодатель, на рабочих местах которого будут проведены исследования (испытания) и измерения.

Такие измерения и исследования в основном проводятся за счет заявителя или работодателя, которые в течение 10 дней с момента получения уведомления о необходимости их проведения должны оплатить расходы на указанные исследования и испытания. В случае отсутствия документального подтверждения оплаты руководитель государственной экспертизы принимает решение о невозможности проведения экспертизы, о чем делается соответствующая запись в заключении государственной экспертизы условий труда.

К сведению. Если изменения и исследования должен был оплатить работодатель, но не сделал этого, копия заключения государственной экспертизы направляется в ГИТ по месту нахождения рабочих мест для принятия решения о проведении мероприятий по контролю (надзору) на указанных рабочих местах (п. 31 Порядка).

Заявитель, суд или ГИТ могут быть не согласны с какими-то моментами государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда. В таком случае согласно п. 44 Порядка разногласия рассматриваются Минтрудом.

В остальных случаях разногласия по вопросам осуществления государственной экспертизы рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Результаты экспертизы

По результатам экспертизы государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда, в котором содержатся:

  • наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводивших экспертизу;
  • реквизиты заявления о проведении экспертизы с указанием даты регистрации;
  • данные о заявителе, судебном органе, ГИТ — полное наименование (для организаций), фамилия, имя, отчество (для физических лиц), почтовый адрес;
  • период проведения государственной экспертизы условий труда;
  • объект экспертизы;
  • наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза;
  • сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза;
  • перечень документов, представленных в соответствии с запросом органа государственной экспертизы.

К сведению. В проекте заключения согласно п. 34 Порядка могут содержаться выводы:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Любой вывод должен быть подробным и обоснованным.

Если в ходе государственной экспертизы выявлено несоответствие документов, представленных в составе оснований для ее проведения или полученных по запросу, нормативным требованиям охраны труда, они обязательно отражаются в проекте заключения с подробным описанием несоответствия и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта.

Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем экспертизы. Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе ее заседания, который также утверждается руководителем.

Согласно п. 39 Порядка не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения один его экземпляр выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а другой направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (если не он является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (если экспертиза проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Обратите внимание! Если заключение государственной экспертизы условий труда будет утрачено заявителем, судебным органом, ГИТ, они вправе получить дубликат такого заключения в органе государственной экспертизы. Дубликат выдается не позднее 10 рабочих дней с даты получения органом экспертизы письменного обращения о его выдаче.

Сведения о результатах экспертизы направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

К сведению. В настоящее время такая система еще не создана, поэтому в соответствии с Законом N 426-ФЗ до 1 января 2016 г. сведения о результатах государственной экспертизы условий труда передаются в Роструд в порядке, установленном Минтрудом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *