Электронное обучение

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании.

20.12.2017

Кузьмина П.Н., методист ОГБПО «РДТ»

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании.

В настоящее время для активизации деятельности студентов применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники.

Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает развитие электронного обучения и дистанционного образования.

Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. Поэтому в настоящее время идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в образовательных учреждения всех уровней образования и в системе повышения квалификации.

Понятие «электронное обучение» сегодня употребляется наряду с термином «дистанционное обучение». Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ.

Электронное обучение (ЭО) — это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний.

Если говорить простым языком, то ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.

Еще одно название ЭОР – это ЦОР или цифровые образовательные ресурсы, так как считается, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Считается, что ЭО — это обучение высочайшего уровня при низких затратах, повышение мотивации обучаемых и четкий контроль за всеми участниками процесса на всех его этапах.

Какие ЭОР используются в нашем техникуме?

Тесты в программе Mytest, видеоролики, программы Word, PoverPoit, Eclel, 1С бухгалтерия, Credo, Compas, международные видеоконференции, электронные тренажёры и др.

Мало используем возможности интерактивной доски, а у нас их две.

Электронные учебно-методические комплексы, включающие в себя электронный учебник, практические работы, интерактивные схемы, контрольно-оценочные средства, разработаны, например, Издательским центром Академия, где создана Система электронного обучения «Академия-Медиа» – уникальное программное решение для управления учебным процессом в формате blended learning (смешанного обучения) как аудиторно, так и дистанционно, и организации эффективной самостоятельной работы студентов.

Какие ЭОР мы не используем? Виртуальные лаборатории, интерактивные модели, электронные учебники, электронные библиотеки.

И понятно почему: первая причина, все цифровые аналоги стоят денег; вторая причина, не все аудитории оборудованы ПК; третья причина, работа с использованием цифры требует больше временных затрат у преподавателя и т.д.

Дистанционная технология обучения на современном этапе — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию познавательной самостоятельности студента.

К основным способам использования ДТО в относятся следующие способы:

  1. Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

— сохранение контингента учащихся;

— реализация программ дополнительного образования;

— организация обучения по общеобразовательным программам,

  1. Дистанционная поддержка образования одаренных детей:

— заочные туры олимпиад;

— дистанционные факультативы по различным предметам;

— дистанционные консультации;

— дистанционные викторины, конкурсы.

  1. Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

  2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

  3. Организация дополнительных элективных курсов.

  4. Экстернат.

  5. Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих занятия студентов по причинам болезни.

Сегодня существуют пять видов дистанционного обучения:

1) Курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ. Средством связи в данном случае является электронная почта и факсимильная связь. Обучаемые по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий. В качестве учебных материалов могут быть использованы видео- и аудиокассеты, лазерные диски и дискеты с компьютерными программами учебного назначения.

2) «Вещательные» курсы. В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, таким образом дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

3) Учебные телеконференции и видеоконференции. Эти два вида конференций часто объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучаемые работают над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации со стороны преподавателя и пр.

4) Курсы на основе компьютерных обучающих систем. С электронными учебными изданиями, как правило, входящими в учебно-методический комплект и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для осуществления обратной связи широко используется электронная почта и телеконференции.

5) Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Наиболее распространенными в настоящее время являются такие виды обучения, как курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ, Интернет-курсы. Это обусловлено тем, что данные технологии являются относительно недорогими, но в то же время обладают рядом достоинств, в качестве которых можно выделить оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; длительное хранение информации в памяти компьютера с помощью электронной почты; возможность редактирования, распечатки информации и т.п.; возможность доступа к различным источникам информации (удаленным базам данных, многочисленным конференциям и т.п.) через систему Интернет; возможность интерактивности и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; возможность организации телекоммуникационных проектов, конференций.

Перечисленные организационные формы отнюдь не исчерпывают весь организационно-педагогический потенциал дистанционного обучения. Сегодня появляются новые формы организации дистанционного педагогического взаимодействия, новые виды учебных заданий, ориентирующие студентов на выработку умений самостоятельного поиска и обработки информации в сети Интернет.

В нашем учебном заведении мы используем возможности интернет-курсов повышения квалификаций преподавателей не первый год. И можем назвать как плюсы, так и минусы дистанционного обучения.

Также нами широко используются возможности интернет-олимпиад и интернет-конкурсов.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

— организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

— организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ; допускается отсутствие аудиторных занятий;

— местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Одна из самых сильных сторон системы ЭО, ДОТ − это широкие возможности для коммуникации.

Наряду со сказанным выше, еще одним аргументом в пользу использования ЭО, ДОТ в обучении является то, что дистанционные образовательные технологии являются частью приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Информатизация образования».

В процессе реализации этого процесса могут возникнуть трудности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий «…все обучающиеся должны обеспечиваться образовательным учреждением или располагать собственными (либо арендованными) учебными рабочими местами, оснащенными для реализации данного обучения. Под учебным рабочим местом, оснащенным для дистанционного обучения, понимается компьютер со средствами мультимедиа и выходом в интернет для проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации. Каждому преподавателю должны быть обеспечены возможность взаимодействия с обучающимися в синхронном и/или асинхронном режимах и работа с информационными образовательными ресурсами дистанционного обучения для управления учебным процессом. Но современная жизнь диктует свое: мы видим, что сейчас уже каждый третий обучающийся имеет в своем распоряжении компьютер (ноутбук, нетбук и пр.) с постоянным доступом к сети Интернет. Поэтому эта трудность решается достаточно успешно».

Работа со студентами имеет особую специфику. Ведь студенты не могут в полной мере сами планировать свой образовательный процесс, есть проблемы с доступом к цифровым ресурсам в определённых моделях обучения. Стоит принять во внимание еще и то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Поэтому необходимо учесть, что обучающийся должен обладать навыками самостоятельной работы и что контроль будет осуществляться в основном в тестовой форме. Это подразумевает минимальную подготовку тестируемых к данной форме контроля.

Говорить же о качестве электронного обучения, можно предположить, что при «умной» и осмысленной организации использования ЭО, ДОТ можно добиться не только положительных результатов обучения, но и в ряде случаев решить острые проблемы организации учебного процесса (так называемое «индивидуальное обучение»).

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

В настоящее время для активизации деятельности студентов применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники. Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает переход к их использованию в сетевом варианте, включая системы и средства мультимедиа, развитие электронного обучения и дистанционного образования. Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. С их распространением идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в университетах, системе повышения квалификации, в школах.

Понятие «электронное обучение» сегодня употребляется наряду с термином «дистанционное обучение». Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ. Рассмотрим эти понятия подробнее.

Электронное обучение (ЭО) — это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний. Это обучение высочайшего уровня при низких затратах, повышение мотивации обучаемых и четкий контроль за всеми участниками процесса на всех его этапах. В современной быстро меняющейся среде организации, внедряющие для своих сотрудников системы ЭО, могут не бояться перемен. Более того, перемены становятся их преимуществом. В последние годы роль ЭО в решении проблемы поддержки требуемого уровня квалификации сотрудников существенно возросла. Это обусловлено значительным ростом необходимых объемов обучения, возможностями обеспечить коллективный режим обучения, оперативное взаимодействие обучаемых и обучающего (в том числе в режиме реального времени), развитием рынка дистанционных курсов и другими факторами.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе — это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий .

В современных условиях качество образования зависит от количества предоставляемых способов доставки информации, подключения к информационным сетям библиотек, профессиональных сообществ, информационным каналам.

Знаковыми элементами, определяющими готовность полномасштабной реализации элементов технологии дистанционного обучения во всех формах обучения, следует признать наличие:

— локальной сети с широкополосным выходом в Интернет;

— системы электронного документооборота;

— системы электронных учебно-методических комплексов с учебными пособиями, системами тестирования, авторизации и статистики;

— системы промежуточного и итогового тестирования, баз тестов и практических заданий по всем учебным дисциплинам;

— электронных тренаж?ров профессиональной деятельности специалиста и виртуальных лабораторных работ;

— системы, обеспечивающей виртуальное интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса .

Необходимая часть системы дистанционного обучения — самообучение. Традиционное обучение происходит следующим образом: слушатель приходит на лекцию, получает теоретический материал, затем на семинарах отрабатывает определенные практические навыки. Дистанционное обучение заключается в самостоятельном изучении тем учебного пособия, выполнении контрольных заданий и консультировании с преподавателем посредством чата или видеоконференции. При таком обучении нет прямого, очного контакта преподавателя с учащимися.

Дистанционное обучение по своим характеристикам настолько сильно отличается от традиционного, что успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий, передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения.

С точки зрения Е.И. Машбиц, Б.С. Гершунский, М. Демакова использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию познавательной самостоятельности студента .

А. А. Андреев среди основных отличительных черт дистанционного образования выделяет:

— гибкость: обучаемые системы дистанционного образования, в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни; для поступления учащемуся формально не требуется какого-либо образовательного ценза; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам;

— модульность: в основу программ дистанционного образования кладется модульный принцип; каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области; это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям;

— параллельность: дистанционное образование может проходить без отрыва от работы;

— дальность действия: обучающийся может находиться сколь угодно далеко от места обучения, но качество обучения — при условии хорошей связи — от этого не страдает;

— территориальный охват: сеть услуг дистанционного обучения может покрывать огромные территории, а, значит, число обучающихся критическим не является;

— рентабельность: дистанционное образование экономически выгоднее традиционного: экономия на содержании учебных и вспомогательных помещений, транспортных расходах; при дистанционном доступе к электронным библиотекам экономятся ресурсы на обеспечения обучающихся учебными пособиями и т.д .

Развитие средств ИКТ позволило совершенствовать виды дистанционного обучения. Е.С. Полат выделяет пять видов дистанционного обучения, сложившихся к настоящему времени:

1) Курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ. Средством связи в данном случае является электронная почта и факсимильная связь. Обучаемые по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий. В качестве учебных материалов могут быть использованы видео- и аудиокассеты, лазерные диски и дискеты с компьютерными программами учебного назначения.

2) «Вещательные» курсы. В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, таким образом дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

3) Учебные телеконференции и видеоконференции. Эти два вида конференций часто объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучаемые работают над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации со стороны преподавателя и пр.

4) Курсы на основе компьютерных обучающих систем. С электронными учебными изданиями, как правило, входящими в учебно-методический комплект и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для осуществления обратной связи широко используется электронная почта и телеконференции.

5) Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Наиболее распространенными в настоящее время являются такие виды обучения, как курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ, Интернет-курсы. Это обусловлено тем, что данные технологии являются относительно недорогими, но в то же время обладают рядом достоинств, в качестве которых можно выделить оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; длительное хранение информации в памяти компьютера с помощью электронной почты; возможность редактирования, распечатки информации и т.п.; возможность доступа к различным источникам информации (удаленным базам данных, многочисленным конференциям и т.п.) через систему Интернет; возможность интерактивности и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; возможность организации телекоммуникационных проектов, конференций.

Перечисленные организационные формы отнюдь не исчерпывают весь организационно-педагогический потенциал дистанционного обучения. Сегодня появляются новые формы организации дистанционного педагогического взаимодействия, новые виды учебных заданий, ориентирующие студента и школьника на выработку умений самостоятельного поиска и обработки информации в сети Интернет.

Адаптивные интеллектуальные обучающие системы для систем электронного обучения



В течение последних нескольких десятилетий мы стали свидетелями роста активного обучения интеллектуальных обучающих систем (ITS). Этот рост объясняется тем, что люди добились хороших результатов в области машинного и глубокого обучения, включая глубокое отслеживание знаний (DKT). ITS — это модель, которая с применением принципов и методов искусственного интеллекта (AI) будет отслеживать ход обучения студентов и предсказывать для него правильность следующих задач. Кроме того, изучаемая модель может быть использована для разработки интеллектуальных учебных планов и упрощает интерпретацию и обнаружение структуры в задачах учеников. Я пишу эту статью с надеждой на то, что я улучшу знания людей, интересующихся автоматизацией обучения на компьютере.

Ключевые слова: Intelligent Tutoring System, искусственный интеллект, электронное обучение.

Электронное обучение — это средство обучения, которое включает в себя само-мотивацию, коммуникацию, эффективность и технологии. Поскольку существует ограниченное социальное взаимодействие, учащиеся должны быть сами заинтересованы в обучении. Данный метод требует, чтобы учащиеся часто общались друг с другом и инструктором чтобы выполнять свои назначенные задачи. Электронное обучение компетентно, поскольку оно устраняет расстояния, потому что контент для электронного обучения разработан информацией, к которой можно получить доступ с компьютера. Чаще всего это веб — сайты, где учащиеся могут получать доступ к онлайн- ресурсам через интернет.

Электронное обучение полезно для образования, корпораций и для всех типов учащихся. Он доступен по цене, экономит время и дает измеримые результаты. Электронное обучение можно определить как обучение с использованием электронных средств: приобретение знаний и навыков с использованием электронных технологий, таких как компьютерные и интернет-курсы, а также локальные и глобальные сети. Другое определение электронного обучения — это образование через интернет, сеть, или автономный компьютер. Это, по сути, передача навыков и знаний, связанных с сетью. Электронное обучение относится к использованию электронных приложений и процессов для обучения (Rodica and Anca, 2009).

Приложения и процессы электронного обучения включают в себя веб-обучение, компьютерное обучение, виртуальные классы и цифровое сотрудничество. Содержимое предоставляется через интернет, интранет/экстранет, аудио или видеоленту, спутниковое телевидение и электронное обучение на компакт-дисках. Основное внимание уделяется приобретению человеком новых знаний с поддержкой технологического построенного процесса. Моделирование, близкое к реальному миру, является ответом на конструктивистские теории обучения, требующие обучения на местах с высокой степенью участия ученика. Одна из вероятных причин отсутствия успеха заключается в том, что простое размещение лекций в интернете не тренируется. Потенциальным решением этой проблемы является использование обучающего программного обеспечения, такого как Intelligent Tutoring Systems (ITS) со встроенным искусственным интеллектом.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс:

– получение информации;

– приобретение информации и опыта обработки;

– получение информации и опыта обработки, которые влияют на долгосрочное изменение сознания ученика;

– приобретение информации и опыта обработки, в которых учащийся интегрирует новую информацию и опыт в свою текущую базу знаний;

– получение информации и опыта обработки, в которых учащийся воспринимает, выбирает и интегрирует новую информацию и опыт в свою текущую базу знаний, тем самым меняя ее;

– получение информации и опыта обработки, при которой учащийся выбирает и создает знания, которые являются полезными и подходящими для него и в свою очередь использует это для управления и определения его собственного процесса непрерывного обучения;

– обучение, которое становится индивидуальным процессом взаимодействия между индивидуумом и его средой, в которой активно строится субъективная реальность ученика.

В этой статье описывается концепция интеграции компонентов ITS для систем электронного обучения и делаются выводы.

  1. Принцип работы ITS
    1. Intelligent Tutoring Systems

Подход, известный как ITS, преследовали исследователи в области образования, психологии и искусственного интеллекта. Цель ITS — предоставить преимущества индивидуальной инструкции. Это позволяет учащимся практиковать свои навыки, выполняя задачи в высоко интерактивных учебных средах.

Как правило, компьютерные системы, такие как CAL (компьютерное обучение) или CBT (компьютерное обучение), используют традиционные учебные методы, предоставляя обучение учащимся без учета модели знаний учащегося. Таким образом, эти инструкции иногда не могут помочь учащимся индивидуально.

Напротив, ITS оценивает действия каждого учащегося в этих интерактивных средах и разрабатывает модель своих знаний, навыков и опыта. Основываясь на модели учащегося, он может адаптировать учебные стратегии с точки зрения как содержания, так и стиля, а также предоставляет соответствующие объяснения, подсказки, примеры, демонстрации и практические проблемы для каждого учащегося.

Чтобы предоставить соответствующую обучающую программу, система ITS состоит из трех типов знаний, организованных в четыре отдельных программных модуля. (как показано на рисунке 1)

Рис. 1. Компоненты ITS

2.1.1 Экспертная модель

Экспертная модель представляет собой компьютерное представление знаний предметного эксперта (декларативные знания) и способности решения проблем (процедурные знания). Это знание позволяет ITS сравнивать действия и выборы учащегося с экспертами, чтобы оценить, что он или она делает и не знает.

2.1.2. Модель учащегося

Модель учащегося — это уровень знаний ученика, когда он / она взаимодействует с системой репетиторства. Модель оценивает эффективность каждого учащегося по его / ее поведению во время взаимодействия с системой репетиторства, чтобы определить его или ее знания, способности восприятия и навыки рассуждений. Модель будет генерировать доказательства и использует вывод, чтобы предоставить ряд соответствующих инструкций каждому учащемуся.

2.1.3. Учебная модель

Учебная модель содержит знания для принятия решений о тактике обучения. Он опирается на диагностические процессы модели ученика для принятия решений о том, что, когда и как представлять информацию более компактному. Например, если ученик был оценен как новичок в конкретной процедуре, эта модель покажет некоторые пошаговые демонстрации процедуры, прежде чем просить пользователя выполнить процедуру самостоятельно. Когда ученик приобретает опыт, эта модель может решить представить все более сложные сценарии. Кроме того, эта модель может также выбирать темы, моделирование и примеры, которые имеют отношение к уровню знаний учащегося.

2.1.4. Модель интерфейса

Модель интерфейса важна как среда связи и обучающая среда, которая может поддерживать учащегося в задаче. Он также может выступать в качестве внешнего представления экспертной модели и учебной модели.

Эти виды обучающих систем могут предоставить учащемуся широкий выбор практических примеров исследований базы данных наряду с индивидуальной обратной связью для решения каждого конкретного исследования. Более того, это очень удобно для учащихся, которым нужно практиковать и учиться в своем собственном темпе.

1.2Адаптивная гипермедиа

Системы Hypermedia становятся все более популярными как инструменты для доступа пользователей к информации, ориентированной на пользователя. Они, как правило, предлагают пользователям большую свободу перемещения по большому гиперпространству. Adaptive Hypermedia (AH) объединяет Hypermedia с пользовательским моделированием (Брусиловский, 1996). Контент, представленный системой, адаптирован к знаниям пользователя, целям и предпочтениям, поддерживая модель пользователя. В контексте образовательной гипермедии темы, предложенные учащемуся для последующего изучения, будут определяться существующими знаниями учащегося (Брусиловский, 1998). AH направлены на преодоление этих проблем путем предоставления адаптивной навигационной поддержки и адаптивного контента (Kaplan C, Fenwick J и Chen J, 1993). Адаптация (или персонализация) основана на модели пользователя, которая представляет соответствующие аспекты пользователя, такие как предпочтения, знания и интересы. Система собирает информацию о пользователе, наблюдая за использованием приложения и, в частности, наблюдая поведение браузера пользователя.

Адаптивная гипермедиа строит модель целей, предпочтений и знаний каждого отдельного пользователя и использует эту модель во время взаимодействия с пользователем, чтобы адаптировать гипертекст к потребностям этого пользователя (Brusilovsky, 2001). Например, учащемуся в адаптивной образовательной системе гипермедиа будет дана презентация, которая специально адаптирована к его или ее знанию предмета и предлагаемому набору наиболее релевантных ссылок для дальнейшего продвижения (Papanikolaou, Mabbott et al, 2006). Адаптивная электронная энциклопедия будет персонализировать содержание статьи, чтобы расширить существующие знания и интересы пользователя (Milosavljevic, M., 1997). Виртуальный музей адаптирует представление каждого посещенного объекта к индивидуальному пути пользователя через музей (Oberlander, J., O’Donell, M., Mellish, C. and Knott, A., 1998).

Типичный гипердокумент состоит из набора узлов или «страниц», связанных ссылками. Каждая страница содержит некоторую локальную информацию и ряд ссылок на связанные страницы. Системы Hypermedia могут также включать специальные инструменты навигации, такие как оглавление, индекс и карту, которые могут использоваться для навигации по всем доступным страницам, которые могут быть адаптированы здесь, это страница (адаптация уровня контента) и внешний вид и поведение ссылок (адаптация уровня канала). В адаптивной литературе гипермедиа они упоминаются соответственно как адаптивное представление и адаптивная навигационная поддержка.

Адаптивная презентация предназначена для адаптации содержимого гипермедиа-страницы к целям пользователя, знаниям и другой информации, хранящейся в пользовательской модели. Для использования адаптивного представления может быть несколько причин. Два типичных случая в области образования — это сравнительные объяснения и варианты объяснения. Идея сравнительных объяснений заключается в том, чтобы связать новый контент с существующим знанием ученика.

Адаптивная навигация помогает пользователям находить свои пути в гиперпространстве, адаптируя представление ссылок к целям, знаниям и другим характеристикам отдельного пользователя. Адаптивная презентация и адаптивная навигация имеют компонент, показывающий взаимосвязь элементов на рисунке 2.

Рис. 2. Компоненты ITS

ITS должен был поддерживать ученика в процессе решения проблем. Предполагалось, что требуемое знание приобретается вне системы, например, посещая лекцию или читая книгу. Наряду с ростом компьютерных возможностей все больше и больше IT-разработчики сочли разумным предоставить ITS и учебный материал в электронной форме в одном пакете. Очень скоро стало ясно, что гипертекст или гипермедиа предоставляют лучший вариант для организации онлайнового учебного материала (Hockemeyer, C., Albert, D, 1999). Комбинация ITS и AH была естественной отправной точкой для исследования адаптивной образовательной гипермедиа в AITS.

  1. Заключение ибудущие работы

Adaptive Hypermedia и Intelligent Tutoring Systems (AITS) — эффективные методы компьютерного обучения. Однако в настоящее время работа была посвящена объединению этих систем. Предлагается комбинированная система, использующая для систем электронного обучения, чтобы управлять соединением и персонализировать обучение на основе адаптации к стилю обучения учащихся. AITS будет служить комбинированной моделью для двух систем, позволяя им делиться информацией о достижениях учащегося. Этот уровень связи между концептуальной инструкцией и практикой навыков обеспечит повышение эффективности обучения.

Литература:

  1. Rodica Mihalca & Anca Andreescu (2008). Управление знаниями в системах электронного обучения. Стр. 3–4, 375–417.
  2. Питер Брусиловский (1996). Методы и методы адаптивной гипермедиа. Специальный выпуск по адаптивному гипертексту и гипермедиа 6, стр. 2–3, 87–129.
  3. Брусиловский. (1996). Методы и методы адаптивной гипермедиа. User Modeling и User-Adapted Interaction 6, 2–3 87–129.
  4. Питер Брусиловский (2001). Adaptive hypermedia User Modeling и User Adapted Interaction11, 1/2, 87–110
  5. Питер Брусиловский (1998). Адаптивные образовательные системы во Всемирной паутине. В: Ayala, G. (ред.) Proc. Семинара «Современные тенденции и применение искусственного интеллекта в образовании» на 4-м Всемирном конгрессе по экспертным системам, Мехико, Мексика, ITESM, 9–16.
  6. Papanikolaou, Mabbott, A., Bull, S., & Grigoriadou, M. (2006). Разработка обучающих взаимодействий, управляемых учащимся, на основе обучения / познавательного стиля и поведения учеников. Взаимодействие с компьютерами, 18, 356–384.
  7. Милосавлевич, М. (1997). Добавление знаний пользователя посредством сравнения. В: Jameson, A., Paris, C. and Tasso, C. (eds.) User Modeling. Springer-Verlag, Wien, 119–130.
  8. Oberlander, J., O’Donell, M., Mellish, C., and Knott, A. (1998). Разговор в музее: эксперименты в динамической гипермедиа с интеллектуальным исследователем меток. Новый обзор мультимедиа и гипермедиа 4, 11–32.
  9. Hockemeyer, C., Albert, D. (1999). Адаптивная система обучения RATH. В: Auer, M.E., Ressler, U. (ред.) ICL 1999 Workshop Интерактивное компьютерное обучение: инструменты и приложения. Технический институт Каринтии, Филлах, Австрия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *