Эффективное управление компанией

Корпоративное торговое предприятие.

Представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставный фонд, поделённый на определённое количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несёт ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Исполнительным органом, осуществляющим оперативное управление, является правление акционерного общества во главе с его председателем. В акционерном обществе может быть создан наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью правления. Минимальный размер уставного фонда торгового предприятия, создаваемого в форме акционерного общества, регулируется государством (в Украине его размер должен составлять не менее суммы, эквивалентной 1250 минимальных заработных плат).

В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия создаются в таких организационно-правовых формах:

а) открытое акционерное общество.

Оно представляет собой корпоративное торговое предприятие, акции которого распространяются путём открытой подписки, а также купли-продажи на фондовых биржах или внебиржевом фондовом рынке. Открытая подписка на акции при создании такого общества организуется его учредителями, которые обязаны быть держателями акций на сумму не менее 25% уставного фонда и сроком не менее 2-х лет. Срок открытой подписки не может превышать 6-ти месяцев (если в пределах этого срока не удалось покрыть подпиской 60% акций, то открытое акционерное общество считается не учреждённым);

б) закрытое акционерное общество.

Оно представляет собой корпоративное торговое предприятие. Акции которого распространяются только между учредителями и не могут покупаться и продаваться на биржах или внебиржевом фондовом рынке. При этом к моменту созыва учредительного собрания учредители должны внести не менее 50% номинальной стоимости акций.

Корпоративные торговые предприятия, создаваемые в обеих организационно-правовых формах, уже получили значительное распространение в нашей стране. Часть таких предприятий создано у участием иностранного капитала.

Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий показывают, что их деятельность может осуществляться в весьма разнообразных организационно-правовых формах. Выбор конкретных из этих форм учредителями торгового предприятия осуществляется обычно в два этапа:


На первом этапе определяется принципиальный вид торгового предприятия (индивидуальное, партнёрское, корпоративное), в рамках которого будет избрана та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны быть подробно рассмотрены преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных видов. Характеристика основных преимуществ и недостатков создания и функционирования отдельных видов торговых предприятий приведена ниже.

Индивидуальное предприятие.

Преимущества.

— близость к покупателям, возможность наибольшего учёта их индивидуальных потребностей

— быстрота реагирования на изменения в покупательском спросе, гибкость ассортиментной политики

— самый высокий уровень предпринимательской мотивации (работа на самого себя)

— быстрота создания предприятия

Недостатки.

— ограниченность финансовых ресурсов, определяющая ограниченность масштабов торговой деятельности и низкие темпы развития предприятия

— невозможность осуществления закупок товаров крупными партиями и получения соответствующих ценовых скидок

— высокая зависимость экономических и финансовых результатов деятельности от резких колебаний конъюнктуры отдельных товарных рынков

— низкий уровень конкурентоспособности

Партнёрское предприятие.

Преимущества.

— возрастание финансовых возможностей, определяющих расширение масштабов торговой деятельности и более высокие темпы развития

— возможность распределения функций управления предприятием

— солидарная ответственность по обязательствам предприятия

— быстрота создания предприятия

Недостатки.

— более низкий уровень мотивации предпринимательской деятельности

— меньшая оперативность в принятии управленческих решений

— возможность внутренних конфликтов среди учредителей по вопросам направлений деятельности, эффективности принимаемых решений, направлений использования прибыли и т.п.


Корпоративное предприятие.

Преимущества.

— неограниченные возможности формирования финансовых ресурсов путём эмиссии акций и облигаций

— самые высокие возможности развития в стратегической перспективе

— высокая конкурентоспособность за счёт удешевления закупки больших партий товаров, предоставления широкой номенклатуры торговых услуг и относительно снижения издержкоёмкости

Недостатки.

— сложность управления в связи с функциональной многоструктурностью и низкая оперативность принимаемых управленческих решений

— недостаточно оперативное реагирование на изменение ситуации на потребительском рынке в силу высоких масштабов деятельности

— открытость информации о результатах деятельности, которая может быть использована конкурентами

— необходимость формирования уставного фонда в высоком размере

— продолжительный период учреждения акционерного общества.

В результате рассмотренных выше данных можно обосновать следующие рекомендации.

Индивидуальные предприятия являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого стартового капитала этот вид может быть использован и для создания средних по размерам торговых предприятий.

Партнёрские предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использование этого вида при создании как небольших (при объединении 2-3 партнёров), так и крупных торговых предприятий (при расширении состава их учредителей и привлечении значительного объёма их капитала).

Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид может быть использован и для создания предприятий средних размеров (нижняя граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества).

На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор определяется рядом общих и индивидуальных факторов, основные из которых приведены ниже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *