Друзья в бизнесе

Бизнес в партнёрстве с друзьями: как избежать ошибок

06 апреля 2016

Кирилл Солдаткин – о «подводных камнях» совместного бизнеса с близкими людьми

IT-инструменты, которые использует Кирилл Солдаткин

  • WordPress
  • JivoSite
  • Сервисы Google
  • Сервисы Яндекса

История знает немало примеров, когда двое-трое друзей совместно открывали фирму и добивались серьёзных успехов в бизнесе. Но есть и немало обратных примеров – когда успешные компании шли на дно из-за того, что отцы-основатели начинали больше думать не о бизнесе, а о своих ролях и статусе, о том, «кто больше работает» и т.д. К чему нужно быть готовым предпринимателю, который хочет открыть своё дело вместе с друзьями, и что важно предусмотреть перед началом такого партнёрства, — об этом на примере собственного бизнеса рассказал директор веб-студии «Сайтомания» Кирилл Солдаткин.

Досье

Кирилл Солдаткин, предприниматель из Минска, директор веб-студии «Сайтомания», специализирующейся на изготовлении сайтов для компаний малого и среднего бизнеса. Образование: экономический факультет Белорусского государственного университета. Студия «Сайтомания» имеет представительства в России (Москва и Санкт-Петербург), Украине и Казахстане. Кирилл Солдаткин ведёт , посвященный интернет-маркетингу.

От многих бизнесменов «старой школы» я слышал неоднократно: «У тебя есть партнёр? Да? Плохо, очень плохо…» Почему они так говорили, и почему партнёр – это плохо? Неужели «старики» не слышали про закон синергии, про «одна голова хорошо, а две – лучше» и т.д.? Да в конце концов: один – делает, второй – продаёт!

20 лет назад бизнес, очевидно, строился иначе. Либо ты, либо тебя. Друг становился врагом. Деньги меняют людей. Однако если рассматривать современный мир, то мы стали более цивилизованными, думающими, открытыми. Сейчас важно не сколько у тебя денег, а что ты знаешь, можешь и умеешь.

Расскажу на примере своей компании о распространённых ошибках, которые допускают молодые предприниматели, начиная совместный бизнес или думая его начать.

1. «Всё по-братски»

В конце 2012 года я вернулся из Праги, где мне довелось некоторое время работать. Вернулся с чётким желанием открыть фирму и делать хорошие и качественные сайты для малого бизнеса. Но была одна проблема – мне был нужен партнёр, который бы занялся технической частью проекта.

Поиск занял много времени. Сначала я пытался привлечь незнакомых людей, т.к. был наслышан про бизнес с друзьями. Потом, не добившись успеха, предлагал войти в бизнес знакомым разработчикам. Есть у меня два товарища, которых — в прямом смысле слова -уговаривал. Потратил три месяца. Одного уговорил, на обсуждение деталей ушло ещё три месяца.

Бизнес с друзьями-приятелями идеализируют многие начинающие предприниматели: «мы все равны», «у нас всё по-братски», «пятьдесят на пятьдесят» и т.д. Однако рано или поздно встанет вопрос: что делать, когда нужно принимать решение, а у каждого из партнёров свой взгляд?

Часто происходит следующее: один начинает доминировать и проталкивать своё решение. А договаривались-то по-равному. И возникают противоречия, которые со временем лишь становятся острее и глубже.

В бизнесе должен быть лидер. Начальников может быть сколь угодно, но лидер – один. И по размеру доли, и по статусу в принятии решений — последнее слово за ним. Вся команда должна принимать лидера, иначе — если кто-то будет сомневаться в лидере — вся команда развалится. Кстати, если вы определились с лидером, и этот лидер не вы – согласитесь с этим.

2. «Мы всегда будем работать вместе»

Вот мы так и работали: один проталкивал, второй не соглашался и молчал. Каждый месяц совместная работа приносила всё меньше удовольствия. Сначала мы улыбались, задерживались в офисе, много разговаривали о планах, вместе решали возникающие вопросы, с оптимизмом смотрели в будущее. Через три месяца уже практически не общались, только работали, причем общение даже по рабочим вопросам стало довольно натянутым. А ведь мы довольно хорошо и давно знали друг друга.

Когда стартуешь — очень много энтузиазма. Особенно, если это первый проект в роли предпринимателя: глаза горят, грудь разрывается, тебя переполняет энергия. Ты готов работать 24/7! Но все забывают о том, что это не навсегда.

Люди меняются со временем, меняются взгляды, принципы, мораль. В конце концов – может надоесть. Поэтому необходимо перед стартом оговорить условия, при которых вы можете разойтись. Может, это и звучит как-то странно, но, поверьте, это поможет в будущем. Важный момент – условия и договоренности нужно зафиксировать. Джентльменский договор никто не отменял – это поможет сохранить хорошие отношения.
3. «Начнём делать – а там разберёмся»

Мы разошлись спустя шесть месяцев, компаньон покинул компанию. Расстались мы совсем не друзьями – каждый накопил внутри очень много негатива по отношению к другому.

Но мне повезло – буквально в течение недели появился другой товарищ, который закрыл собой образовавшуюся амбразуру. С ним мы уже не совершили ошибки «всё по-братски».

Но совершили другую ошибку. Разные картины мира, разные подходы к работе, разное видение будущего. Новый партнёр предложил модель: «Давай начнём делать, а там разберемся». Отличная концепция, но она не работает. Точнее, работает, но у вас должна отсутствовать личная жизнь, семья, увлечения и вообще всё. Кроме работы, разумеется. Я сделал вывод – перед тем, как окунуться с головой в «делать», составьте если уж не бизнес-план, то хотя бы простую таблицу из двух колонок:

1. Что делать.
2. Для кого делать.
3. Сколько это будет стоить.
4. Какой объём работы нужно выполнить в месяц

1. Постоянные расходы.
2. Переменные расходы.

Напишите план по развитию до конца года с разбивкой по месяцам. Выделите, что будет происходить в каждом месяце, ключевые точки достижений. С течением времени план будет меняться – это нормально, без паники.

Важно: сверяйтесь с планом и табличкой минимум раз в неделю.

4. «Давай купим новые айфоны»

Спустя какое-то время новый партнёр адаптировался, освоился, наша компания начала переживать эпоху обновления. Сформировалась клиентская база, поступали новые заказы, мы начали зарабатывать. Когда появились деньги, появилась и ещё одна «точка конфликта».

Появились первые деньги, ты считаешь, что их надо вкладывать в развитие: увеличивать рекламный бюджет, нанимать новых людей, переехать в более комфортный офис, купить оборудование и т.д. Но если вы с партнёром думаете по-разному? Один считает, что нужно купить оборудование, а второй – что новый айфон? А это разные категории распределения прибыли.

Поэтому, о распределении прибыли тоже нужно договориться заранее. Решите эти вопросы перед стартом – и вам будет гораздо комфортнее в будущем, так как «скользкие» финансовые моменты изначально регламентированы.

Нам повезло – мы сразу проговорили этот вопрос, зафиксировали договоренности на бумаге, и больше к этой теме не возвращались.
5. «И так понятно кто что делает»

В 2014-м всё было хорошо: мы работали, делали хорошие сайты, попадали в рейтинги. Но команда начала расти, и стало сложнее – обязанности начали «размазываться».

Эта часть истории – про разделение зон ответственности. Чётко определите, кто и чем занимается. Опять же, через некоторое время, когда стартап начнёт потихоньку превращаться в реальный бизнес, обрастать процессами, людьми, бумагами, клиентами – зоны ответственности будут меняться. Но, чтобы не завязывать всё на себе, а сделать управляемый и прозрачный понятный бизнес – фиксируйте сразу, кто чем будет заниматься. И не лезьте в зону ответственности партнёра. Может, вы и знаете, как лучше, но «руками» делать его работу будете не вы.

Нарисуйте карту бизнеса, все точки принятия решений – и обозначьте, кто за что будет отвечать. Если возникает новая зона ответственности — принимайте решение совместно, основываясь на личных компетенциях и взаимодействии новой зоны с уже сложившимися.

У нас карты не было, мы никак не фиксировали, кто чем занимается, потому что казалось «и так понятно». А вот и нет. Мы начали лезть друг к другу в работу, говорить, как лучше, делать – сначала что-то по мелочи, потом больше и больше. Это всё приводит к тому, что через некоторое время совершенно непонятно, кто отвечает за клиента, на каком этапе работа, где документы, материалы и т.д.

Для актуализации информации приходится дёргать в прямом смысле каждого человека в офисе, т.к. информация очень сильно дробится. Все это безумно контрпродуктивно, и офис превращается в сборище бегающих людей, которые нервничают и отвлекаются от работы.

Бизнес-вопрос №13. Стоит ли начинать бизнес с друзьями?

2 Февраль 2013 Олег Маркарьян

Сегодня в рамках нашей постоянной рубрики «Бизнес-вопрос» мы обсудим, пожалуй, самый популярный вопрос (извините за тавтологию), который возникает в голове практически каждого предпринимателя. Он звучит примерно так — а стоит ли начинать бизнес с друзьями или даже родственниками? Давайте для начала определимся, откуда вообще берет корни данный вопрос. Это поможет нам лучше его понять и дать правильный или хотя бы наиболее близкий к правильному ответ. Представьте себе начинающего, пока еще потенциального предпринимателя.

Как правило, это человек, которому не хочется работать на дядю, и который готов рисковать, тратить свое время и деньги на воплощение своих планов в реальность. И самой большой сложностью, возникающей перед абсолютным большинством предпринимателей, является их собственный страх. Страх, рожденный незнанием, некоторой неуверенностью, отсутствием опыта. И вот именно в этот момент человек начинает думать, что он не справится с будущим бизнесом в одиночку. Ему нужен партнер, с которым он сможет разделить всю ответственность, а также расходы, необходимые на начальном этапе. А разве можно найти более подходящего партнера, чем лучший друг (или даже родственник)?

Друг никогда не бросит в беде. Он всегда рядом и готов помочь и советом, и своими действиями в сложной ситуации. Кроме того, в бизнесе важнейшую роль играет доверие. А друзьям мы доверяем, как самим себе. Ведь мы знаем их сто лет и прошли с ними через самые разные неприятности. И вот в этом заключается самая большая ошибка. Даже если вы с вашим другом вместе прошли детский сад, школу, университет, и знаете друг о друге все, это вовсе не гарантирует успех вашего тандема в совместном бизнесе. Бизнес — это совсем другое. Эта среда способна сломать отношения даже между очень близкими людьми. Ведь дело это связано с деньгами. В итоге, надеясь на более простое ведение дел и открывая бизнес с другом, многие вдруг понимают, что тем самым только усложняют себе жизнь. Так бывает очень часто, но, конечно же, далеко не всегда.

Открывать бизнес с друзьями или родственниками, конечно же, можно. Но вы должны четко осознавать, что это несет в себе определенный риск. Ведь теперь отношения будут зависеть не только от успеха всей операции, не только от вас и вашего умения уступать, но и от личных качеств вашего друга, которые, к сожалению, контролировать не так-то просто (а, чаще всего, невозможно). Ниже приведем несколько наглядных примеров дружеских бизнес-отношений и попробуем разобраться, как нужно себя вести и какие действия предпринимать, чтобы сохранить и бизнес и дружбу.

В бизнесе не бывает двух начальников. Вы вместе с вашим другом должны это уяснить и сразу же, еще до запуска совместного дела, определиться, кто будет основным руководителем. Ведь именно по причине постоянного «перетягивания одеяла на себя» распадается большая часть бизнес-дуэтов. Каждый считает себя главным и самым нужным, и поэтому начинаются постоянные споры, ссоры, упреки, которые рано или поздно приведут к расколу в вашем партнерстве, а быть может и в дружбе. Нужен ли вам такой риск? Наверное, будет намного лучше, если вы заранее поговорите со своим другом и определитесь, кто из вас будет главным в будущем бизнесе. Это вовсе не значит, что у начальника будет больше прав. Нет, вовсе нет. Просто именно он будет решать организационные вопросы, естественно, заранее обсудив их со своим другом и партнером.

Следующий момент. Очень часто, когда друзья начинают совместный бизнес, они забывают о расстановке приоритетов. То есть, о том, кто из них за что отвечает, и какие обязанности должен выполнять. Если этого не сделать, то рано или поздно обязательно возникнет следующая неприятная ситуация. В один прекрасный момент, кто-то из друзей, а теперь бизнес-партнеров, начнет упрекать другого в том, что он слишком мало работает. Самое интересное, что второй может думать точно так же. Такова человеческая психология — мы всегда видим, что делаем сами, но никогда не замечаем того, что делают другие. Чтобы подобного не происходило, нужно заранее распределить обязанности. И тогда, если каждый из партнеров будет ответственно выполнять свою работу, ни у кого не возникнет ненужных подозрений и лишних вопросов.

Очень часто разрывом отношений в бизнесе является то, что у друзей-партнеров совершенно разные цели. Представьте, что один из них мечтает построить транснациональную корпорацию с миллиардными оборотами, а другому достаточно небольшого магазинчика, чтобы доходов от его деятельности хватало на оплату коммунальных платежей, еду и одежду. Как вы думаете, есть ли у такого тандема будущее? Конечно же, нет. Потому что один из партнеров будет из кожи вон лезть, чтобы достичь следующей ступеньки, второй будет просто делать свою работу. Кроме того, этот второй может отказаться от вложения части средств в раскрутку общего дела. Ведь и так все хорошо и его все устраивает. Итак, ваша задача обсудить все свои цели с потенциальным партнером. И если вы смотрите на бизнес совершенно по-разному, то, наверное, не стоит портить дружеские отношения.

И самое главное — какими бы друзьями вы ни были, это бизнес. Поэтому, перед началом сотрудничества обязательно заключите договор партнерства. И не на словах, а на бумаге, и, конечно же, закрепите все это при помощи собственных подписей, а также нотариально. Так будет надежнее. В договоре нужно оговорить не только все основные моменты, но и разнообразные незначительные на первый взгляд вещи. Ведь даже мелкая не стыковка может стать началом конца ваших партнерских и, что того хуже, дружеский отношений. Желаем успешного партнерства и вечной дружбы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *