Для участия в тендере

Содержание

Виды тендеров

Тендерные торги различают по ряду признаков, относя их к различным видам. В зависимости от определяющего признака, есть несколько классификаций конкурсных торгов:

  1. По составу претендентов.
    • Открытый: информация о тендерных торгах публикуется открыто (в СМИ), подать заявку на участие может любая фирма. Международные торги и госзакупки проводятся чаще всего именно так.
    • Закрытый: участники приглашаются организатором торгов персонально (4-5 предприятий).
    • Специализированный: накладываются ограничения на претендентов.
  2. По конфиденциальности итогов.
    • Гласный: и количество участников торгов, и результат тендера становятся известны.
    • Негласный: компания-победитель получает письмо, извещающее её о победе. Остальные участники остаются в неизвестности, кто участвовал и кто победил в тендере.
  3. По принципу оценки предложений.
    • Тендер цены: пожелания Заказчика чётко описаны, победителя определяют по лучшей стоимости, коротким срокам, пакету дополнительных услуг и т.п.
    • Тендер открытых предложений: условия даются Заказчиком только рамочно, оставляя участникам простор проявить креативность решений и творческий подход. Используется для нестандартных проектов, стартапов.
  4. По процедуре проведения.
    • В 1 этап: переговоры не проводятся. Как заявка на участие, так и конкретные предложения подаются сразу, в одном пакете документов.
    • В 2 этапа: вариант более затратный по времени. В России довольно редок, в международных же сделках успешно практикуется. Сначала на основании «черновых» пожеланий организатора отбираются несколько претендентов, с которыми затем и ведут переговоры — до определения окончательного победителя.

В каком бы виде Тендера ни принимала участие Ваша компания, есть ряд правил, единых для любых торгов:

  1. Принять участие можно только, подав Заявку на участие (с пакетом документов) в оговоренные сроки. После этого срока заявки и изменения в них не принимаются.
  2. Подав Заявку, Вы берёте на себя обязательство соблюсти предложенные условия Контракта (в случае победы в торгах).
  3. Если конечный срок подачи документации ещё не истёк, заявка может быть отозвана претендентом.
  4. Документация готовится и подаётся в тех объёмах и по тем правилам, которые определены Заказчиком.
  5. Участвуя в международном тендере, Вам нужно будет готовить пакет документов на официальном языке страны Заказчика (если иное не оговорено условиями).
  6. Поданные тендерные заявки недоступны другим участникам торгов (во избежание недобросовестной конкуренции).

С чего начать подготовку к участию в тендере

В подготовке к тендеру можно выделить несколько этапов.

  1. Выбрать подходящий тендер.
    Для их поиска существуют специализированные системы с базой торгов (например, ru.dgmarket.com, synapsenet.ru, regionzakaz.ru и др.). Кстати крупные площадки часто позволяют участвовать в тендерах бесплатно.
  2. Изучить правила и условия участия.
    Этап требует внимания к себе уже потому, что, не заметив каких-то незначительных, на первый взгляд, условий заключения контракта, Участник тендера может потерять заказ даже после победы в торгах.

Далее следует подготовка и подача документации для участия в тендерных торгах.

После принятия решения об участии в торгах, приступают к основному этапу — подготовке и подаче пакета документов.

  1. Подготовить тендерную документацию.
    Заявка (со всей затребованной заказчиком документацией) может предоставляться претендентами двумя способами: в бумажной и в электронной форме.
    • Первый способ — привычный и известный давно, когда документы формируются на бумажном носителе, заверяются «живой» подписью уполномоченного лица и печатью предприятия. Пакет документов упаковывается в конверт и опечатывается, вскрываются тендерные.
    • Второй способ более современен. Он предполагает, что пакет документов формируется в электронной форме: сканируется, защищается соответствующими шифровальными алгоритмами (в т. ч., электронно-цифровой подписью). Так как большинство торгов сейчас проходи в электронном виде (тем более — на международном уровне), скорее всего Вам придётся использовать именно этот путь.
      Для этого нужно аккредитоваться на Электронной торговой площадке (ЭТП). ЭТП — это сайт, на котором размещена база электронных аукционов. Там же и происходит участие в них. Самых крупных негосударственных площадок на сегодняшний день 5. В первую очередь желательно аккредитоваться на них.
      Для совершения юридически значимых действий на ЭТП будет нужна Электронная цифровая подпись (ЭЦП). ЭЦП — это способ обезопасить документы, существующие в электронном виде. Она имеет ту же юридическую силу, что и подписанный «вживую» документ с печатью. Учитывая то, что в международных отношениях удобнее и надёжнее вести документооборот в электронном виде, получение ЭЦП — немаловажная часть нормальной работы с электронными торгами.
  2. Подать заявку (при необходимости — обеспечив её).
    Оператор ЭЦП может требовать перечисления на свой официальный специальный счёт определённого «залога», до 5% от цены контракта — для участия в торгах, и до 30% — для подписания контракта.
    Иногда обеспечением для заявки на участие в Тендере служат банковские гарантии. Их нужно получать заблаговременно. Кроме этого, организатор торгов может принимать гарантии только определённого перечня банков (крупных и надёжных международных финансовых учреждений).

Чтобы заявиться на участие в торгах, нужна правильная тендерная документация.

В тендерную документацию обычно входит:

  • описание предлагаемых товаров/работ/услуг;
  • ценовое предложение;
  • юридическая документация компании-претендента (уставные документы, свидетельства и лицензии);
  • подтверждение опыта выполнения аналогичных проектов, наличия ресурсов, достаточной квалификации работников;
  • другие документы — по требованию Организатора торгов.

Как найти зарубежного партнёра? Оферта — это один способов поиска контрагентов для заключения выгодных сделок для вашей компании.
Читайте о том, как взять машину в лизинг . Из этой статьи вы узнаете почему многие фирмы предпочитают покупать производственное оборудование, авто и даже недвижимость в лизинг.

Передача права представлять интересы компании в Тендере третьему лицу

Первому лицу компании или её Учредителю нецелесообразно представлять своё предприятие на всех конкурсных торгах. В случае крупных бизнесов — это просто физически невозможно. Потому практикуется выдача проверенному и надёжному сотруднику (либо любому другому дееспособному физическому лицу) Доверенностей на представление интересов предприятия в Тендере.

Предмет Доверенностей — факт наделения юрлицом-претендентом (доверителем) физлица-сотрудника или ИП (доверенного лица) полномочиями на представление его интересов в Тендере.

Ключевые моменты, которые должны быть учтены в Доверенности:

  1. Организатором торгов может устанавливаться чётко определённая форма Доверенности. В таких случаях она включается в тендерную документацию.
  2. На различные тендеры составляются отдельные Доверенности с ограниченным сроком действия (максимум — 36 мес.), причём обычно требуется их нотариальное заверение. Причём зарубежный партнёр обязательно оговорит, по нормам какого законодательства должно происходить наделение представителя правами.
  3. Право подавать Заявку на участие в конкурсных торгах как таковую.
  4. Право получения и подписания нужной для участия в Тендере документации.

Видео о том, почему компании отказываются участвовать в тендерах

Этот ролик развеет мифы вокруг правил участия в электронных торгах.

Прочие нюансы

  1. Выиграть тендер поможет правильно определённый ключевой, наиболее важный для Заказчика параметр предложения. Не обязательно всё решает стоимость — это может быть и скорость исполнения, и инновационность технологий, и дополнительные сервисы.
  2. Все связанные с подготовкой и подачей Тендерного предложения расходы несёт Претендент. Они не возмещаются, даже если Вы победите в торгах.
  3. При возникновении вопросов, требующих уточнений, рекомендуется направлять письменный запрос Организатору торгов. Обычно, в условиях тендера есть ссылка на его обязательство ответить в течение нескольких дней.

Участие в Тендерах — оправдывающий себя способ выхода на новый уровень развития бизнеса.
Получив достаточный опыт в составлении тендерной документации, Ваши сотрудники смогут организовать всё своими силами.

На первых же этапах стоит воспользоваться услугами профессиональной команды, даже оплатив услуги которой Вы, в конечном итоге, всё равно немало сэкономите.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Контрагенты».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только на открытых электронных аукционах. Причем, это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального. Таким образом, если вы хотите заключить госконтракт, нужно выходить на федеральные ЭТП («Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки») и торговаться на аукционах.

Крупные коммерческие заказчики (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.) также давно перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом».

Законом также предусмотрена реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества — без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Онлайн-курс «Участие в государственных и муниципальных закупках. Контрактная система по 44-ФЗ». Начните выигрывать в электронных торгах.

5. Какие типы электронных аукционов встречаются?

Аукционы:

  • Открытый электронный аукцион: все процедуры проводятся полностью на электронной торговой площадке. Участники в процессе торгов подают ценовые предложения. Побеждает участник, предложивший лучшую цену.
  • Аукцион на понижение (иногда его называют «редукцион»): заказчиком объявляется объем необходимых услуг и начальная максимальная цена, участники подают предложения и обязуются оказать весь объем услуг за меньшие деньги. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену. Аукцион на понижение является единственной формой проведения электронных торгов по государственным заказам.
  • Аукцион на повышение: побеждает участник, предложивший наивысшую цену. Такие аукционы объявляются, например, при сдаче в аренду помещений, при распродажах имущества.

Что кроме аукциона?

Не стоит забывать, что в электронном виде можно провести практически любую закупку, не только аукцион. Это могут быть:

  • электронный конкурс;
  • электронный запрос предложений;
  • электронный запрос котировок и так далее.

Правила для таких процедур оговариваются регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество способов закупок.

Выбирайте то, что вам больше подходит!

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая Информационная система с 2016 года?

С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте (часто используют сокращение ООС).

В то время ООС был единственным официальным источником для представления информации о размещении заказов, до 01.01.2014 — в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после этой даты — в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система.

Состав информации в ЕИС комментирует эксперт по торгам Роман Чибисов:

С 1 октября 2012 года в своей отдельной секции zakupki.gov.ru/223 информацию о своих закупках также должны были публиковать отдельные виды юридических лиц — субъекты 223 Федерального Закона. Среди них госкомпании, госкорпорации, унитарные предприятия, естественные монополии и компании с государственным участием. Информацию о закупаемых ими товарах/работах/услугах также можно найти на Общероссийском официальном сайте.

8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

Во-первых, надо определиться, какие именно заказы вас интересуют, государственные или коммерческие. От этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, и где будут проводиться электронные аукционы. Государственные заказчики размещают электронные аукционы на пяти федеральных площадках. Коммерческие компании и корпорации торгуются на специализированных, в том числе на своих собственных электронных ресурсах.

Во-вторых, для того чтобы стать участником электронных аукционов, организация должна приобрести подходящий сертификат электронной подписи, принимаемый на нужной электронной торговой площадке (ЭТП), и пройти на этой ЭТП аккредитацию. Участником торгов может стать не только юр.лицо, но и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Правила — те же.

В-третьих, нужно найти на площадке интересующий вас аукцион, изучить документацию и требования заказчика. И если вы готовы выполнить все требования — можно подавать заявку на участие.

Онлайн-курс «Участие в государственных и муниципальных закупках. Контрактная система по 44-ФЗ». Начните выигрывать в электронных торгах.

11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?

Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые им предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:

  • Получение сертификата электронной подписи для госторгов в удостоверяющем центре.
  • Получение аккредитации. Для этого на сайте электронной торговой площадки необходимо заполнить аккредитационную форму и заявление на открытие счета, а также приложить ряд документов. После этого нужно в течение пяти дней получить подтверждение аккредитации от площадки.
  • Подготовка к торгам. Организация выбирает аукцион, перечисляет на счет площадки сумму в размере обеспечения заявки и подает заявку на участие.
  • Торги. Далее следует процедура торгов, в рамках которой участники подают ценовые предложения. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену, а также чья заявка полностью соответствует требованиям заказчика.
  • Заключение контракта. Компания, ставшая победителем, обязана заключить контракт. Контракт заключают в электронном виде на ЭТП. Сначала проект контракта своей ЭП подписывает победитель аукциона, затем контракт своей ЭП подписывает заказчик. После этого контракт считается заключенным. Осталось его исполнить!

Юрий Майский, ведущий вебинара «Начинаем участвовать в госзакупках и электронных торгах», расскажет с чего начинается закупка.

Что такое государственный тендер и какими документами регулируется сфера госзакупок

Само понятие происходит от английского tender, что в переводе означает «предложение». Тендер — это конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, услуг или работ по заранее объявленным условиям, в оговоренные сроки, на принципах справедливости и состязательности. Говоря простым языком, тендер предполагает одного покупателя товара или услуги и несколько продавцов, победителем же становится та компания, которая предложит наиболее выгодные условия заказчику.

В России на законодательном уровне термин не закреплен, однако его юридически значимыми альтернативами являются понятия: аукцион, конкурс (реже — запрос котировок и запрос предложений).

Отличительная черта понятий «конкурс» и «аукцион» заключается в том, что в ходе последнего участники могут менять цену предложения на более выгодную, чтобы опередить конкурента. Участники конкурса такой возможности не имеют — заказчик выбирает достойного претендента, опираясь на условия контракта.

Процесс государственных закупок регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — 223-ФЗ). Отдельные вопросы применения законов закреплены в дополнительных нормативных документах, например в постановлении Правительства от 08.11.2013 г. № 1005 и прочих.

Отметим, что 44-ФЗ распространяется на любые госзакупки и госзаказчиков, регулирует каждый этап сделки. В законе прописаны требования к организаторам и участникам конкурсов и аукционов, обеспечению заявок, указаны штрафы за нарушение регламента и т. д. Под действие 223-ФЗ подпадают компании и организации, у которых контрольный пакет принадлежит государству. Закон не детализирует процедуру торгов, давая лишь общие рекомендации их участникам и определяя ключевые принципы. Так, по 223-ФЗ обосновывать закупки и начальную цену контракта не требуется, кроме того, условия для участников могут выдвигать сами заказчики.

Особенности участия в государственных конкурсах

Когда необходимо реализовать что-то технически сложное, например строительные работы, требующие профессионального исполнения, заказчики проводят конкурс. Ключевым моментом при проведении конкурса является не цена, а финансовая устойчивость исполнителя, его квалификация и характеристики предлагаемого им предмета закупки.

Согласно статье 24 44-ФЗ конкурентными способами определения исполнителей являются:

  • Открытый конкурс. Самый распространенный, участие в нем может принять любой поставщик. Открытый конкурс длится не менее месяца, информация о его начале публикуется в специальной единой информационной системе. Требования к поставщикам и предмету закупки (товару или услуге), заявкам на участие, критерии определения победителя прописываются в конкурсной документации. Вскрытие конвертов с предложениями участников, как и оглашение результатов, производится публично, заявки оценивает конкурсная комиссия. С участником, подавшим наиболее выгодное предложение, заключается контракт.
  • Конкурс с ограниченным участием. Процедура проведения аналогична открытому конкурсу. Извещение о его проведении публикуется в единой информационной системе для ограниченного круга лиц, но пункт 2 статьи 56 44-ФЗ предусматривает только два случая проведения такого конкурса:
    1. Если необходимы поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые по причине их технической и технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только исполнители, обладающие необходимым уровнем квалификации.
    2. Если необходимо выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), реставрации музейных предметов и коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

    На предквалификационном отборе к участникам предъявляются не только общие, но и дополнительные требования, к которым относятся:

    • Финансовые ресурсы для исполнения контракта.
    • Наличие оборудования и других материальных ресурсов (на праве собственности или ином законном основании) для исполнения контракта.
    • Опыт работы, связанный с предметом контракта.
    • Положительная деловая репутация.
    • Необходимое количество квалифицированных специалистов для исполнения контракта.
  • Двухэтапный конкурс. Является открытым конкурсом с проведением предквалификационного отбора. Участники, прошедшие первый этап, на втором этапе для победы должны предложить наиболее интересные условия исполнения контракта. Заказчики проводят двухэтапный конкурс с одновременным соблюдением следующих условий:
    • Конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисных услуг, а также в целях создания произведения литературы или искусства.
    • Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
  • Закрытый конкурс. Правила участия и проведения закрытого конкурса такие же, как и при открытом. Отличается лишь процедура выбора участников. Информация об открытии конкурса и его результатах не является публичной, принять участие могут только те исполнители, которые получили приглашение от заказчика. Закрытый конкурс проводится, когда необходимы:
    • Закупки для нужд государства, сведения о которых являются государственной тайной.
    • Закупки, составляющих государственную тайну, если сведения об этом содержатся в документации о закупке.
    • Закупки услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов.
    • Закупки услуг по уборке помещений и услуг водителей для деятельности судей и судебных приставов.
  • Закрытый конкурс с ограниченным участием. Приглашение участвовать в конкурсе заказчик направляет ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям. Победителем становится исполнитель, предложивший лучшие условия выполнения контракта и прошедший предквалификационный отбор. Проведение закрытого конкурса с ограниченным участием соответствует нормам закона об открытом конкурсе с ограниченным участием и положениям о проведении закрытой процедуры определения поставщиков.
  • Закрытый двухэтапный конкурс. Информация о его проведении и конкурсная документация также направляются ограниченному кругу лиц, которые могут выполнить госзаказ в случаях, когда применяются закрытые виды проведения закупок. Конкурс состоит из двух этапов. На первом этапе заказчик рассматривает заявки, в которых цена не указывается, уточняет характеристики предмета закупок и критерии оценки участников, после чего направляет поставщикам измененную документацию и приглашение принять участие во втором этапе. На второй этап принимаются заявки уже с указанием стоимости, победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Выбор типа конкурса зависит от поставленных перед заказчиком задач. Так, открытые закупки проводятся для привлечения большого количества поставщиков, в том числе компаний малого и среднего бизнеса. Конкурсы с ограниченным участием направлены на получение товара или услуги наилучшего качества, а двухэтапные — позволяют вынести на обсуждение предмет закупки и детализировать требования к нему в процессе торгов.

Особенности участия в государственных аукционах

Когда заказчик четко знает, какого качества и в какие сроки он хочет получить товар, работу или услугу, но остался единственный и самый важный критерий — выгодная цена, уместно будет проводить аукцион.

Статья 24 44-ФЗ выделяет следующие типы аукционов:

  • Закрытый аукцион. Информация о нем не всегда публикуется в единой информационной системе. Заказчик направляет приглашения поставщикам, отвечающим требованиям. Победителем становится участник, предложивший самую выгодную стоимость. Так как конкуренция ограничивается за счет закрытой формы проведения, закон устанавливает, что такие закупки производятся в следующих случаях:
    • Для федеральных нужд, составляющих государственную тайну.
    • Для страхования и транспортировки драгоценных камней и металлов, принадлежащих Российской Федерации, в том числе предметов музейных коллекций, имеющих историческое и культурное значение.
    • Для выполнения услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.
  • Государственный электронный аукцион (аукцион в электронной форме). Открытый аукцион, информация о котором размещается в единой информационной системе для неограниченного круга лиц. Проводится на электронных торговых площадках (ЭТП). Поставщики, для того чтобы принять участие, должны обладать электронной подписью и аккредитацией на площадке. Победителем признается участник, предложивший самую выгодную цену на объект закупок.

Государственные торговые площадки

На сегодняшний день наиболее распространенным типом государственных тендеров является электронный аукцион. Информацию о таких закупках, в том числе программу и перечень торгов, можно найти на официальном государственном портале Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, мы же поговорим о торговых площадках. Итак, официальными площадками в рамках электронных торгов являются:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» — sberbank-ast.ru. Дочерняя структура Сбербанка России, наиболее востребованная ЭТП.
  • АО «Единая электронная торговая площадка» — etp.roseltorg.ru. Площадка известна также под названием «Россельторг». Изначально была создана для заказчиков из Москвы. На данный момент предоставляет наибольшее количество сопутствующих сервисов и услуг заказчикам и участникам торгов.
  • «Zakaz RF — Закупочный модуль бюджетных закупок» — etp.zakazrf.ru. Недавно появившаяся ЭТП по обслуживанию госзакупок, сохранившая адрес и профессиональный подход одной из старейших электронных площадок — ГУП «Агентство по государственному заказу РТ». Крупнейшим заказчиком является правительство Татарстана.
  • АО «ЭТС» — etp-ets.ru. Национальная электронная площадка, уполномоченная на проведение госзакупок. В прошлом носила название ЭТП ММВБ.
  • ООО «РТС-тендер» — rts-tender.ru.

Нюансы проведения совместных конкурсов и аукционов

В случаях, когда два и более заказчика производят закупки одних и тех же товаров или услуг, они могут проводить совместные конкурсы и аукционы. Между собой заказчики должны заключить соглашение до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе. За проведение закупок отвечает организатор, которому заказчики передают по соглашению часть своих полномочий: размещение информации о тендере в единой информационной системе, утверждение состава комиссии по осуществлению закупок и прочие. Контракт с победителем или победителями каждый заказчик заключает самостоятельно.

Условия участия в государственных тендерах

По закону участником тендера может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при условии соответствия требованиям заказчика. Эти требования также прописаны в законе и являются едиными для всех участников. К ним относятся:

  • отсутствие у участника недоимки по налогам и задолженности или наличие веских причин для обоснования такой задолженности;
  • отсутствие у участника судимости в экономической сфере за исключением случаев, когда судимость снята или погашена;
  • наличие авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности (исключение тут составляют контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие между участником и заказчиком конфликта интересов (например, первые лица заказчика состоят в родственных связях с первыми лицами одного из участников тендера, в то время как поставщики — участники закупок, должны находиться в равном положении);
  • отсутствие регистрации компании-поставщика в офшорной зоне;
  • отсутствие компании-участника в реестре недобросовестных поставщиков;
  • отсутствие решения суда о банкротстве, ликвидации или приостановлении деятельности компании-участника;
  • возможность предоставления в качестве финансового обеспечения заявки на участие в госконкурсе фиксированной денежной суммы либо банковской гарантии.

Как мы выяснили, государственный тендер — понятие широкое. Разобрать в нюансах все его аспекты непросто, тем более начинающим компаниям. А между тем от того, насколько правильно вы подготовите пакет документов и подадите заявку, во многом зависит исход конкурса. Решением может стать либо организация тендерного отдела, либо передача некоторых тендерных вопросов на аутсорсинг. Наиболее часто таким способом решается вопрос о предоставлении финансового обеспечения заявки на участие в госконкурсе.

Как привлечь банковское финансирование для обеспечения тендерной заявки

Разъяснить один из важных аспектов участия в государственном тендере, а именно вопрос предоставления финансового обеспечения, мы попросили Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Для того чтобы профинансировать заявку на участие в государственном тендере, подрядчик может извлечь требуемые средства из оборота, но, помимо этого, может воспользоваться и другими способами: либо получением тендерного кредита, либо оформлением банковской гарантии.

На сегодняшний день данные услуги оказывает значительное число банков. Однако их кредитные предложения и требования к заемщикам заметно отличаются, в связи с чем выбор наилучших условий невозможен без всестороннего и тщательного анализа.

Столкнувшись с данной проблемой, компании, желающие получить банковское финансирование для участия в тендере, обращаются за помощью к экспертам КСК групп. При этом наши специалисты могут либо оказать помощь в поиске лучших условий, либо осуществить полноценное содействие, направленное на получение клиентом готового банковского продукта.

Во втором случае мы берем на себя детальную проработку сделки, включающую предварительную диагностику компании-клиента. Скрининг проводится нашими экспертами на основании документации и бухгалтерской отчетности. Благодаря подробному согласованию финансового положения клиента и требований различных банков удается подобрать банк, состоящий в реестре Минфина и удовлетворяющий запросам заказчика. За более чем 20-летний срок работы в данной сфере у КСК групп сложились партнерские отношения более чем с тридцатью банками, в один из которых мы и направляем заявку.

При обсуждении сделки наши специалисты согласовывают удобные для обеих сторон условия, сроки кредитования и варианты залогового обеспечения. Решение многих вопросов облегчается благодаря взаимодействию на уровне руководства кредитной организации, что является следствием доверительных партнерских отношений. В итоге заявки КСК групп всегда рассматриваются в приоритете, и мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.

Тем самым мы помогаем не только привлечь финансирование для развития бизнеса, но и сэкономить на процентах при получении кредита.

Важным моментом является и такое преимущество, как оперативность рассмотрения вопросов: специалисты КСК групп всегда укладываются в сроки, которые озвучивают».

P. S. На сайте КСК групп можно получить более полную информацию об услугах и кейсах компании, а также оставить заявку, заполнив простую форму, необходимую для проведения расчета требуемых услуг.

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Компании N
________________________
«_____»____________ 2006 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении тендера на предоставление услуг
в сфере управления персоналом

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в ходе проведения тендера между Компанией N (далее — Организатор) и Участниками тендера; определяет общий порядок организации и процедуру проведения тендера на право предоставления консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и т. д.) услуг Организатору; основные условия участия в тендере заинтересованных компаний; порядок рассмотрения тендерных предложений, порядок принятия решений, а также порядок утверждения и оформления результатов тендера.

1.2. Цели проведения тендера:

— привлечение лучших специалистов и компаний, способных оказать Организатору консалтинговые (тренинговые, рекрутинговые и т. д.) услуги на высоком профессиональном уровне;
— выбор наилучшего предложения по предоставлению консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и т. д.) услуг.

1.3. Предметом тендера является право предоставления консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и т. д.) услуг Организатору. Объем услуг определяется договором.

1.4. Требования к тендерному предложению формулируются тендерной комиссией и доводятся до участников в сообщении об объявлении тендера.

2. Условия участия в тендере

2.1. Участником тендера (далее — Участник) может стать организация, имеющая успешный опыт реализации проектов в сфере предоставления консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и т. д.) услуг, положительную репутацию, необходимые финансовые средства и материальные возможности; располагающая трудовыми ресурсами (с соответствующими профессиональными знаниями и квалификацией) для выполнения условий договора. Участие в тендере могут принимать как отечественные, так и зарубежные компании разных форм собственности.

2.2. Участники самостоятельно несут все расходы, связанные с участием в тендере.

2.3. Все материалы, представленные Участниками для рассмотрения в рамках проведения тендера являются их собственностью. Использование Организатором материалов, переданных для участия в тендере, без согласия Участника не допускается.

2.4. Не допускаются недобросовестные действия Участников:

— прямое или косвенное предложение, передача либо согласие передать любому должностному лицу Организатора (в том числе члену тендерной комиссии) или привлеченному эксперту вознаграждения в любой форме (предложение о найме на работу, оказание услуги, деньги, ценные бумаги и т. д.) в целях оказания воздействия на проведение процедур тендера и принятие решений тендерной комиссией;
— представление Участником недостоверных сведений.

В случае установления недобросовестных действий Участника тендерная комиссия вправе как отклонить от рассмотрения его тендерное предложение и отстранить его от участия в тендере, так и расторгнуть уже заключенный с победителем тендера договор.

3. Тендерная комиссия и независимые эксперты

3.1. Для подготовки и проведения тендера, принятия решений о победителях формируется тендерная комиссия (далее — Комиссия) в количестве не менее пяти человек. Персональный состав Комиссии, во главе с ее председателем, утверждается приказом руководителя Компании N. В состав Комиссии входят: председатель Комиссии, секретарь Комиссии, члены Комиссии. Председатель руководит деятельностью Комиссии, утверждает регламент ее работы, определяет даты и повестку дня заседаний, ведет заседания Комиссии, организует работу Комиссии в соответствии с настоящим Положением, объявляет победителей торгов и совместно с ними подписывает Протокол проведения тендера. (Типовая форма Протокола результатов проведения тендера приводится в Приложении 1 к Положению о тендере.)

3.2. Заседание Комиссии является правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего числа ее членов. Комиссия самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов. Каждый член Комиссии голосует один раз. При равенстве голосов голос председателя является решающим.

3.3. Члены Комиссии обязаны отвечать на любой запрос Участников касательно разъяснения порядка и процедур проведения тендера, подготовки тендерных предложений. Если ответ на запрос представляет интерес для других Участников, он доводится до сведения всех Участников. В случае необходимости Комиссия в установленном ею порядке организует доступ Участников к дополнительной информации.

3.4. Комиссия на своем первом заседании детализирует требования настоящего Положения, устанавливает состав и последовательность основных тендерных мероприятий, сроки их проведения и ответственных исполнителей.

3.5. Комиссия определяет критерии оценки тендерных предложений, рассматривает представленные тендерные предложения участников и осуществляет выбор победителя тендера.

3.6. Комиссия вправе привлекать к оценке тендерных предложений независимых экспертов и использовать их заключения при определении победителей тендера. Эксперты подписывают Добровольную декларацию (См. Приложение 2 к Положению о тендере).

При привлечении Экспертов к оценке тендерных предложений Комиссия обязана обеспечить анонимность материалов, передаваемых Экспертам для подготовки заключений. Анонимность обеспечивается путем передачи на экспертизу копий тендерных предложений, в которых информация о наименовании компании — Участника тендера и ее реквизитах, заменена номером Участника тендера.

Прямые переговоры Экспертов с Участниками не допускаются. В случае необходимости получения дополнительной информации, уточнения терминов или разъяснений Эксперт передает вопросы Комиссии.

3.7. После проведения экспертизы тендерных предложений, Эксперты представляют заключения (отчеты), которые передают под расписку председателю Комиссии (вся информация, представленная Экспертами, является конфиденциальной). Все члены Комиссии знакомятся с отчетами. Эксперты дают комментарии по рассмотренным материалам, а также отвечают на вопросы членов Комиссии. Все полученные для работы материалы Эксперты обязаны возвратить Комиссии в установленные сроки.

4. Условия участия в конкурсном отборе

4.1. Для участия в конкурсном отборе компания, претендующая на включение в список участников тендера (далее — Претендент), подает в Комиссию заявку на участие в тендере. К заявке прилагаются следующие документы:

— общая информация о компании;
— информация о выполненных компанией проектах с указанием предприятий, которым оказывались услуги в сфере управления персоналом;
— свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
— копии лицензий на право осуществления соответствующих видов деятельности;
— тендерное предложение, касающееся технических характеристик затребованных услуг (далее — Техническое предложение);
— тендерное предложение, касающееся стоимости затребованных услуг (далее — Финансовое предложение);
— описание механизма ответственности Претендента за качество методов и подходов, используемых при предоставлении затребованных услуг;
— описание методики расчета эффективности предложенных услуг;
— информация о штатных сотрудниках Претендента, которые непосредственно будут привлечены для предоставления услуг;
— образец отчета о предоставленных услугах;
— опись представленных документов.

Претендент имеет право приложить дополнительные материалы о своей компании.

4.2. Все перечисленные документы подаются в Комиссию в одном экземпляре в запечатанном конверте в срок, указанный в сообщении о проведении тендера.

4.3. Претендент несет ответственность за достоверность представленной информации.

4.4. К участию в конкурсном отборе допускаются компании, отвечающие установленным настоящим Положением требованиям.

4.5. Претендент не допускается к участию в конкурсном отборе, если им представлены не все документы, указанные в подпункте 4.1 настоящего Положения, или документы представлены позже срока, указанного в сообщении о проведении тендера.

4.6. С момента принятия Комиссией решения о включении Претендента в список Участников тендера, консалтинговая компания получает статус Участника тендера (далее — Участник).

4.7. Комиссия может отказать Претенденту во включении его в список Участников тендера в случае:

— несоответствия Претендента требованиям настоящего Положения;
— недостоверности представленной Претендентом информации;
— наличия фактов нарушения Претендентом принятых этических норм профессиональной деятельности и рекламаций.

5. Порядок проведения тендера

5.1. Организатор извещает о проведении тендера в Сообщении. Сообщение о проведении тендера может быть опубликовано в специализированных изданиях и интернет-ресурсах, на сайте Организатора, либо разослано непосредственно потенциальным Участникам тендера.

5.2. Извещение о тендере публикуется не менее чем за 60 дней до его проведения и включает:

— координаты Комиссии;
— дату и место проведения тендера;
— цели и задачи проведения тендера;
— требования, предъявляемые к Претендентам для участия в тендере;
— сроки приема заявок, перечень документов, представляемых Претендентами дл

КОГДА ДОПУСКАТЬ ДО УЧАСТИЯ, А КОГДА – НЕТ.

Как известно, один из принципов осуществления закупок в рамках Закона № 223-ФЗ – отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Следовательно, изначальный запрет для физического лица без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с ним только из-за того, что это лицо – не юридическое и не ИП, станет нарушением данного принципа. Причем физические лица без статуса ИП вправе выступать и в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, конкурса, аукциона или запроса предложений), и в роли единственных подрядчиков или исполнителей (но не поставщиков – об этом далее).

Отметим, что норма законодательства, позволяющая физлицам участвовать в закупках, как правило, все же находит свое отражение и в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками, куда она просто переписывается.

Но существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обосновано. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 492 и 506 ГК РФ). А значит, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров.

В отношении отдельных видов деятельности тоже могут существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы. Например, специалист, занимающийся кадастровой деятельностью (кадастровый инженер), вправе осуществлять ее либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним.

А вот когда производится закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, возмездного оказания услуг, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, участие в закупке физлиц без статуса ИП вполне возможно. Гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей (гл. 37 – 39 ГК РФ). Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды (гл. 34 ГК РФ) – например, если заказчик арендует жилое или нежилое помещение, транспортное средство.

Для сравнения отметим: в федеральном законодательстве о контрактной системе, которое считается более «строгим», нежели Закон № 223-ФЗ, возможность участия физических лиц без статуса ИП в закупках тоже прописана – и даже более четко. Как и в Законе № 223-ФЗ, в Законе № 44-ФЗ указанные лица входят в число участников закупок. Кроме того, здесь говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с физлицом в части налоговых особенностей, в перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) фигурируют отдельные пункты, касающиеся заключения контракта именно с такими лицами (например, на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода или гида) (п. 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Норма законодательства, позволяющая физлицам участвовать в закупках, как правило, находит отражение в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками.

Конечно, вряд ли можно ожидать, что физические лица без статуса ИП станут проявлять какую-то большую активность в участии в закупках. Это связано с содержанием, характером, сроками и объемом закупок, которые могут быть непосильны для таких лиц. В частности, сложно представить, что отдельный человек возьмется провести ремонт производственного цеха. Кроме того, названным лицам, вероятно, труднее нести необходимые для участия в закупке издержки – предоставлять обеспечение заявок и контрактов, оплачивать получение сертификатов электронных подписей для участия в торгах на электронных площадках и т. д.

Однако в тех случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований. Ну а если данное лицо еще и одержит победу в торгах, заказчик неминуемо должен будет заключить с ним договор. Хотя на практике физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении заказчиками закупок у единственного подрядчика (исполнителя). Участие же таких лиц в закупках, проводимых конкурентными способами, и тем более победа в них – явление гораздо более редкое.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА.

При заключении договора с физическим лицом без статуса ИП заказчику нужно обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, необходимо предусмотреть осуществление заказчиком функции налогового агента в отношении НДФЛ: 13% для налоговых резидентов РФ и в отдельных случаях – 30% для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ). Согласно налоговому законодательству налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ, а на заказчиков – российские организации, в результате оформления отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, в данном случае как раз и возложена функция налогового агента (п. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 226 НК РФ). Примечательно, что в федеральном законодательстве о контрактной системе для аналогичного случая существует норма, согласно которой при заключении контракта с физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Таким же образом можно поступать и заказчикам, работающим по Закону № 223-ФЗ. Положение об уменьшении оплаты на размер налогового платежа в случае заключения договора с физлицом без статуса ИП необходимо закрепить в договоре, а при использовании конкурентных способов закупки и в документации о ней (в силу п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг). Если же в составе документации размещается проект договора, названное положение нужно указать и здесь. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что заказчик не может заранее знать, будет среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП или нет, а само физлицо, принимая решение об участии в закупке, должно иметь представление о том, что размер предлагаемой им цены договора будет уменьшен на сумму налогового платежа.

В случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований.

Во-вторых, нужно прописать исполнение заказчиком функции плательщика страховых взносов. В силу федерального законодательства объектом обложения такими взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а плательщиками этих взносов в числе прочих называются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ). Базовые тарифы страховых взносов составляют 22% в ПФР и 5,1% в ФФОМС (взносы в ФСС по договорам гражданско-правового характера не платятся) (пп. 2 п. 3 ст. 422, ст. 426 НК РФ). Причем базой страховых взносов считается сумма начисленных выплат, то есть база включает в себя и НДФЛ. Например, если размер выплаты с учетом НДФЛ составляет 100 тыс. руб., общий размер расходов заказчика по данному договору на основе базовых тарифов составит 127,1 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 100 тыс. руб. х 27,1%), а сам подрядчик или исполнитель получит «на руки» 87 тыс. руб. (100 тыс. руб. — 100 тыс. руб. х 13%).

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег оно и должно получить от заказчика. Оно не будет учитывать, что заказчику еще необходимо нести расходы по уплате НДФЛ и страховых взносов. Поэтому чтобы у заказчика, определившего в качестве победителя торгов физлицо, не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – понести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены договора, рекомендуем в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы. А при заключении договора в нем необходимо прописывать сумму выплаты с НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов. Соответствующее положение должно быть и в проекте договора.

Если же закупка осуществляется у единственного подрядчика или исполнителя, здесь, как правило, сначала физическое лицо без статуса ИП, с кем заказчик ведет прямые переговоры, обозначает ту сумму выплаты, которую хочет получить «на руки», а затем уже заказчик в своем расчете «добавляет» к данной сумме НДФЛ и страховые взносы, определяя итоговую «цену вопроса», которую придется заплатить как самому физлицу, так и государству для привлечения данного лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги. В этом случае обычно все обходится без неприятных для сторон неожиданностей.

Важно отметить, что в отношении физических лиц, занимающихся частной практикой, существуют свои особенности заключения договоров. Данные лица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в силу налогового законодательства самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ (пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ) – как и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 430 НК РФ). К названным лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов, адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты, граждан, занимающихся народной медициной, арбитражных управляющих, оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления этой деятельности), частных детективов, патентных поверенных. Если закупка проводится в отношении названных видов деятельности, на заказчика не возлагаются обязанности налогового агента и плательщика страховых взносов.

ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ФИЗЛИЦА.

Надо учесть аспект, связанный с обработкой персональных данных физического лица без статуса ИП, с которым заключается договор. Согласно федеральному законодательству персональными данными считается любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой таких данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием или без использования средств автоматизации, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом лицо, осуществляющее обработку данных, является оператором. Обработка личных данных допускается лишь в определенных случаях, к числу которых относятся ситуации, когда имеется согласие гражданина на обработку его персональных данных, осуществляется обработка персональной информации, подлежащей опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, либо когда обработка необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (пп. 1, 2, 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Подписание договора с физлицом без статуса ИП в рамках Закона № 223-ФЗ влечет дополнительные административные издержки для заказчика по сравнению с заключением договора с юрлицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно требованиям федерального законодательства заказчик вносит в реестр договоров (ведется Федеральным казначейством) установленные сведения, которые в случае заключения договора с физическим лицом без статуса ИП содержат в том числе персональные данные этого лица – фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства и ИНН. Таким образом, указанное действие относится к понятию «обработка персональных данных» (посредством размещения личной информации в реестре договоров доступ к ней предоставляется третьим лицам), а заказчик выступает в роли оператора. Получать согласие субъекта персональных данных на их обработку здесь не требуется, поскольку данная ситуация как раз подпадает под описанный выше случай, когда рассматриваемое действие оператора осуществляется в связи с возложением на него законодательством РФ соответствующей обязанности. Кроме того, эта ситуация может быть отнесена и к случаям, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в силу федерального закона.

Однако существует и противоположное мнение. В частности, если рассматривать реестр договоров как «общедоступный источник персональных данных», личные сведения о физлице могут размещаться здесь только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 8 Закона № 152-ФЗ). И тогда для соблюдения обозначенного положения законодательства заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физическим лицом в составе заявки на участие своего письменного согласия на обработку персональных данных. Подобного мнения придерживаются, например, Минфин и Минэкономразвития.

Поэтому во избежание возможных конфликтных ситуаций с контрольными органами заказчикам все-таки рекомендуется запрашивать у физических лиц без статуса ИП их письменное согласие на обработку персональных данных, если сведения о договоре, который заключается с ними как с единственным подрядчиком (исполнителем) или может быть заключен с ними по результатам торгов, должны размещаться в реестре договоров. Отметим: если договор заключается на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (а именно такие на практике чаще всего подписываются с физлицами без статуса ИП), у заказчика нет обязанности размещать сведения об этих договорах в реестре. Следовательно, никаких дополнительных условий, связанных с темой персональных данных, тут вообще не возникает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *