Аттестация руководителя образовательного учреждения

Аттестация руководителей образовательных организаций: слово закона

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» юридически закрепил обязательность прохождения аттестации кандидатами на должность руководителя образовательной организации и лицами, занимающими эту должность. Согласно ч. 4 ст. 51 данного нормативного документа кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, которые назначаются Президентом РФ и Правительством РФ) проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации руководителей образовательных учреждений 2016 устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.

В Москве проведение аттестации руководителей образовательных организаций и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций регламентируется Положением о порядке проведения аттестации руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, утвержденным приказом Департамента образования города Москвы от 23.09.2013 № 602.

Организационно-методическое и техническое сопровождение процедуры аттестации руководителей образовательных организаций осуществляет Московский центр качества образования (далее – МЦКО). В его функции входит:

  • разработка критериев, измеряемых показателей и формы представлений на аттестацию руководителей и кандидатов на должность руководителя с учетом образовательных программ, реализуемых образовательной организацией; разработка методических рекомендаций по проведению процедуры аттестации;
  • консультирование аттестуемых по вопросам организации и проведения процедуры аттестации; организация приема и регистрация аттестационных документов и материалов;
  • обеспечение защиты персональных данных аттестуемых в установленном законом порядке;
  • проведение технической и содержательной экспертизы аттестационных материалов;
  • привлечение специалистов для разработки вопросов и заданий для квалификационных испытаний и их представление на общественно-государственную экспертизу;
  • формирование графиков проведения тестирования, доведение их до сведения работодателей аттестуемых, информирование об этом всех заинтересованных лиц через сайт МЦКО;
  • обеспечение проведения тестирования; организация информационно-аналитического и организационно-технического сопровождения деятельности аттестационной комиссии;
  • представление отчетной документации по итогам проведения аттестации.

За этим перечнем стоит кропотливая работа сотрудников МЦКО по созданию образовательной инфраструктуры, которая призвана стимулировать повышение квалификации руководителей образовательных организаций, их личностный и профессиональный рост, а также повышение эффективности и качества управления образовательной организацией.

Мифы об аттестации руководителей образовательных организаций

Процедура аттестации руководителей образовательных организаций, как и любое испытание, требующее от человека мобилизации всех внутренних ресурсов, обросла множеством слухов и мифов, которые часто направлены на оправдание тех, кто по тем или иным причинам не смог доказать свою профессиональную состоятельность и успешно пройти аттестацию. Попробуем в них разобраться.

Миф первый: процедура аттестации требует заполнения отчетных форм с огромным количеством цифр, за которыми невозможно увидеть реального человека.

На самом деле цифры в отчетных формах объективно (в измеряемых величинах) отражают деятельность руководителя образовательной организации по реализации государственной политики в области образования.

Так, в представлении руководителя на аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности необходимо указать количество выпускников 11-х классов, получивших по итогам сдачи трех экзаменов в рамках государственной итоговой аттестации 220 и более баллов. Динамика показателей по годам отражает уровень компетентности руководителя в вопросах обеспечения качества образовательных результатов обучающихся. Реализация современных требований к кадровым условиям функционирования образовательной организации, и в частности в вопросах повышения заработной платы педагогических работников, отражается в показателях децильного коэффициента дифференциации заработной платы.

Децильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальный уровень заработной платы 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышает максимальный уровень заработной платы 10% наименее оплачиваемых работников.

Миф второй: аттестация включает в себя квалификационное испытание, которое требует знания ответов на несущественные вопросы.

Действительно, одним из компонентов аттестационной процедуры является квалификационное испытание, которое проводится в форме компьютерного тестирования. Его цель – определить уровень владения руководителем профессиональными знаниями в самых разных областях управленческой деятельности. Круг вопросов, включенных в контрольно-измерительные материалы тестирования, ориентирован на мотивирование руководителей к повышению уровня своей теоретической подготовки и совершенствованию управленческих компетенций.

В целях преодоления заблуждений среди аттестуемых по поводу целесообразности тех или иных вопросов председатель аттестационной комиссии И.И. Калина предложил членам комиссии пройти тестирование и высказать свое мнение об этом квалификационном испытании.

Вердикт членов комиссии был однозначен: предлагаемые вопросы охватывают максимальный спектр знаний, необходимых для оценки управленческих компетенций руководителя образовательной организации. Кроме того, был проведен опрос руководителей, которые успешно прошли тестирование. Им задавали вопрос, насколько эффективна данная процедура. Приведем для примера несколько ответов.

Руководитель образовательной организации Северного административного округа, результат тестирования – 91%: «Подготовка к тестированию заставила меня обратиться к изучению тех нормативных документов, которые я каждодневно использую в работе, но на знакомство с которыми у меня никогда не хватало времени».

Руководитель образовательной организации Юго-Западного административного округа, результат тестирования – 85%: «Я получил удовлетворение от процесса познания и обрел второе дыхание в тот момент, когда казалось, что уже нет сил. Результат тестирования покажу моим ученикам как стимул и ориентир для сдачи ЕГЭ».

Руководитель образовательной организации Центрального административного округа, результат тестирования – 95%: «Хочу провести данную процедуру для своих заместителей, так как на собственном опыте убедился, что замер и оценка знаний способствуют их пополнению и обновлению».

Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равном количестве голосов решающим является голос председателя. При прохождении аттестации аттестуемый, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

П. 4.4 Положения о порядке проведения аттестации руководителей государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования города Москвы

Миф третий: все, кто приглашается на заседание аттестационной комиссии, подвергаются унизительной процедуре допроса с трансляцией в прямом эфире.

Не думаем, что в этом испытании есть что-либо унизительное. Собеседование с аттестационной комиссией, которое транслируется в прямом эфире в сети Интернет и впоследствии размещается на сайте Департамента образования города Москвы, является стандартной процедурой и необходимо для вынесения объективного решения в случаях, когда в отношении аттестуемого руководителя возникают вопросы, связанные с результатами других процедур.

Держать ответ на вопросы об итогах проверок контролирующих органов или связанные с недостаточностью показателей для проведения автоматической процедуры аттестации руководителей образовательных организаций на соответствие занимаемой должности – это прекрасная возможность самопрезентовать себя и доказать свою состоятельность как руководителя.

>Как аттестовать руководителя образовательного учреждения

Порядок и цель проведения аттестации

Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.

Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.

Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.

Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:

  • повысить эффективность подбора руководящего состава;
  • оценить знания кандидата при приеме;
  • оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
  • стимулировать профессиональный рост.

Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:

  1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
  2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
  3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
  4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.

Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.

Основные понятия об аттестации руководителей образовательных учреждений

К сотрудникам, работающим на руководящих должностях, предъявляются более высокие требования, чем к остальным работникам из той же сферы деятельности. Это касается не только предприятий, которые занимаются организационно-хозяйственным производством, работой на опасных объектах.

Руководители, работающие в организациях, которые несут ответственность за образование, тоже должны проходить соответствующую проверку и аттестацию. Ведь качество их работы будет напрямую влиять на уровень подготовки тех специалистов, которые прошли обучение в этих учреждениях. И, как следствие, и на их уровень эффективности трудовой деятельности.

Аттестацию руководителя образовательной организации нужно проводить не реже одного раза в 5 лет – об этом говорится в соответствующем приказе Министерства науки и образования №276 от 07. 04. 2014. Но если человек, занявший руководящую должность в учреждении, проработал на ней менее одного года, то он освобождается от проверки и оценки его профессиональной деятельности.

Также от прохождения аттестации освобождаются следующие сотрудники:

  • Те сотрудники, которые получили должность по приказу Президента РФ или Правительства РФ;
  • Сотрудники, которые по разным причинам перешли на руководящую должность временно;
  • Беременные сотрудницы, или сотрудники, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;
  • Те сотрудники, которые оформили отпуск по уходу за ребенком, ещё не достигшим возраста в три года;

Аттестация руководителей образовательных учреждений в 2018 году проводится с некоторыми изменениями относительно предыдущих лет. Особенно это касается документов, которые проверяемый сотрудник должен предоставить в аттестационную комиссию. Сейчас работник, подвергшийся аттестации, обязан отправить:

  • Письменное согласие пройти аттестацию, которое сотрудник составил, получив соответствующее уведомление;
  • Письменное согласие на то, чтобы комиссия провела исследование и рассмотрение полученных данных, документов;
  • Полный отчет о своей деятельности на посту руководителя учебной организации. Там должна быть указана информация о том, какими темпами идет выполнение общей учебной программы учреждения.
  • Мнение и рекомендации, выдвинутые коллегиальным органом, собранным управлением образовательного учреждения. Коллегиальный орган собирается для рассмотрения и анализа полных отчетов о деятельности, предоставленных руководителями.
  • Справку, которая подтверждает, что человек, занимающий руководящую должность, соответствует выдвинутым к этому месту работы требованиям. Эти критерии указаны в ч.1 ст. 351.1 ТК РФ.
  • Любые другие документы, которые касаются трудовой деятельности руководителя и какие он посчитал нужным предоставить на рассмотрение аттестационной комиссии.

Кроме указанного выше перечня, есть список дополнительной информации, которую сотрудник, находящийся на руководящей должности, обязан предоставить в случае необходимости. Этот список утвержден министерствами и органами федерального уровня, которые занимаются контролем учебного процесса и научной деятельности:

  • Министерство экономического развития РФ. Они могут потребовать от сотрудника, находящегося на руководящей должности, предоставить в комиссию информацию о полученных доходах, находящемся в собственности имуществе, фактах регистрации брака в ЗАГСе, появлении за истекший с последней аттестации срок детей. Также они вправе потребовать копию трудовой книжки и документы, подтверждающие получение разнообразных ученых степеней, почетных званий. Если у сотрудника есть научные работы, то он должен предоставить полный их перечень.
  • Россвязь. Кроме тех документов, которые указаны выше, от сотрудника может потребоваться информация о планируемой программе развития учебной организации. Там должны быть указаны действия, которые хочет совершить руководитель для того, чтобы повысить общий уровень качества преподавания в организации, а также улучшения, касающиеся других сфер деятельности этого учреждения.
  • Министерство культуры. От сотрудника могут потребовать предоставить комиссии копии бумаг, которые будут подтверждать получение не только высшего образования, но и прохождение дополнительных профессиональных, специальных курсов.
  • ФТС. От сотрудника могут потребовать предоставить на рассмотрение аттестационной комиссии документы, подтверждающие получение наград. Также он должен подтвердить полученную ученую степень и дополнительные профессиональные навыки.

Дополнительное условие выдвигается к сотрудникам, которые занимали руководящие должности в муниципальных или государственных организациях. В течение 2 лет с того момента, как его уволили с этого рабочего места, работник должен предоставить документы от комиссии, которая занимается контролем служебного поведения муниципальных или государственных служащих. Но только в том случае, если должности, на которой состоял сотрудник, присущи отдельные функции управления образовательной организацией.

Второе важное изменение, которое необходимо учитывать при аттестации руководителей образовательных учреждений, это правки, внесенные в сам процесс проверки и оценки. Теперь аттестация должна проходить в два этапа, последовательно, один за другим. На первом этапе сотрудник занимается подтверждением собственного уровня профессиональных навыков. На втором этапе сотрудник подтверждает уровень квалификации, первый или высший, полученный им до этого.

Важно, чтобы руководитель образовательного учреждения предоставил аттестационной комиссии все нужные документы и в полном объёме. Если он этого не сделает, то к аттестации допущен не будет. А это может стать основанием для пересмотра условий трудового договора, заключенного между работодателем и сотрудником.

Порядок проведения аттестации руководителей образовательных учреждений

Порядок проведения аттестации руководителей образовательных учреждений во многом схож с порядком, через который должен пройти обычный член преподавательского состава.

Изначально по образовательному учреждению необходимо издать приказ о том, что в скором времени пройдет аттестация сотрудников. В приказе должно быть указаны должности, подвергающиеся проверке, а также сроки, во время которых эта проверка будет проходить. Также в тексте приказа нужно указать, какова цель подобной аттестации – от неё будет зависеть состав комиссии и возможные последствия для сотрудника, провалившего проверку.

Если целью аттестации будет проверка соответствия сотрудника требованиям, которые выдвигаются к занимаемой им должности, то в составе комиссии должен в обязательном порядке быть представитель соответствующего профсоюза. Потому что провал подобной проверки может стать юридическим основанием для того, чтобы разорвать трудовой договор, в соответствии с п.3 ст.81 ТК РФ.

После того, как приказ утвержден и издан по образовательному учреждению, всех работников, которые подвергнутся проверке, нужно уведомить о факте будущей аттестации. Это делается минимум за неделю до того, как состоится заседание комиссии. Уведомление может быть произведено в письменном виде и под роспись. Там должна содержаться информация о точном месте и времени проведения аттестации.

Если сотрудник, занимающий руководящую должность, был уведомлен об аттестации по всем правилам, но при этом на заседание комиссии он не явился, то работодатель должен сделать следующее. Во-первых, — работник, не явившийся на аттестацию, должен быть подвергнут дисциплинарному наказанию. Во-вторых, — аттестацию нужно перенести на более поздний период.

После издания приказа и рассылки уведомлений, необходимо собрать комиссию, которая будет заниматься аттестацией работников. В состав этого оценочного органа должны входить:

  • Председатель аттестационной комиссии;
  • Заместитель председателя аттестационной комиссии;
  • Рядовые члены аттестационной комиссии;
  • Секретарь, занимающийся приемом бумаг от проверяемых сотрудников, а также правильным документооборотом;

В состав комиссии должны войти представители федеральных и муниципальных органов управления, органов местного самоуправления самой учебной организации, научные деятели и специалисты. Если работников проверяют на соответствие требованиям, которые выдвигаются к занимаемой должности, то в состав комиссии нужно включить представителя соответствующего профсоюза.

После того, как состав аттестационной комиссии утвержден приказом работодателя, начинается проверка руководителей. Они предоставляют в оценочный орган отчеты с результатами рабочей деятельности, а также другие документы, которые входят в обязательный список.

Члены комиссии занимаются проверкой полученных данных, проведением дополнительных опросов и всем, что нужно для анализа собранной информации. После того, как основная часть аттестации закончилась, специалисты отправляют работодателю или контролирующему органу результаты, а также свои рекомендации.

Возможные последствия аттестации

После того, как комиссия подвела итоги и отправила полученные результаты, должны наступить возможные последствия. Они зависят от целей, которые ставились перед аттестацией.

Если сотрудник прошел проверку и подтвердил свою категорию квалификации, то работодатель может рассмотреть возможность повысить его. Также контролирующие органы могут предоставить ему более высокий уровень квалификации – перевести руководителя с первой категории на высшую, например.

Но если сотрудник не соответствует требованиям, которые выдвигаются к занимаемой им должности, то в таком случае комиссия делает вывод, что аттестацию он не прошел. И если от работодателя поступит соответствующие заявление, то работника могут отправить на дополнительную аттестацию, чтобы повысить его уровень профессиональной подготовки.

Если сотрудник не смог пройти аттестацию, а комиссия сделала вывод, что он не соответствует выдвинутым требованиям, и при этом нет положительного ответа на повторную проверку, то работник отстраняется от занимаемой должности. Он не имеет права занимать её, пока не сможет успешно сдать аттестацию.

Если же сотрудник, занимающий руководящую должность, не прошел аттестацию на соответствие, то работодатель получает юридическое основание для того, чтобы пересмотреть условия трудового договора. В том числе и совсем расторгнуть его, основываясь на п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Также возможно такое, что руководитель учебного заведения прошел основную часть аттестации и подтвердил свои профессиональные знания и своё соответствие занимаемой должности, но при этом не смог подтвердить квалификационную категорию, подтвержденную ранее. В таком случае никаких негативных последствий для такого работника не должно наступить. Даже его квалификационная категория не понижается – она остается на том уровне, на котором была до начала аттестации. Это же касается и присвоенных ученых степеней, наград и других поощрений, полученных за научную и трудовую деятельность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *