Акцептовать

Акцепт платежного требования

Одной из новелл БК и Инструкции о банковском переводе является то, что при расчетах платежными требованиями данная платежная инструкция оплачивается только при наличии согласия (акцепта) плательщика, за исключением случаев, когда допускается безакцептное списание. Ранее, если плательщик в течение установленного законодательством времени не представлял в банк отказ от акцепта платежного требования, оно оплачивалось автоматически, т.е. использовался так называемый «молчаливый» акцепт. Однако на практике это приводило иногда к необоснованному списанию средств со счетов, поскольку по тем или иным причинам плательщик просто не успевал заявить отказ от акцепта.

Действующее законодательство выделяет предварительный и последующий акцепты:

Предварительный акцепт — акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования.

Предварительный акцепт предполагает оплату платежных требований в срок, определенный плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее четвертого банковского дня, включая банковский день поступления платежного требования.

В силу того, что при данном виде акцепта плательщик доверяет банку осуществлять списание средств со счета, не видя предъявленных платежных требований, необходима четкая предварительная идентификация указанных расчетных документов.

В заявлении на предварительный акцепт должны быть указаны:

  • — наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований;
  • — наименования бенефициаров;
  • — номера и даты заключенных договоров, по которым предполагается оплата платежных требований в порядке предварительного акцепта;
  • — расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения и телетрансмиссионные расходы по переводу);
  • — другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной.

Для того чтобы платежное требование оплачивалось в день поступления его в банк, помимо включения соответствующих данных в заявление на предварительный акцепт оно должно содержать надпись: «Оплата в день поступления»; если соответствующего указания на платежном требовании нет, оно оплачивается с последующим акцептом.

Если платежное требование подлежит в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате на второй, третий или четвертый банковский день со дня поступления их в банк-отправитель, плательщик вправе заявить отказ от оплаты. В связи с этим подобный акцепт называют «акцепт с возможностью отказа». Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате в указанные сроки, должны содержать надпись: «Акцепт с возможностью отказа».

Отказ может быть на всю сумму платежного требования или на его часть. Плательщик должен представить заявление на отказ до даты платежа.

В заявлении на отказ от оплаты должны быть указаны:

  • — наименование плательщика и номер его счета;
  • — номера, даты, суммы требований (цифрами); при частичном отказе — суммы, в которых требования подлежат оплате (цифрами и прописью);
  • — при полном отказе — запись об отказе оплатить в полной

сумме;

  • — мотив отказа;
  • — наименования и номера счетов получателей средств;
  • — другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной.

Банк не проверяет по существу мотивы отказа от оплаты.

По письменному заявлению плательщика, заверенному оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, допускается оплата платежного требования до наступления даты платежа.

Платежные требования, подлежащие оплате в порядке предварительного акцепта с возможностью отказа, считаются:

  • — акцептованными в полной сумме при наступлении даты платежа, если отказ от оплаты по ним не получен;
  • — частично акцептованными при наступлении даты платежа, если по ним до даты платежа получен частичный отказ от оплаты (соответственно в остальной части это платежное требование является акцептованным);
  • — неакцептованными, если по ним до даты платежа получен полный отказ от оплаты.

Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о мотивах отказа от оплаты платежных требований и невключения бенефициара в заявление на предварительный акцепт. Урегулирование претензий между плательщиком и бенефициаром по поводу необоснованного отказа от оплаты платежных требований или невключения бенефициара в заявление на предварительный акцепт производится сторонами самостоятельно в порядке, установленном законодательством или договором.

Последующий акцепт — акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования в течение срока, установленного законодательством.

Последующий акцепт может быть на всю сумму платежного требования или на ее часть. Срок представления заявления на последующий акцепт составляет десять банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.

В целях исключения не санкционированного владельцем счета списания средств Инструкция о банковском переводе устанавливает общее правило о последующем акцепте платежных требований, поэтому требования, даже явно не указывающие на это, подлежат оплате именно в таком порядке. В порядке последующего акцепта подлежат оплате платежные требования:

  • — не содержащие надписи: «Оплата в день поступления» или «Акцепт с возможностью отказа»;
  • — содержащие надпись: «Оплата в день поступления» или «Акцепт с возможностью отказа», но поступившие от бенефициаров, не указанных в заявлении на предварительный акцепт;
  • — содержащие надпись: «Оплата в день поступления» или «Акцепт с возможностью отказа», поступившие от бенефициаров, указанных в заявлении на предварительный акцепт, но в которых указаны не соответствующие заявлению номера и (или) даты договоров; в которых неверно указаны номера счетов или наименования плательщиков, в том числе содержащие надписи: «Оплата в день поступления», «Акцепт с возможностью отказа», в случаях, если банк может установить плательщиков.

В заявлении на последующий акцепт должно содержаться поручение банку оплатить поступившие требования, а также должны быть указаны:

  • — наименование плательщика и номер его счета;
  • — номера, даты, суммы требований (цифрами);
  • — суммы, в которых требования акцептованы (цифрами и прописью), или запись об акцепте в полной сумме;
  • — наименования и номера счетов получателей средств;
  • — срок платежа (указывается в пределах срока акцепта);
  • — расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения и телетрансмиссионные расходы по переводу);
  • — другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной.

Как при предварительном, так и при последующем акцепте плательщик вместе с заявлением на акцепт представляет документы, служащие основанием для осуществления перевода, если это предусмотрено законодательством.

Передача в банк-отправитель заявлений на акцепт и на отказ от оплаты платежных требований может производиться в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и др.) и на машинном носителе. В таком случае для подтверждения подлинности заявлений используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.

Передача клиентом в банк-отправитель вышеуказанных заявлений осуществляется на основании заключенного между ними договора, в котором должны быть предусмотрены:

  • 1) порядок подтверждения приема банком заявлений на акцепт, переданных в электронном виде;
  • 2) ответственность клиента за операции, производимые по счету на основании данных заявлений;
  • 3) для клиентов, срок обслуживания которых банком составляет менее года, — сроки и порядок представления в банк оформленных на бумажном носителе и заверенных в установленном порядке заявлений на акцепт или реестров заявлений и ответственность за нарушение сроков их представления в банк.

Срок представления в банк-отправитель заявлений на акцепт платежных требований или реестров заявлений на бумажном носителе (для клиентов, срок обслуживания которых банком составляет менее года) не должен превышать 10 календарных дней. Форма реестров заявлений определяется банком самостоятельно.

Следует учитывать, что банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком по существу неакцепта или частичного акцепта платежных требований.

На практике возникает вопрос о том, вправе ли клиент отказаться от оплаты платежного требования, ранее им акцептованного, если денежные средства со счета еще не списаны.

Согласие клиента на списание средств с принадлежащего ему счета является односторонней сделкой, порождающей для обслуживающего банка обязательство списать средства. Исходя из этого для отмены или изменения заявления на акцепт платежного требования достаточно волеизъявления соответствующего лица. Поэтому, на наш взгляд, до тех пор, пока сумма платежного требования еще не списана с его расчетного счета, плательщик вправе отменить свой акцепт.

Платежные требования, оформленные для осуществления переводов белорусских рублей (в том числе оформленные на основании исполнительных документов) и не оплаченные (оплаченные частично) с текущего счета клиента ввиду отсутствия (недостаточности) средств; платежные требования, оформленные на основании исполнительных документов для осуществления переводов иностранной валюты и не оплаченные (оплаченные частично) с текущего счета клиента ввиду отсутствия (недостаточности) средств, помещаются в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Установленный Инструкцией о банковском переводе срок нахождения расчетных документов в картотеке — один месяц, а по документам по платежам, которые относятся к первоочередным, — 6 месяцев. Однако в договоре между банком-отправителем и плательщиком может быть определен и более длительный срок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *